Урок по изобразительному искусству на тему: «Родная природа в творчестве русских художников»


Конспект урока по изобразительному искусству на тему:
«Родная природа в творчестве русских художников»
Комендантова Елена
Александровна,
учитель начальных классов


Ковров 2015 г.
Тема урока: «Родная природа в творчестве русских художников»
Цель урока: познакомить с картинами русских художников, передавших красоту зимней природы.
Образовательные задачи:
раскрыть значимость природы в жизни человека, влияния природы на настроение и самочувствие человека, отношение человека к природе;
рассмотрение природы выделения пейзажа в отдельный самостоятельный жанр изобразительного искусства из сюжетной композиции;
заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа на основе знакомства с произведениями живописи русских художников;
создать сюжетную композицию на тему «Наши зимние забавы»
Развивающие задачи:
•развитие опыта коллективной деятельности;
•развитие художественного восприятия,
• зрительной памяти, эмоционально-образной сферы.
Воспитательные задачи:
•воспитывать умения видеть и замечать красивое и необычное в природе и окружающей действительности,
•прививать любовь к родине, родной природе.
Оборудование:
бумага, карандаш, компьютерная презентация на тему «Зима в творчестве русских художников», учебник «Изобразительное искусство», аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парту тихо сели
И на доску посмотрели.
Актуализация знаний.
- Послушайте, как описывает зиму известный русский поэт Ф. Тютчев:
(слайд)
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(ответы детей)
- Действительно, стихотворение очень светлое и прекрасно передает ощущение преклонения перед красотой зимней природы.
(слайд)
- Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома.
- Красоту зимней природы в своих произведениях воспевали художники, композиторы, писатели, поэты Есенин, Лермонтов, Пушкин и другие. Послушайте строки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
(Слайды )Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Ребята, Зима – это необыкновенно красивое время года. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие сугробы. Тяжелыми белыми шапками накрылись деревья. Мягко похрустывает и пухом рассыпается под ногами снег. Особенно великолепно зимнее солнце. Оно зажигает янтарным светом снег. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней.
Постановка темы урока.
- Очень многие художники восхищались красотой зимней природы.
- Скажите, а какие картины вы знаете, посвященные зиме?
- А кто знает кто написал эти картины? (К. Коровин «Зимой», И. Грабарь «Февральская лазурь»).
( Слайд )- Сегодня на уроке мы будем говорить о красоте зимней природы, вспомним понятие «пейзаж», познакомимся с картинами замечательных русских художников (И. Шишкин, С. Ткачёв, В. Суриков) изображавших зимние пейзажи.
(слайд)
Изучение нового материала.
Исследовательская работа в группах.
(дети делятся на группы)
(Каждая группа получает несколько иллюстраций картин, из которых необходимо выбрать пейзаж.)
— Почему вы выбрали эту иллюстрацию?
— Что на ней изображено?
(ответы детей)
— Почему вы думаете, что это пейзаж?
(Учащийся читает стихотворение: Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется пейзаж.
(слайд)
- Давайте попробуем сделать анализ репродукции: И. Шишкин «На севере диком…»
(Слайды )- Русский художник Иван Иванович Шишкин являлся создателем русского эпического пейзажа. Произведения этого художника хорошо известны. Наследие Шишкина велико: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр.
(слайд)
- На картине Ивана Шишкина «На севере диком...» линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой.
( слайд)
- Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.
- Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.
- Художник назвал её строкой из стихотворения М. Лермонтова.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
- Анализ репродукции: С. Ткачёв «В зимний праздник. Деревня».
(Слайды )- Сергей Петрович Ткачёв - художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. В центре внимания художника, выросшего в селе, – русская деревня.
Вот пейзаж С. Ткачёва «В зимний праздник. Деревня». Перед нами деревенская улица, покрытые шапками белого, чистого снега крыши домов, деревья, заборы, сараи, дальний лес и в ярких нарядах жители села.
- Деревенские и городские улицы, повседневная жизнь людей, зимние забавы ребятишек, праздничные гулянья изображены на многих картинах известных художников.
- Картина привлекает внимание серебристо-серыми с синевой оттенками красок, и веет от неё настроением радостным, праздничным.
- Анализ репродукции: В. Суриков «Взятие снежного городка».
(Слайды )
- Василий Суриков — автор многих картин на темы российской истории и прекрасных портретов. В. Суриков мастерски владел композицией, цветовым решением картины.
- В картине «Взятие снежного городка» В. Суриков изобразил сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности. Построенную из ледяных глыб крепость всадники должны были сломать и перескочить через неё.
- На переднем плане в санях с богатым ковром на спинке в красивых шубках сидят молодые женщины, с восторгом наблюдающие за происходящим. Разудалая молодёжь, смеющиеся румяные девушки, нарядные костюмы, разноцветные узоры на одеждах, ковре, дугах — всё полно радости, создаёт настроение праздника.
- Как правило, картины В. Сурикова отличаются общим холодным, голубовато-серебристо-синим цветовым тоном, с яркими переливами золота и узоров на различных украшениях, старинной одежде, предметах быта.
- Чёрно-коричневый фон ковра усиливает звучание цвета орнамента, который резко отделяется от нежных голубовато-серых с желтизной оттенков снега и неба, синевы дальних заснеженных полей и леса.
Педагогический рисунок.
- Скажите, а чем еще вам нравится зима?
(мнение детей)
- Привет, зимой очень красиво, волшебной бывает природа и, конечно, новогодний праздник получается необыкновенно красочным. На новогодний праздник мы собираемся с друзьями, играем, веселимся.
- Пейзаж как жанр живописи появился их сюжетной композиции. Сегодня сюжетами для рисования могут стать совместные с друзьями игры на улице, праздник Новогодней елки в школе, катание со снежной горки.
(Образец рисунка «Наши зимние забавы» (карандаш).) (слайд)
- После того, как вы придумаете сюжет своей работы, определите, как лучше расположить лист для вашей композиции.
- Так как я решила нарисовать хоровод ребят вокруг елки, то мне лучше расположить лист по горизонтали.
1. Сначала надо наметить линию горизонта. В центре листа отмечу высоту елки, а по бокам меньшего размера -детей.
2. Елка схематично выполняется в форме нескольких треугольников разного размера. Чтобы нарисовать детей, надо всю высоту человека разделить пополам, а потом каждую часть еще разбить на три части. Верхняя часть - высота головы.
3. Затем прорисую более подробно елку и детей. Ветки у елки направлены вниз, намечу их. Теперь, чтобы ветки были более пушистыми, от центральных веток рисую более маленькие. Для того чтобы усилить впечатление праздника, на детях рисую новогодние костюмы - мальчик будет у меня зайчиком, а девочка - медвежонком.
4. Прорисовываю мелкие детали - костюмы у героев, игрушки на елке, и т. д. Рисунок закончен.
Самостоятельная работа учащихся.
- А теперь выполните свои наброски карандашом.
- Природа вдохновляла на творчество не только художников, поэтов, но и композиторов. Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл произведений, который назвал «Времена года». Пусть эта мелодия поможет вам в создании ваших сюжетных композиций.
(звучит музыка Чайковского)
(Дети выполните работу «Наши зимние забавы» в карандаше.)
( Слайд )Итог урока.
- С какими произведениями вы познакомились?
(Ответы детей)
- Что их объединяет?
(Они показывают красоту зимней природы)
- А сейчас, давайте проведем с вами небольшую выставку ваших работ.
(Выставка набросков рисунков. Коллективное обсуждение. )Домашнее задание.
- Закончить рисунок в цвете.