Выступление на педагогической конференции на тему Здоровьесберегающие технологии в работе группы продлённого дня

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская общеобразовательная средняя школа»











ДОКЛАД






«Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня»







Подготовила: воспитатель ГПД
Чучадеева Л.П.











С. Большое Игнатово


Забота о здоровье - это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы...
В. А. Сухомлинский
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни
Большое внимание сбережению здоровья учащихся нужно уделять в группе продлённого дня. Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п. Поэтому для поддержания и укрепления здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно с соблюдением правил санитарно - гигиенических норм, образовательного и воспитательного процесса. Это облегчает и ускоряет работу нервных клеток мозга, охраняет от быстрого истощения, предохраняет нервную систему от переутомления. При планировании режима необходимо учитывать следующие требования: возрастные особенности младших школьников, рациональное распределение времени на обучение, питание, отдых, внеклассные мероприятия и т.д.; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, четкая организация работы детского коллектива, единство предъявляемых к детям требований и контроль за их деятельностью.
Основными пунктами работы ГПД являются различные режимные моменты, которые сочетают все необходимые вопросы: воспитание, обучение, отдых и т.д. К режимным моментам относятся самоподготовка, прогулка, час общения или клубный час. Все эти пункты работы по- разному влияют на здоровье учащихся.
Здоровьесберегающие технологии во время режимного момента – прогулка.
После учебного процесса дети всегда приходят или усталыми, от чего часто их движения заторможены, или сильно возбужденными. Следовательно, чтобы проводить какую либо воспитательную работу или самоподготовку надо, чтобы дети успокоились и восстановили работоспособность. Основными направлениями могут быть различные упражнения, игры или занятия, которые способствуют снятию эмоционального напряжения рабочего дня, и конечно прогулка, которая и является одной из форм организации активного отдыха.
Прогулка в ГПД должна планироваться в расчете где-то 1час.- 1.30час.
Прогулка - это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.
Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:
движения должны быть разнообразны по форме и характеру;
физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр.
За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.
Прогулка-игра
Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.
Прогулка-наблюдение
Основное содержание такой прогулки, чаще всего, связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, трудом и отдыхом людей. Местом ее проведения могут быть школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.
По дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекает по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит произведения о деревьях и кустарниках.
Объектом наблюдения детей полезно делать обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Обратите внимание детей на снег. Какой он? (Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.
Прогулка-задание
Содержание прогулки-задания определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы группы продленного дня. Задание школьники получают в виде письма от сказочных героев, старших школьников. Они могут быть адресованы всей группе или каждой микрогруппе отдельно. Выполнять задания иногда приходится в течение двух-трех прогулок.
Варианты заданий:
«Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»
«Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить рассказ».
«Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».
«Подготовить фотовыставку «Любимый город» («Любимый район»),
«Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ».
Прогулка-поиск
Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.
Как вариант, можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.
Прогулка-развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например «Пустое место», «Достань кольцо».
Прогулка-фантазия предоставляет детям возможность:
сделать зарисовку;
изготовить поделку из природного материала;
сплести венок, корзину;
составить букет из листьев, цветов, веток;
придумать сказку, стихотворение, рассказ.
Определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у детей
эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.
Во время прогулки дети делают зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Если на игровой площадке есть песочница, дети могут мастерить из него крепости, замки. Весной, когда появляются лужи и бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.
В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, организуют выставки осенних букетов, конкурсы на лучшие рисунок, поделку.
Прогулка-показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответ в процессе такой прогулки.
Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.
Темы прогулок-практикумов:
«Красный, желтый, зеленый».
«Правила поведения в природе».
«Ты играешь во дворе».
«Скажите, как пройти».
«Правила поведения в транспорте».
«Культура поведения на улице».
Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте).
Во время прогулки воспитателем создается ситуация, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.
Спортивные игры во время прогулки
Во время прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты («Линейная эстафета с бегом», «Встречная эстафета», «Бег с ведением мяча», «Слалом с мячом»), прыгают со скакалками, катаются на санках, лыжах и коньках.
При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.
Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.
Здоровьесберегающие технологии во время режимных моментов – самоподготовка, клубный час..
Здоровьесберегающие минутки – это обязательные компоненты режимных моментов работы ГПД в помещении и проводятся мною во время самоподготовки, часа общения, после учебного процесса. Главная функция минутки – своевременная перемена деятельности, снятие утомляемости за определенный отрезок времени, т. е. она является либо частью отдыха, либо частью двигательной активности.
Целесообразность проведения минуток в режиме работы ГПД :
Игровые минутки проводятся несколько раз в течение дня по 5-6 минут.
В них могут участвовать все воспитанники, вне зависимости заболевания.
Благодаря минуткам воспитанники получают возможность расслабиться психически и физически после интенсивной деятельности
Постоянство в проведении минуток вырабатывает у воспитанников потребность и привычку в таких упражнениях.
Оздоровительные минутки способствуют повышению работоспособности, активности, помогают преодолевать усталость и сонливость
Для проведения минуток не нужно специальное спортивное оборудование, достаточно мягкого коврового покрытия и материала, который находиться в группе или у ребенка в портфеле.
Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволяет развивать интеллектуальную сферу и проводить оздоровление.
Выделяются:
Физкультминутка представляет собой комплекс упражнений или специальных зарядок. Упражнения составлены так, чтобы при выполнении были охвачены различные группы мышц, зарядки направлены на профилактику заболеваний. Физкультминутки необходимы для того, чтобы помочь поднять настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статистическое напряжение.
Но кроме обучения умения правильно организовывать свой отдых после уроков важно знакомить воспитанников и с теоретическими вопросами по здоровью. И поэтому еженедельные занятия кружка - «Тропинки здоровья», помогают решить эту задачу.
Основная оздоровительная идея таких занятий – это достижение состояния организма между духовным, нравственным и физическим развитием.
Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни.


15