Классный час Давайте понимать друг друга с полуслова



ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»


























Классный руководитель:
Бойко А.А.













Костанай



Классный час


«Как научиться понимать друг друга»
Цель: научиться при общении с другими людьми для более продуктивного общения использовать внешние проявления собеседника в разговоре (поза, жесты, мимика).
Ход занятия.
Вступление.
Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только
слова, но и мимику, жесты. Сегодня мы попробуем поучиться лучше понимать
друг друга. Разговор наш будет проходить в форме диалога с элементами
игры.
Разминка.
Бывают в жизни ситуации, что вы обижаетесь, ссоритесь, не понимаете друг друга. В классе от этого становится неуютно, а так хочется, чтобы царила дружба, чтобы было у всех хорошее настроение. Сейчас мы с вами попробуем найти общее, что сможет ещё больше вас объединить, сплотить, улучшить отношения в классе. Постарайтесь быть активными и искренними.
Внимание! Я попрошу:
Встать тех, кто любит отдыхать.
Поднимите правую руку те, кто считает себя любознательным.
Закройте ладонями уши те, кто не любит, когда на него кричат.
Погладьте себя по голове те, кто может доброжелательно относиться к другим.
Хлопните в ладоши те, кто считает себя весёлым.
Топните ногой те, кто считает себя смелым.
Встаньте те, кто хочет, чтобы класс всегда был дружным.

Основная часть.
Задание «Что мешает – что помогает».
Вы, наверное, обратили внимание, что между нами есть как сходства так и различия. Сейчас мы попытаемся выяснить, что каждый из нас ждёт от других в общении, и что вам неприятно. Первое задание: подчеркните одной чертой то, что, по вашему мнению, мешает людям понять друг друга, двумя – то, что мешает именно вам:
выражение лица собеседника (безразличное,злое,презрительное и т.п.);
взгляд собеседника (холодный, агрессивный, безразличный и т. п.);
неумение подобрать нужные (подходящие) слова;
нечеткое произнесение слов;
незаконченные предложения;
перескакивание с одной мысли на другую;
использование непонятных слов;
повторение одних и тех же слов;
выделение голосом отдельных слов или выражений;
слишком громкая или слишком тихая речь;
употребление слов- паразитов.
Подчеркни то, что, на ваш взгляд, помогает в общении:
вежливость;
четкость изложения мысли, построение фраз и предложений;
краткость;
выразительная интонация;
последовательность, логичность высказываний;
использование в речи знакомых слов и понятий;
отсутствие в речи иностранных слов;
доброжелательное выражение лица;
открытый взгляд;
заинтересованность собеседника;
улыбка.

2) Игра-упражнение «В путь-дорогу»
Сейчас представим, что мы собираемся в дальнюю дорогу. В дальний путь
обычно берут много вещей. А мы, отправляясь в наше путешествие, возьмем качества, которые помогают в общении, помогают жить в мире и согласии. У вас есть листочки с различными качествами, отметьте галочками те качества, которые украшают человека, которые необходимы в общении.
(Работа в парах с карточками).
Отметь галочкой (V), какие качества человека помогают в общении:

· скромность
· капризность

· обидчивость
· душевность

· приветливость
· замкнутость

· грубость
· правдивость

· открытость
· отзывчивость

· начитанность
· честность

· рассудительность
· упрямство

· искренность
· дружелюбие

· способность сочувствовать другому
· остроумие

· неумение выслушать другого
· нежелание уступить
· самоуверенность
· навязчивость
Обсуждение. Вы взяли с собой прекрасные качества. И запомните, эти качества человека очень важны в установлении контактов с другими людьми, очень
важны в общении.
3. Игра-упражнение «Эмоции»
Любое общение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в другом - плохие, приводящие в ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы детей)
Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего. Что такое интонация? Обратимся к словарю. Интонация - тон и манера произношения слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он произносит. Давайте сначала посмотрим на экран (на рисунки) и определим, какие эмоции изображены.
А сейчас попробуем по очереди произнести скороговорку «У ёлки иголки колки» как можно выразительнее, отразив в интонации написанные на карточке чувства. И поблагодарим друг друга аплодисментами. Если ваш товарищ, на ваш взгляд, удачно отразил данные чувства, то ваша оценка -бурные аплодисменты, а если не очень удачно - аплодисменты слабые. Итак, начали. ( Слова на карточках: удивление, восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие, отвращение, нетерпение).
А лучше всего общаться с людьми с улыбкой на лице. Ведь одной только улыбкой можно расположить человека к себе.
4. «Шестое чувство»
Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Одним из способов его познания является умение устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению, не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте проверим, есть ли у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.

1.Ваш товарищ едет в другой город, вы хотите передать с ним письмо другу или подружке. Вопрос: надо ли заклеить конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? Почему?
2.Три подружки – Катя, Зина и Оля - сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему?
3.Вам подарили вещь, которая у вас есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?
4.За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Оля пришла последней. У неё был расстроенный вид , заплаканные красные глаза.
- Почему ты плакала? – громко закричала Катя. - Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?
- Ну, давай, давай рассказывай! - подскочила к Оле Наташа.
- Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоумённо пожали плечами. ( В чем была ошибка Кати и Наташи? Что бы вы сделали на их месте?)
5. Папа подарил Вове на день рождения новый диск с фильмом. Вова показал его своему приятелю и радостно сообщил:
- Вот какой интересный фильм подарил мне папа. Хочешь, мы вместе
его посмотрим?
- Да у меня таких дисков навалом! - захохотал Слава. - Что в нем такого особенного? Да этот фильм уже показывали по телевизору. И твой отец хорош - в дисках не разбирается. Чепуха, а не диск! Вот хочешь, я тебе покажу мои?
Но Вова не захотел. И потом ещё три дня со Славой не разговаривал.
( Как вы думаете, почему?) ( Ответы детей.)
Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют нормально общаться со своими товарищами. У них нет очень важного качества. Что же это за качество, которое помогает быть обходительным и не обижать никого? (Ответы детей) Многие из вас определяют его верно, хотя и называют по-разному. Это тактичность. Обратимся к словарю. Тактичность- чувство такта. Такт - умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках.
Тот, кто обладает чувством такта, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.
Подведение итогов.
Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму. И давайте понимать друг друга с полуслова. А для этого нужно выполнять простые правила культурного общения.
Уважай собеседника.
Будь тактичен.
Не унижай собеседника.
Не принижай достоинства собеседника. Не ставь его в неловкое положение.
Будь внимателен к собеседнику.
Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
Стремись к взаимопониманию.
(Памятка выдается каждому школьнику)
Рефлексия.
Что сегодня для вас было самым интересным?
Чему вы научились?
Как вы считаете, важно ли уметь общаться?
Игра-упражнение «Комплимент»
А сейчас я попрошу вас встать. Повернитесь лицом к рядом стоящему и скажите что-нибудь приятное, т.е. скажем друг другу комплимент. Обязательное условие комплимента: 1) обращение по имени, 2)сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
"Давайте понимать
друг друга с полуслова"Arial Black