КТП по внеурочной деятельности Детская риторика УМК Школа 2100


Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Риторика» разработана на основе авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. (Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1/Сост. О. М. Корчемлюк. – М..: Баллас, 2013. ( Образовательная система «Школа 2100») в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Данный курс является продолжением учебного предмета «Русского языка».
Нормативные документы, регламентирующие реализацию рабочей программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 – ФЗ 29.12.2012 г.
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования от 05. 03. 2004
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и внедрении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06. 10 2009 № 373
Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 26. 11. 2010 г № 1214
Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 22.09.2011 № 2357
Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» 02.04 2002 г. № 13-51-28/13
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07. 08. 2009 № 1101-р
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Устав МБОУ СШ № 85
Положение о внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 85, утверждённая на педагогическом совете – протокол №1 от 28.08.15
Учебный план по внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85 на 2015-2016 учебный год
Приказ МБОУ СШ № 85 « Об организации внеурочной деятельности» от 01. 09. 2015
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Цель программы : Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.
Основные задачи:
- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю и составляет 34 часа.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Т.А. Ладынежская, Н.В. Ладынежская , Р.И. Никольская, Г.И.Сорокина Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник -3 класс. Часть1,2– М., Баласс, 2012г
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.
Тема блока Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе Примечание
Всего: 34ч 34ч. Общение 17ч. 17ч. Текст 17ч. 17ч. Для реализации программы в полном объеме возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя, в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.
Планируемые результаты подготовленности обучающихся по предмету «Русский язык» к концу третьего класса.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «детская риторика» (34ч.)

п/п Тема Количество часов Дата проведения
ОБЩЕНИЕ ( I часть – 17 ч.) Наука риторика – 4ч. 1. Наука риторика. Что мы помним о речевой ситуации. 1 2. Твои речевые роли. 1 3. С какой целью? Зачем? 1 4. С какой целью? Зачем? 1 Учимся говорить – 4 ч. 5. Неподготовленная речь. 1 6. Подготовленная речь, приёмы подготовки. 1 7. Подготовленная речь, приёмы подготовки. 1 8. Говорим подробно, кратко. 1 Похвала (комплимент) – 1ч. 9. Похвала (комплимент) 1 Слушаем, вдумываемся – 2ч. 10. Слушаем, вдумываемся. 1 11. Слушаем, вдумываемся. 1 Учимся читать, писать – 3ч. 12. Читаем учебные тексты. 1 13. Учимся писать, редактировать. 1 14. Учимся писать, редактировать. 1 Вежливое общение – 3ч. 15. Что такое вежливость. 1 16. Вежливо, невежливо, грубо. Добрые слова – добрые дела. 1 17. Итоговые задачи и игры. 1 ТЕКСТ ( II часть – 17 ч.) Разные тексты – 2ч. 18. Тексты разные нужны. 1 19. Диалог и монолог. 1 Правильная речь – 3ч. 20. Пиши правильно! Произноси правильно! 1 21. Пиши правильно! Произноси правильно! 1 22. Употребляй слова правильно! 1 Правила успешного пересказа – 4 ч. 23. Пересказ. 1 24. Выбери нужное. 1 25. Цитата в пересказе. 1 26. Кратко о книге. 1 Поздравляю тебя … вас… - 2ч. 27. Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? 1 28. С праздником… 1 Учись объяснять и доказывать – 2 ч. 29. Рассуждение. Вывод в рассуждении. 1 30. Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве. 1 Что общего – чем отличаются – 3 ч. 31. Сравни и скажи. 1 32. Правила сравнения. 1 33. Как строятся сравнительные тексты. 1 Подведём итоги – 1ч. 34. Подведём итоги. Риторический праздник. 1