Урок по литературе на тему А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях


Урок литературы в 5классе.
Тема: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: познакомить учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Развивать навыки выразительного чтения и анализа текста,. Воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
Познакомить учащихся со сказкой Пушкина.
Обогащение и расширение словарного запаса учащихся.
Развитие познавательного и эмоционального интереса к работе с текстом.
Осуществление связи содержания урока чтения с уроком русского языка и развитием речи.
Оборудование: учебники, тетради, различные издания «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», иллюстрации к сказке, словарные статьи на доске.
Ход урока.
I.Организационный момент.Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам сразу обратить внимание на эпиграф.
Эпиграф «Что за прелесть эти сказки…» А.С.Пушкин
Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку? Почему?
II. Актуализация опорных знаний.
-Что такое сказка?
- Какова особенность волшебных сказок?
- Вспомните, какие сказки Пушкина вы читали?
- Какие из них вам показались особенно интересными?
III. Постановка темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
IV. Работа над темой.
Слово учителя об истории создания сказки.
На прошлом уроке мы говорили о литературном состязании В.А.Жуковского и А.С.Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что помятуя об этом соревновании, А.С.Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Пушкин проявлял к народному творчеству необыкновенный интерес. Будучи в Михайловском, А.С.Пушкин окунулся в живую русскую речь, с удовольствием слушал песни и сказки няни, других простых людей, делал записи. Из множества сказок, рассказанных няней, поэт сделал конспект семи, среди которых четыре были волшебные. На основе этих записей великий поэт создавал свои сказки.
Словарик.
(Словарные слова были подготовлены ученицей. И ее работа со словарем была отмечена.)Своенравна – упрямая, капризная, поступающая так, как вздумается.
Приданое – имущество, выделяемое родителями невесты и собранное ею самой для замужества.
Подбочась – выпрямиться, подперев бока руками.
Терем – жилое помещение в верхней части дома; дом в виде башни.
Горница – комната, чистая половина крестьянской избы.
Светлица – в старину светлая, парадная комната.
Сват – тот, кто сватает кого-нибудь; родитель одного из супругов.
(Четкое проговаривание новых слов учащимися)
Чтение сказки.
Выразительное чтение сказки учителем.
Чтение сказки учащимися по цепочке.
Работа с иллюстрациями к сказке. (можете ли вы сразу определить изображенных героев?)
Физминутка.
Слушай, сказочный народ,Собираемся на сход.Поскорее в строй вставайтеИ зарядку начинайте. (Потягивание.)Потягушка, потянись!Поскорей, скорей проснись!День настал давным-давно,Он стучит в твое окно.
Анализ прочитанного произведения.
- Назовите героев сказки.
- О чем говорится в первой части? Что мы узнали о царе? О царице?
- Можем мы утверждать, что царица любила царя?
- Какой волшебный предмет был у царицы?
- Каким свойством обладало зеркальце?
- О чем говорила царица с зеркальцем?
- Как она разговаривала с ним?
- Какими качествами характера наделил царицу автор?
- Что ее интересовало в жизни больше всего?
- А что вы можете сказать о царевне? (внешность, характер)
- Кто такое Елисей?
- Что разгневало царицу?
- Какое чувство не давало ей покоя?
-Что решает сделать царица?
 -Что же дальше происходит с царевной и кто ей еще помогает?
 - Что же теперь говорит зеркальце ей? Найдите в тексте
 - Успокоилась царица?
 - Что она решает сделать снова?
- Как в это время ведет себя королевич Елисей?
- Что же решают сделать богатыри, после того как видят отравленную  царевну?
- Но не может ее найти. К кому Елисей обращается за помощью, чтоб отыскать царевну?
- Как заканчивается сказка?
6) Создание проблемной ситуации.
Как вы считаете, почему сказка называется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Обсуждение сказки и мнения детей.)
V Рефлексия.
С какой сказкой мы познакомились?
Кто автор этой сказки?
Какому герою сказки вы симпатизируете? Почему?
Какие новые слова вы сегодня узнали?
Что особенно запомнилось?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VI Домашнее задание.Составить кластеры-характеристики царицы и царевны.