Исследовательская работа Неизвестные продолжения известных пословиц и поговорок


Исследовательская работа
«Неизвестные продолжения известных пословиц и поговорок»
Автор: Казанина Кристина,
ученица 10 класса
МОУ «Первомайская СОШ»
Руководитель: Стрижевец Ж.В.-
учитель русского языка и литературы
2015 г.Содержание
стр.
Введение……………………………………………………………………………3-4
1.Основная часть………………………………………………………………….5-9
1.1.Пословицы и поговорки в жизни современного человека
1.2. Пословицы и поговорки как жанр фольклора
1.3. Видоизменение пословиц и поговорок
2.Исследовательский блок……………………………………………………….10-15
2.1. Анкетирование
2.2. Игра «Продолжи пословицы и поговорки»
2.3. Объясни значение пословиц и поговорок
2.4. Составление сборника
Заключение………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ
Из пословицы слова не выкинешь.
С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " Мал золотник, да дорог", " Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. Именно в них заключена большая часть мудрости наших славянских предков.
Пословицы и поговорки являются народным творчеством. Это простые, но богатые по смыслу фразы, которые передаются от поколения к поколению. Восточные народы называют пословицы «цветом языка», «нанизанными жемчужинами», итальянцы – «училищем народа», греки и римляне – «господствующими мнениями», испанцы – «врачевством души», а немцы – «уличной мудростью». В народном фольклоре, при всем его разнообразии и богатстве поэтических форм, трудно найти более любопытный жанр, чем пословица. Она была предметом пристального изучения в трудах ученых и все же во многом так и остается загадочным и непонятным явлением.
Вот только за сотни лет в словарном обиходе они сохранились не полностью. Мало кто знает, что у таких крылатых выражений, как "Повторенье - мать ученья", "Два сапога пара" и "Голод не тетка", есть забытые продолжения, которые сейчас почти никому не известны. Самое удивительное в том, что порой продолжение вносит в пословицы и поговорки совершенно иное значение. Например, когда мы говорим о человеке "Ума палата", то этим высоко оцениваем его умственные способности. Если же посмотреть продолжение "да ключ потерян", то получается дурак дураком.
 Пословица - самоценное высказывание. Оно несёт в себе безусловную истину. Её действие распространяется не на конкретное событие, а на весь срок человеческого существования. Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди.
Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русских народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:
использование в речи пословиц и поговорок, не до конца понимая их полный смысл и значение;
недостаточное понимание речи окружающих, обогащение и уточнение словарного запаса;
недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на развитие речи и воспитание школьника.
Пословицы и поговорки при всей своей краткости и лаконичности представляют собой весьма сложные образования. С одной стороны, пословицы и поговорки - явление языка, устойчивые сочетания. С другой - это логические единицы, выражающие то или иное суждение. С третьей - это художественные миниатюры, обобщающие факты самой действительности.
В этом и заключается самое большое достоинство пословиц - они освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и в разных отношениях и жизненных ситуациях.
Чтобы разобраться в этом, мы провели исследовательскую работу на тему: " Неизвестные продолжения известных пословиц и поговорок".
Объект исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.
Предмет исследования: продуктивность их употребления, социальная значимость в современной русской речи.
Цель исследования: дать возможность учащимся развивать мыслительные способности и совершенствовать навыки связной устной речи через постижение смысла и значения пословиц.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование учащихся и коллектива МОУ «Первомайская СОШ».
3.Составить сборник известных пословиц и поговорок с неизвестными продолжениями.
4. Использовать на практике полученные результаты для достижения цели исследования.
Материалом исследования послужили научная, публицистическая, справочная литература соответствующей направленности и результаты анкетирования.
Новизна работы заключается в попытке восстановить неизвестные или малоизвестные продолжения пословиц, найти и объяснить их первоначальный смысл.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов в процессе изучения родного языка, во внеурочной деятельности. В частности, практический материал найдёт широкое применение в мероприятиях, проводимых в рамках Недели русского языка и литературы.
Гипотеза исследования: видоизмененные пословицы частично или полностью теряют свое первоначальное значение и приобретают новый смысл, но не теряют своей актуальности.
Были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: изучение литературы, систематизация.
Эмпирические: анкетирование, опрос, сопоставление и анализ статистического материала.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет, что мы живем в двадцать первом веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах... Но от наших предков нам достался неоценимый дар... Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали когда-то от своих мам и бабушек. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор. Ничто не может заменить живую речь.
1.2. Пословицы и поговорки как жанр фольклора
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает стремления и идеалы, суждения народа о самых разных сторонах жизни.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на Древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения. Точно также неизвестно и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные выразительно и очень точно охарактеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
Неоспоримым остается только один факт: и пословицы, и поговорки могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории.
А в чем отличие пословиц и поговорок?
Точного определения, что такое пословицы и поговорки, не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки - это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. В поговорке нет законченности суждения, как и конкретного характера.
Так мы можем прийти к выводу, что пословицы и поговорки - это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего двадцать первого века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей. И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются и еще будут появляться пословицы и поговорки, характеризующие свою веху в истории человека.
1.3.Видоизменение пословиц и поговорок.
С давних пор народ создавал пословицы и поговорки. Эти маленькие кладези народной мудрости были своеобразным зеркалом коллективного разума, отражающим настроения и стремления людей, так называемая «житейская/бытовая мудрость».
Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии. Иногда этот смысл становился прямо противоположен изначальному. Что касается меня, то я всегда была уверена, что у яблока, упавшего недалеко от яблони, всегда есть ненулевой шанс откатиться от своей яблони на некоторое расстояние, а упрямому человеку, в отличие от горбатого, всегда сможет помочь правильно примененная крепкая дубина.
Давайте же раскроем малую часть истинного смысла некоторых пословиц и поговорок.
1.В здоровом теле-здоровый дух
Ох, как любят эту фразу современные спортсмены. Но не все так просто. Видимо, основанная на ней философия в стиле «спорт закаляет и учит стойкости, отсюда закалка духа» сильно бодрит молодые умы. Однако настоящее значение: «В здоровом теле здоровый дух - редкая удача». Наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, здесь говориться о том, что нужно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно: о стремлении к гармоничному развитию человека.
2.Ума палата
Вас интересовало, почему эта поговорка употребляется с саркастическим смыслом? Всё просто, её половина обрублена. А полный текст звучит так: «Ума палата, да ключ потерян». Теперь понятнее. Подходит к людям, считающим себя умными, но таковыми не являющимися.
3.Кто старое помянет – тому глаз вон
Жить прошлым невозможно и крайне вредно, что и подчеркивает дошедшая до нас часть пословицы. «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба». Смысл останавливается посередине, говоря нам, что у того, кто не помнит прошлого – нет будущего.
4.Два сапога пара
Выражение о схожести людей, казалось бы не несущее в себе отрицательного смысла. Но все становится понятным в таком варианте: «Два сапога пара, да оба левые».
5.Голод не тетка
Голод выставляется в свете отрицательного явления, которого нужно избегать и по возможности с ним бороться. Истинное значение: «Голод не тетка, а мать родная».Голод играет положительную роль. Во все времена голод подгонял людей делать что-то оплачиваемое и иногда даже полезное. Например, голодный художник рисует в несколько раз лучше, чем сытый.
6.Бедность – не порок
Казалось бы, логичное высказывание. Бедность – не грех и не порок, бедняк не виноват в своей бедности. «Бедность – не порок, а вдвое хуже». Смысл понятен. Найди работу, а не сиди без дела.
7.Собаку съел
Это всем известное выражение обычно применяется к человеку, который хорошо разбирается в своем деле. И совсем непонятно, причем тут собака, зачем вообще ее есть? Однако существует полная версия этой поговорки: «Собаку съел, а хвостом подавился». Становится понятным, что применимо это выражение к человеку, который сумел исполнить только основную часть дела, но споткнулся на мелочи, то есть «хвостом подавился». С годами вторая часть этого выражения стерлась, а первая, наоборот, приобрела новый смысл, живущий по сей день.
8.В долгу, как в шелку
Мы говорим так, если человек запутался в долгах. Если хорошенько подумать, то появляется недоумение: в шелках ходит, а всем должен. Как же так?  Оказывается, из всем известного выражения выпало одно слово, и пословица первоначально звучала так: «В долгу, как червяк в шелку». Должник сравнивался с личинкой шелкопряда, опутанной шелковой нитью и оказавшейся внутри кокона.
9.Повторенье – мать ученья
Всем известная пословица, так любимая нашими родителями и учителями. «Повторенье – мать ученья, утешенье дураков». В корне меняет смысл. Зубрежка – удел тех, кто не может понять и вникнуть в материал. И беднягам остается только без конца повторять одно и то же, надеясь на хоть какой-нибудь результат.
10.Век живи, век учись
Но «Век живи, век учись, а дураком помрешь». Окончание прибавляет пословице долю реалистичности. Но не будут же такое говорить в школах!
11. Работа - не волк, в лес не убежит
Как большинство людей понимает это высказывание? Как отговорку, чтобы отложить дела на потом или вообще не делать. Вроде как работа была, есть, никуда и потом не денется - поэтому сейчас можно отдохнуть. Но на самом деле, изначально в эту пословицу вкладывали совсем другой смысл. Если в старину волк прибегал в деревню, то можно было спрятаться в избу или иное место, чтобы подождать, когда зверь удерет в лес. Волк может уйти в лес, но надо ждать, а работа - убежать не может, поэтому и ждать нет необходимости - надо работать. То есть «Работа - не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо».
12. Моя хата с края.
Мы понимаем это так: «Отстаньте от меня, я ничего не знаю».На живших с края посёлка людях была особая ответственность – первыми встречать любую опасность и при необходимости давать отпор любой опасности. Поэтому в хатах «с края» жили самые смелые и сильные люди. Есть такой вариант: «Моя хата с края, первым ворога встречаю». Человек на самом деле говорил: «Я готов своей жизнью охранять покой всех».
Можно выделить также группу пословиц и поговорок, в которых не потеряна вторая часть, но смысл все же поменялся.
1. В семье не без урода.
В любой семье или компании есть один дурак обязательно. Это неправильное толкование. Уродом называли первого ребёнка. Урод – стоящий у рода, под защитой. Семьёй называлась пара только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». Первый всегда был самый красивый. Т.е. пословица звучать будет: «Семье не быть без первого ребёнка».
2.Своя рубаха ближе к телу.
Неправильное толкование: «Свои интересы мне дороже». Эти слова произносились на похоронах павшего в бою воина, когда братья снимали с себя свои рубахи и клали их в могилу – ближе к телу погибшего. Тем самым они показывали, как он им был дорог.
3.Долг платежом красен.
Мы объясняем это так: «Честь должника – вернуть вовремя долг». Но оказывается, одалживая что-то, возврат не ждали и понимали, что речь идёт о помощи брату. Когда же долг возвращался, было стыдно его забирать. Пословица о бескорыстии.
4. На чужие харчи у всех рот нараспашку.
С современной точки зрения это выражение о тех, кто любит поесть на «халяву».Но давайте посмотрим на следующее объяснение. Было принято - перед тем как все за стол сядут, хозяин выходил на улицу из хаты и кричал: «Есть кто голодный?». То есть, хозяин открывал рот «нараспашку» и громко звал голодных. Негоже, когда кто голодный есть. И перед тем, как людям есть садиться, должно сначала всю скотину накормить.

2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ БЛОК
2.1. Анкетирование
Для того чтобы выяснить, употребляются ли в современной жизни и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки мы провели исследование.
Оно проводилось в три этапа. На первом этапе мы попытались выяснить у учащихся и коллектива МОУ «Первомайская СОШ», знают ли они пословицы и поговорки, от кого чаще всего они их слышат. Для того чтобы это выяснить, мы составили анкету, состоящую из 3 вопросов:
1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ
Если ДА приведите пример:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ
Если ДА приведите пример:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?
А) От родителей Б) От бабушек и дедушек В) От учителей
В анкетировании принимало участие 50 человек.

Анализ результатов анкетирования показал, что 90 % опрошенных знают, что такое пословицы и поговорки, столько же могут привести примеры пословиц, однако 60% респондентов затруднились привести примеры поговорок. 40% опрашиваемых отметили, что они их слышат в основном от бабушек и дедушек, столько же сказали, что от учителей, 20% - от родителей.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм:



II. Игра «Продолжи пословицы и поговорки».
Дана первая часть пословиц и поговорок. Ваша задача написать продолжение пословицы.
1.В здоровом теле - здоровый дух…
2.Ума палата…
3.Кто старое помянет – тому глаз вон…
4.Два сапога пара…
5.Голод не тетка…
6.Бедность – не порок…
7.Собаку съел…
8.Повторенье – мать ученья…
9.Век живи, век учись…
10. Работа - не волк, в лес не убежит…
Это задание выполняли учащиеся 7-11 классов и взрослые (всего 50). Эта работа вызвала затруднения. Практически все отметили то, что пословицы даны полностью и у них нет продолжения.
Были придуманы различные варианты окончания.
Из всех предложенных пословиц только некоторые нашли свое продолжение:
«Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба».-6 чел.
«Век живи, век учись, а дураком помрешь».-9чел.
«Два сапога пара, да оба левые».-2 чел.

III. Объясни значение пословиц и поговорок
Друг познается в беде, как золото в огне.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится
Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
Из всех, кто принимал участие в данной работе, с заданием справились 18 человек (в основном учащиеся старших классов и взрослые), дети среднего школьного возраста не во всех случаях правильно объясняют смысл-20 человек, учащиеся начальных классов не справились с заданием-12 человек.
IV. Работа по созданию сборника пословиц и поговорок с неизвестным продолжением.
Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Бедность — не порок, а гораздо хуже.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол как сокол, а остер как топор.
Голод не тетка, пирожка не поднесет
Губа не дура, язык не лопата.
Два сапога пара, да оба левые.
Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
Друг познается в беде, как золото в огне.
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
Зайца ноги носят.волка зубы кормят, лису хвост бережет.
И делу время, и потехе час.
Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
Не все коту масленица, будет и пост.
Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.
Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.
Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рука руку моет, да обе свербят.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Собаку съели, хвостом подавились.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Ума палата, да ключ потерян.
Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
Хлопот полон рот, а закусить нечем
Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
Чужую беду руками разведу, к своей ума не приложу.
Шила в мешке не утаишь, девушку под замком не спрячешь
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится
Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки - прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, человек развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи. Использование пословиц и поговорок в речи повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Правильное и уместное использование пословиц придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что видоизмененные пословицы частично или полностью теряют свое первоначальное значение и приобретают новый смысл, но не теряют своей актуальности, подтвердилась.
Результаты данного исследования могут быть применены на практике, в частности, в качестве дополнительного материала к урокам русского языка, а также как материал для факультативов, элективных курсов, уроков углублённого изучения русского языка, внеклассных мероприятий, для стенгазет о русском языке.
Работа в данном направлении может быть продолжена, так как имеется возможность расширить тему исследования, подробнее остановившись, например, на тематике пословиц, на их трансформации в современном языке. Объём исследований представляется нам более чем глубоким, а само направление – интереснейшим и актуальным.  
Подводя итог, мы можем утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей. Их наделят новым смыслом, преобразят соответственно времени...
Но это будет уже совсем другая история. История для наших потомков, до которых мы, из уст в уста, от матери к детям донесем это чудо народного творчества, фольклора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Благова Г.Ф. Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историко-фольклористической ретроспективе / Г.Ф.Благова. - М., 2000.
Глухих В. М. О благозвучии пословиц и поговорок /В.М.Глухих //Русская речь, 1997.
Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П.Жуков. - М., Русский язык, 1993.
Иллюстров И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках: Сборник пословиц и поговорок / И.И.Иллюстров. - СПб, 1910.
Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
Пословицы русского народа / В.И.Даль. - М.: Эксмо, 2003.
Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература В. И. Даль 1989.
Русские пословицы и поговорки / [Под ред. В. Аникина]. - М.: Худож. лит., 1988
Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль.- М., 1955.
Интернет-ресурсы:
1. http://rusgram.narod.ru 2. http://www.gramota.ru