Сообщение на Педсовете (из опыты работы) Урок — основная форма организации взаимодействия со школьниками


Урок – основная форма организации взаимодействия со школьниками
(из опыта работы)
Урок является основной формой организации взаимодействия школьников. Понятие стратегии учебной деятельности можно соотнести с понятием диалектических задач, решаемых учителем в учебном процессе, понятие тактики речевого общения с понятием методов и приемов обучения.
Выделяются следующие основные дидактические задачи:
1. Задача передать информацию о языковых категориях, фактах, способах деятельности и т.д. (осуществляется главным образом на этапе объяснения нового материала и начальных этапах его закрепления);
2. Задача организовать учебно-практическую деятельность учащихся, овладение ими способами деятельности, т. е. умениями и навыками (осуществляется главным образом при закреплении, повторении, а также при проверке домашнего задания);
3. Задача проверить знания, умения и навыки учащихся (осуществляется во время проверки домашнего задания и опроса. а также при проведении специальных проверочных работ и при их анализе).
Урок как форма речевого общения представляет собой серии учебно-речевых ситуаций: организационный момент, опрос, повторение и обобщение пройденного, объяснение нового материала. Указанные микросистемы обучения отличаются друг от друга не только задачей, но и характером воздействия.
Задача первого этапа урока - установить «мостик» между учителем и учащимися, создать радостную атмосферу, привлечь внимание детей к содержанию урока, пробудить их интерес и побудить к ответным действиям.
Задачи Речевые высказывания Анализ приемов
1. Установить «мостик» между учителем и учащимися, организовать общение учащихся между собой, создать рабочую атмосферу, привлечь внимание учащихся к теме и цели урока. Название темы урока Описание его целей. Представление классу различных вариантов выполнения данного задания Объявлениепоследовательности работы на уроке. Точно (или гуманно) сформулированы тема и цель урока. Назван способ решения задачи или переданы эмоции учителя. Полно, правильно, последовательно.
2. Передача информации, объяснение нового материала).Вопросно-ответное единство, проверка понимания отдельных терминов, диалогированный монолог. Техника постановки вопросов. Организация процессов слушания и говорения.
3. Прием информации (опрос, повторение и обобщение изученного) Вопросно-ответное единство, диалог. Техника постановки вопросов. Организация самоконтроля.
Речевое воздействие учителя. Все обращения учителя к учащимся можно свести к трем основным видам: побуждение, вопрос, сообщение.
1. Организационный момент урока: приветствие, вопрос о присутствующих. Контакты между учителем и детьми приобретают строго определенную длину цепочки «поглаживаний». Необходимость «поглаживаний» зачастую определяет круг тем и длительность отступлений на уроке. Обмен эмоциональной информацией типа «учитель желает вам добра, заботится о каждом из вас» и т.п. играет не меньшую роль в педагогическом общении, чем обмен логической информацией.
2. Четкая формулировка темы урока. Определение задач и подведение итогов. Если исходить из того, что каждое действие учителя вызывает ответное действие учеников, то четкая формулировка темы урока - очень важный момент.
Учитель Ученики
1 Четкая формулировка темы. Выделение главного в уроке
2. Определение задач. Сравнение тем уроков в рамках данного параграфа.
3. Подведение итогов. Объяснение основного способа работы на уроке
Кроме того, следует учитывать то, что названия параграфов учебника и тем урока далеко не всегда совпадают. Так, если «Состав слова» изучается на трех уроках, надо определить тему каждого их них, например: 1) Корень и окончание; 2) Суффикс и приставка; 3) Разбор слова по составу. Конкретные формулировки учителя облегчают ученикам задачу при выделении основного способа работы на уроке.
3. Подведение итогов урока включает в себя не только обобщение того, что узнали дети, но и оценку деятельности всего класса, отдельных учеников (особенно если появляется возможность оценить их внимание, наблюдательность, сообразительность, память).
Следует помнить, что оценка только тогда воспитывает, когда она мотивирована, объяснена ученику. Обоснование оценки - это утверждение определенных требований. Именно по тому, как учитель обосновывает оценку, ученики убеждаются (или не убеждаются) в его требовательности и справедливости.
Задача второго этапа урока - организовать усвоение изучаемого (повторяемого) материала.
В структуре творчества педагога можно выделить два крупных блока, которые должны быть осознаны учителем:
1. Творчество учителя в процессе подготовки к деятельности и общению с детьми,
2.  Творчество педагога в процессе непосредственного взаимодействия с обучаемыми.
В связи с тем, что творческий характер носит не только сам акт решения учителем какой-либо педагогической задачи, но и процесс воплощения этого решения в общении с детьми, общение в общей эвристической системе педагогической деятельности выступает
Практика         показывает,        что         осмысленность        заданий, самостоятельность их выполнения развивают познавательные способности учеников, вызывают интерес к предмету, учителю. Важно довести до сведения учащихся, с какой целью будет изучаться материал и какие требования им будут предъявляться по окончании урока.
При выполнении всех этапов урока во взаимодействии с детьми в процессе общения реализуются различные функции: информационно-коммуникативная,  регуляционно-коммуникативная,        аффективно-коммуникативная. В данном общении значительное место занимает воспитательный процесс.
Не всем учащимся интересно то задание, которое выполняется, но не выполнять его нельзя, так как ученик не сможет шагнуть на следующую ступеньку. Вот это и необходимо довести до сознания учащихся. Здесь помогут разные способы (одобрение, удивление, шутка, иногда молчание, пауза, достаточно рядом постоять).
Но бывает, что ученик не хочет настраиваться на работу. В этом случае, не нарушая педагогического такта, перехожу к личностному общению: предлагается задание на выбор или посидеть и понаблюдать за работой учителя, одноклассников. Иногда варианты работы определяем вместе, результаты которых выходят на вариант той работы, которую выполняет класс.
Чтобы пробудить интерес к теме урока, воображение, необходимо создать проблемную ситуацию - одно из средств развивающего обучения. Такая работа способствует и развитию динамического мышления, влияет на развитие активности, самостоятельности, на общее развитие.
Обращаясь к русской классической литературе, воспитываем у учащихся чувство любви, внимательное отношение к языку, так как литература - искусство слова. Поэтому на уроках литературы обращаю внимание детей на образы людей, владеющих искусством слова. Через слово ученик познает мир, другого человека, в целом окружающую действительность. Художественная деталь воспитывает думающего читателя. Так формируется и творческий, то есть читательский, интерес к книге, с которой радостно общаться, исследуя, а  не созерцая ее. Ученики оживают, когда вместе с ними учитель ищет истину.
Профессиональное мастерство учителя - наивысшая форма гуманизма, выражение нашего отношения, интереса и внимания к ученику, к качеству своей работы. У учителя путь к знаниям – личностный, творческий, коммуникативный. В огромной массе своей школьники хотят учиться, но на качественно иной, демократической основе. И в этом главным методом работы с ними является общение. Учитель вместе с учениками общается через знания и получает знания через общение. На уроке равноправия воспитывается творческая личность. Школьники особенно активны, когда учитель передает им некоторые свои функции. Пристально вглядываются они в нас, учителей: обогащаемся ли мы в общении, в сотрудничестве с ними. Сотрудничество - это когда обе стороны интересны, значит, обе стороны надо обеспечить одинаковыми правами. (При соблюдении дистанции между учителем и учеником).
При выработке умений и навыков большую помощь оказывает учебник. Это рабочая книга для учеников и методическое пособие для учителя. В учебнике запрограммированы методы и приемы изучения материала. Выбор методов и приемов использования учебника обуславливается характером правил и степенью трудности их усвоения. В дальнейшем на специально подобранных мною примерах ученики упражняются в применении правил. Стремясь оптимизировать учебный процесс, продумываю отбор методов и приемов обучения. Например, в обучении орфографии использую методы: слово учителя (для сообщения цели предстоящей работы, при формулировке задания для самостоятельной работы, при обобщениях»; методом беседы изучается материал; метод наблюдения и анализа (предлагает сопоставление изучаемых явлений, обобщение, поэтому применение его целесообразно при изучении написаний, проверяемых путем сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфограммами и грамматическими правилами). Не все ученики могут справляться с общей работой; учитываю их уровень знаний, способностей предлагаю работу по индивидуальным заданиям (карточки, перфокарты). В течение урока, не теряя контакта с классом, даю конкретные советы по рациональной самоорганизации и самоконтролю. Для формирования речи детей даю задание по осмыслению слов, текстов. Это выписывание слов-синонимов из текста с пояснением их значения; составление плана текста, при котором извлекается главная мысль и другие. Уроки развития речи проводятся для осознанного овладения умением мыслить, рассуждать, доказывать, убеждать. Так, написание сочинений и изложений развивает не только устную, письменную речь, но и познавательные способности: наблюдательность, воображение. Одновременно совершенствуются и навыки грамотного письма.
Устная и письменная речь - это две формы процесса общения людей посредством языка, каждая из которых имеет свои особенности.
Устная речь знаменует собой процесс непосредственного, живого общения между людьми; она предполагает наличие говорящего и слушающего. Характер ее зависит от наличия психологического контакта между говорящими и конкретной обстановки общения, то есть от того, кто говорит, с кем, о чем, а иногда и для чего. Устная речь располагает такими богатейшими выразительными средствами, как интонация, паузы, логические ударения, темп, жесты и мимика. Все это помогает понимать устную речь с полуслова.
Письменная речь всегда графическая, по преимуществу монологическая, не предполагающая наличия собеседника. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения.
Осуществление методического принципа взаимосвязи в развитии устной и письменной речи имеет очень большое образовательное и воспитательное значение, так как, согласно данным психологических исследований, «В едином развитии устной и письменной речи формируются коммуникативная и логическая функции речи, а тем самым стиль общения и стиль мышления».
Чтобы овладеть навыками устной и письменной речи, необходимы систематические упражнения, направленные на обогащение словарного запаса учащихся, приобретение навыков правильного и целесообразного употребления в речи разнообразных грамматических форм и конструкций, связное изложение прочитанного, услышанного или увиденного.
В течение урока очень важно поощрять не только активность, но и доброжелательно делать замечания: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Можно и ошибаться, путь к истине труден. Главное - работайте, ищите».
Для решения задач по обучению, развитию и воспитанию учащихся провожу разные уроки по форме: семинары, конференции, диспуты, лекции. Иногда необходимы бывают уроки, где основное место отводится деятельности учителя (например, лекция) или всего класса (самостоятельная работа), но чаще всего учитель, отдельные ученики и класс в целом взаимодействуют на уроке друг с другом. Чем продуманнее общение в их деятельности, тем более сложные вопросы удается решить на уроке.
Эффективность урока определяется и активным уместным включением технических средств, которые являются важным источником информации.  Звукотехнические  и экранные пособия нужны словеснику для создания определенной эмоциональной атмосферы. Очень важно позаботиться об организации деятельности  учеников, так  как они иногда расслабляются.  Общение продолжается и после уроков при проведении внеклассных мероприятий. Это КВН, викторины, занимательные игры, олимпиады, различные конкурсы, работа кружков, недели русского языка и литературы, факультативы. На уроках и во внеклассной деятельности всегда необходимо учитывать характер каждого ребенка, использовать дифференцированный подход к ребенку как личности. Учитель добьется хороших результатов, если общение будет организовано на должном уровне.
В процессе обучения решаются три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая.
При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного процесса и совместных раздумий.
При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический климат между педагогами и детьми, формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовыражение личности; преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности (скованность, стеснительность, неуверенность); создание возможности для выявления и учета индивидуальных особенностей учащихся; осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и установлении личностных качеств (речь, мыслительная деятельность).
Процесс профессионального педагогического общения представляет собой решение педагогом множества задач, меняющихся и развивающихся.
Многолетний опыт работы в школе убеждает, как мы общаемся с учениками, так мы их и воспитываем, и развиваем. И хотим мы того или нет, но в диалоге с ними мы влияем прежде всего не содержанием информации, а тем, как ее передаем, т.е. своей культурой общения.
И в целом, совместное общение учителя и ученика является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования и развития личности.