Презентация Как празднуют новый год в разных странах


Конспект занятия по развитию
лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме
«Любимый праздник – Новый год!»
 
Составила учитель-логопед
МДОУ ДС КВ № 23
Солоненко Л.А.
Лексическая тема «Новый год».
Конспект занятия в старшей группе
Аннотация.
Конспект занятия + презентация для детей 5-6лет с ОНР 3 уровня. Содержит материал о истории возникновения праздника, о том, как празднуют Новый год в других странах. Занятие познавательное, доступное для восприятия детей. Содержит игровые упражнения, может быть использовано на речевых занятиях. Развивает мышление,  речь, внимание,  формирует эмоциональную отзывчивость.
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать эпитеты к слову «елка»;
- закреплять подбор признаков к предмету;
- совершенствовать навык распространения предложения путем введения однородных членов;
- расширять словарный запас по лексической теме.
Коррекционно-развивающие задачи: 
- развивать графические умения и навыки;
- продолжать развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение;
- расширять кругозор детей.
Коррекционно-воспитательные задачи: 
- создавать положительно эмоциональный фон, ожидания праздника.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность;
- воспитывать уважение к ближнему;
- воспитывать умение взаимодействовать с другими членами коллектива. 
Оборудование: тетради, картинки с изображением новогоднего праздника, магнитная доска, плоское изображение елки, искусственная елка, елочные игрушки, карточки с изображением елочных игрушек, мелкие игрушки, индивидуальные карточки с контурным изображением елок и цветные карандаши (по количеству детей), мультимедийная установка, мешок с сюрпризами.
Словарь и словосочетания:
- лесная красавица, зеленая красавица, новогодняя красавица.
Активизировать:
- высокая елка, низкая елка, ветвистая, первая, последняя, серпантин, мишура, наряжать, украшать, развешивать.Предварительная работа: рассматривание елочных игрушек и украшений, разучивание стихов и песен о новогодней елке, вырезание бумажных снежинок, украшение елки в группе.
1. Организационный момент
- Ребята, отгадайте загадки,  и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Он катки для нас устроил,Снегом улицы занес,Изо льда мосты построил,Кто же это? ... (Дед Мороз)
Вся из снега, изо льда,
Но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет
К ребятне на Новый год.
(Снегурочка)
Красавица какая - Стоит, светло сверкая. Как пышно убрана... Скажите, кто она?  (Новогодняя елка)
Посмотрите, какая у нас в группе красивая елка. Для какого праздника мы ее нарядили? (Для Нового года).
2.  «Скоро праздник» Беседа с детьми о подготовке к празднику.
- Прошу ребят ответить на следующие вопросы:
-Чем мы украшали елку? (шарами, игрушками, бусами, огоньками, дождем, гирляндами…).
- Кто придет к нам на новогодний праздник? ( Дед Мороз, Снегурочка, сказочные герои…)
Подбор эпитетов.
На Новый год елка стоит нарядная, красивая. Можно ее назвать красавицей - елкой? (Да).
Откуда привозят эту «красавицу»? (Из леса)
Значит, ее можно назвать лесной красавицей?(Можно)
А какого цвета она зимой и летом? (Зеленого).
Можно назвать елку зеленой красавицей? (Можно)
-Елка нарядилась для новогоднего праздника. Значит, ее можно назвать новогодней красавицей? ( Да)
-Какими словами мы с вами называли елку?
Дети повторяют придуманные эпитеты, затем садятся за столы.
Я вам расскажу, как празднуют Новый год в других странах.
3. Показ презентации.
1.Слайд. Как отмечали Новый год на Руси
В древней Руси Новый год отмечали 1 марта, в 14 веке церковный собор постановил считать начало Нового года 1 сентября. Однако Петр I в 1699 году повелел отмечать Новый год как в Европе - в полночь 1 января. В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз – как замена европейскому Санта Клаусу.
2слайд. История Деда Мороза
Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник.
Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев – облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом. Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.
3 слайд. История Снегурочки
Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Вариантов сказки множество.Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.
4.слайд. Как наряжали елку наши предки
Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.А вы знаете, почему на Новый год люди наряжают ёлку золотистым и серебристым дождиком?
5.слайд.
В разных странах мира существуют свои обычаи встречи Нового года В странах, где распространено христианство, празднование Нового года практически сливаются с рождественскими днями.
Во Франции два Деда Мороза: одного зовут "Дед Январь" –Пер - Ноэль, ходит с посохом и носит широкополую шляпу. Он приносит детям в корзине подарки.
Второго зовут –Шаланд.
Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный
плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и
ленивых детей.
6.слайд
В Германии Новогодние празднования обязательно включают шествия, маскарады, фейерверки. Всё это отголоски старых поверий, будто таким образом можно отпугнуть демонов и злых духов.
Санта Клаус приезжает к немцам на осле.
Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для его ослика.
7.слайд.
В Швеции Дед Мороз похож на гнома. Он тащит новогоднюю ёлку и подарки, творит добрые дела, разговаривает с животными и людьми, благословляет птицу и напитки, молодожёнов и новорождённых.
8.слайд.
В Норвегии подарки детям делают Ниссе - симпатичные маленькие
домовые. Ниссе носят вязаные колпачки и любят вкусненькое.
9.слайд.
В Англии дома по традиции украшают ветками омелы - символа жизни, здоровья, плодородия. Ложась спать, английский ребёнок оставляет на спинке кровати чулок, чтобы Санта-Клаус положил туда подарки.
10.слайд.
В Италии, кроме Деда Мороза - Баббо Натале, к послушным детям
приходит добрая Фея Бефана. Она прилетает через дымоход и
дарит детям подарки. Шалунам достается уголёк от злой
волшебницы Бефаны.
11.слайд.
Дед Мороз в Монголии появляется в виде Петуха. У него в руке бич, а ещё несёт он огниво, огонь и табакерку. Когда-то эти вещи были неизменными спутниками кочевника в его одиноких странствиях.
Много стран на свете, везде встречают Новый год по-своему, но во всех странах этот праздник является самым любимым и у взрослых, и у детей.

4. Упражнение «Кто больше?».
Дети составляют предложения с добавлением однородных членов:
- Мы украсили елку.
- Мы украсили зеленую елку.
- Мы украсили зеленую, пушистую елку.
- Мы украсили зеленую, пушистую, новогоднюю елку.
5. Работа в тетрадях
- Откройте тетради и скажите, что нарисовал художник?
- Возьмите зеленый карандаш и обведите елочку по контуру, а потом нарисуйте на ней украшения.( 1 красный, 2 синий, 3 оранжевый)
Дети украшают новогоднюю елочку шарами.
6. Пальчиковая гимнастика « Елочка»
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
7.Дидактическая игра «Новый год у гномов».
Дети образовывают существительные в уменьшительно-ласкательной форме:
-Нас пригласили в гости гномы встретить Новый год, а в доме у них все предметы маленькие.

- У нас елка, елочка,
- У нас шары, шарики
- У нас звезда, звездочка,
- У нас огни, огоньки
- У нас снеговик, снеговичок,
- У нас подарок подарочек
8. Физкультминутка «Елка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, Поднимаем руки вверх
Колючие иголочки, как будто в белом инее. Опускаем через стороны, вниз
Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Наклоны вправо, влево
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются Ходьба на месте, улыбка
9. Игра «Подбери признак»
-Ребята, посмотрите внимательно игрушки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.
Снеговик (какой?) –  большой, белый, круглый, веселый…
Гирлянда (какая?) –  новая, красивая, блестящая, разноцветная…
Мишура (какая?) –   блестящая, новогодняя, серебристая…
Игрушка (какая?) –  красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…
Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…
Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая…
10. Итог занятия. Мешок с подарками.
- Молодцы ребята! Вы хорошо играли, правильно отвечали на вопросы. Были старательными, и очень активными.
- Дед Мороз приготовил вам подарок (достаю обычный пенопластовый шар, но из конфет. Конфеты прикреплены на зубочистки и вставлены в пенопласт (по кругу).Получился большой Новогодний шар. Очень красиво.
На этом занятие окончено.
Методическая литература.
Кыласова, Л.Е.
Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Волгоград: Учитель,2009.
Лиманская О.Н.
Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения.
М.: ТЦ Сфера, 2009.
З.Александрова, А. Барто, А.Усачев, 
«Большой новогодний подарок»  Москва. РОСМЭН 2013 -128с.
В.А. Степанов
Сборник стихов и сказок «Зимний карнавал» Издательство: Оникс 21 век, Оникс (2010)
Л.П. Папилова «В лесу родилась елочка» Издательство: Оникс 21 век, Оникс (2006)
А.А.Усачев
«Азбука Деда Мороза» Издательство: Оникс 21 век, Оникс (2010)