Технологическая карта урока русского языка по теме: Особенности строения текста-описания. Сочинение-описание.


Урок № 85, 86.Тема:  Р.р. № 18,19. Особенности строения текста-описания. Сочинение-описание.Цели: Образовательные   развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи; пополнение словарного запаса. подготовить обучающихся к написанию сочинения-описания, отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения-описания, учить выделять структуру повествования, подбирать материал из текста.
Развивающая: развитие устной и письменной связной монологической речи; развивать словарный запас учащихся; развивать умение составления текста-описания; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная:
воспитывать доброты, милосердия, сострадания к другим людям.
 Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
– выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию; формирование умения вести самостоятельный поиск информации.
Коммуникативные:
формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения.
Предметные:
Познакомиться с понятием портрет; знать структуру сочинения-описания; знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в соответствии с типом речи и заданной темой.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент. Приветствие.
Сегодня у нас урок развития речи.
Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих в классе
Актуализация знаний. Какие типы речи вы знаете?
Что такое повествование? Описание? Рассуждение?
Какова структура текста-описания? Слушают, отвечают на вопросы.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка цели и задач урока. Игра «Подбери прилагательное».
Сегодня мы будем с вами описывать внешность человека, используя текст-описание.
Какие цели мы поставим перед собой? Формулируют тему, цели и задачи урока. Записывают дату, тему урока.
Первичное закрепление новых знаний.
Вступительное слово учителя:
Жанр портрета сложен. Всё дело в том, что в портрете художник, а значит, и зритель остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек. Но так ли важно для нас сходство с оригиналом? Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в его черты, художник размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, выразить своё понимание человека, собственное отношение к нему. И при создании сочинения-описания внешности человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за внешними чертами увидеть состояние человека, выразить личное отношение к нему.
Работа над упражнением 286.
Работа над рубрикой «Это интересно».
Работа на репродукцией картины Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами»:
Задание: Продолжите ряд определений.
Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое, добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое... Выражение лица: заинтересованное, загадочное, лукавое, простодушное...
Глаза: светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные, широко открытые, круглые...
Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой...
Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий, правильный, курносый, вздёрнутый...
Губы: алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые, тонкие... Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные, каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные... Слушают, записывают структуру сочинения- рассуждения в тетрадь.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
(в измененной ситуации) План сочинения-описания:
1. Н.Е Рачков – русский художник 19 века.
2. Описание картины:
а) Кто изображён: наш современник или человек, живший в прошлые века.
б) Тип портрета: парадный, бытовой, в полный рост, по- ясной и т. д.
в) Внешний облик: лицо (что в нём особенного, привлекательного); одежда, фигура, поза.
г) Внутреннее состояние, его взаимосвязь с внешностью (гармония, противоречие).
3. Ваше восприятие этого портрета.
2. Написание сочинения-описания. Создание плана сочинения. Работают в группе.
Затем по составленному плану пишут небольшое сочинение.
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Написать текст-описание «Моя подруга» или «Мой друг».
Слушают, записывают в дневники.
Рефлексия (подведение итогов урока) Игра « Интервью». Отвечают на вопросы