МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА КАК КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМООБУЧЕНИЯ


УДК 377
МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА КАК КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМООБУЧЕНИЯ
Тарханова Любовь Алексеевна, преподаватель высшей категории
Государственное образовательное учреждение Республика Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский механико-технологический техникум»
Аннотация. В моей статье рассказывается об использовании проектной методики на занятиях по инженерной графике, о принципах метода проектов, значимости данной технологии.
Ключевые слова: метод проектов, творческий процесс, инженерная графика.
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь. (китайская пословица)
В условиях перехода на двухуровневую систему обучения процесс подготовки специалистов должен выражаться как в обновлении содержания профессионального образования, так и в новых подходах к организации образовательного процесса. И, прежде всего, это касается реализации основных образовательных программ с учетом принципов, ориентированных преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, а на формирование у выпускников совокупности «профессиональных и универсальных компетенций», которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда. От выпускника в современном обществе требуется обладание рядом способностей: творческих, коммуникативных, проектных, способность самообучаться в течение всей жизни. [3, c 4] В связи с этим в последнее время усилился интерес к применению проектного обучения в учебных заведениях в мире, в России и в нашем регионе.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проект может быть одиночный, парный и групповой. Объединение для обучения - неизбежная форма работы сегодня. [2, c 18]
Проектное обучение способствует:
-повышению личной уверенности студентов;
-развивает командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
-обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
-развивает у студентов исследовательские умения. [2, c 18]
По продолжительности проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Результаты проекта - доклад, альбом, каталог, макет, схема, план - карта, видеофильм, выставка и т.д. К организации проектов предъявляют следующие требования:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для её решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная деятельность студентов.
4.Структурирование содержательной части проекта.
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий (проблема, задачи, последовательность их решений, сбор, систематизация и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, выводы). [1, c 11]
Этапы работы над проектом:
1.Постановка цели.
2.Выявление проблемы, формулировка задач.
3.Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
4.Самообразование при помощи преподавателя.
5.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
6.Исследование, решение отдельных задач, компоновка.
7.Обобщение результатов, выводы.
8.Анализ успехов и ошибок, коррекция.
Преподаватель при использовании метода проектов из источника информации становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, организатором самостоятельной деятельности студентов.
На занятиях по Инженерной графике я применяю элементы метода проектов. Для приобретения навыков по выполнению технического рисунка предлагается выполнить краткосрочный проект. Студенты делятся на группы по 4 человека. Каждой группе предлагается задание- чертёж детали. Нужно провести анализ геометрической формы предмета. Показать на чертеже в цвете проекции геометрических тел, тем самым выполнив ещё и анализ графического состава изображения. Определить, как выглядит деталь по предложенному чертежу, и выполнить технический рисунок детали. Пример выполнения такого задания на доске. В заданиях для групп несколько одинаковых чертежей. Их столько, сколько геометрических тел составляют эту деталь. Технический рисунок выполняется на чистом листе. Группы начинают работать. Каждый студент своим цветом выделяет проекции одного геометрического тела. Кто- то рисует наглядное изображение, все вместе решают, кто пойдет защищать проект.
Вид проекта - прикладной. По содержанию - монопредметный. По объему - краткосрочный. На последних этапах проектирования и студент, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. Я сделала вывод, что при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения студентов в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
© Л.А.Тарханова, 2014
Библиографический список
1. Андреев К.Е Роль метода проектов в формировании профессиональных компетенций// Специалист, №2, 2012.-с.40
2. Росенко Н.И. Метод проектов – способ развития компетентности обучающихся.// Специалист, №5, 2012.-с.40
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Профессионального Образования по специальности 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование// 2010 с.78