Рабочая программа по учебной дисциплине Профессиональная риторика для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность


Профессиональное образовательное частное учреждение
«АСТРАХАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РИТОРИКА
_____________________________________________
Специальность: 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
2017_г.

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией
__________________________________
Председатель
__________________/_________
____ _____________20___ СОГЛАСОВАНО
Научно-методическим советом
Председатель____________ /_________/
____ _____________20___
Составитель: Рочева Ольга Евгеньевна , преподаватель высшей квалификационной категории
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Лукина О.В., высшая квалификационная категория
Содержательная экспертиза: Константиниди Н.А..., высшая квалификационная категория
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: Велявина Т.Б., председатель методического объединения преподавателей русского языка и литературы Астраханской области

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности _40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
6 -10
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12-13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РИТОРИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально – экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- обладать культурой поведения;
- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас профессиональной лексикой;
- вести беседу и задавать вопросы;
- грамотно выстраивать аргументацию при ведении спора;
- импровизировать во время публичного выступления.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
- основные правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- понятия спора, источники, причины, виды и способы разрешения споров.
 Студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК-2.способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК-7 владение навыками подготовки юридических документов ;ПК-13способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации ; ПК-15 способность толковать различные правовые акты;
ПК-16 способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности . Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 56 часов;
самостоятельной работы 20 часов;
консультации 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 86
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе: теоретические занятия 36
практические занятия 20
Самостоятельная работа (всего) 20
Консультации 10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _Профессиональная риторика
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
семестр Раздел 1.
Риторика как наука 18/ 8 (4)
Тема 1.1.
Тема 1.2
Тема 1.3
1. Содержание учебного материала
Риторика в системе гуманитарного образования.
Русский язык в профессиональной деятельности юриста
Формы существования языка.
Язык права. Понятие культуры речи. Культура речи юриста. Нормы языка и речи.
Практическое занятие № 1: Литературный язык – высшая форма русского языка.
 Практическое занятие № 2 Прочитайте ст. 5 УПК РФ. Выделите в ней все случаи употребления антонимов. Отметьте их необходимость и функции в тексте закона. Ответьте, придают ли антонимы экспрессивность языку закона.
Выпишите из УК РФ, ГК РФ, НК РФ, ТК РФ или ТрК РФ составные термины, в которые входят понятия вред и ущерб. Проанализируйте, везде ли правильно, в соответствии с их значением употреблены эти простые термины. Сделайте об этом сообщение на практическом занятии.
2
2
2
2
2
2 2. Самостоятельная работа по разделу 1 : Изучение античной риторики. Ораторское искусство Древней Греции. Риторика Средних веков и Эпохи возрождения.
Консультации: Риторическое искусство как социальное явление.
6
2


Раздел 2. Речевая деятельность 4/4(2) Тема 2.1.
Тема 2.2 3. Содержание учебного материала
Понятие о речевой деятельности.
Условия эффективной речевой коммуникации.
Самостоятельная работа по разделу 2: Подготовить сообщение на тему: «Риторика в современном мире» 2
2
2 Раздел 3. Профессиональная коммуникация юриста 8/4(4)
Содержание учебного материала
Тема 3.1
Тема 3.2
Слово в речи юриста. Требования, предъявляемые к речи юриста.
Выразительность речи.
Коммуникативная культура юриста. Особенности речевого юридического дискурса.
Практическое занятие № 2: Выразительность судебной речи.
Практическое занятие № 3: Современный риторический идеал. Особенности современных речевых коммуникаций.
Риторический анализ публичного выступления.
Самостоятельная работа по разделу 3: Подготовьте обвинительную или защитительную речь на 5 – 7 минут, произнесите её в аудитории, затем проанализируйте с точки зрения логичности, убедительности, действенности. При этом не забывайте о чёткой дикции, интанационно – выразительных средствах. Соблюдайте орфоэпические нормы.
Консультации: Особенности защитительной и обвинительной речи. 2
2
2
2
4
2 Раздел 4. Общение в юридической практике 8/6(2) Тема 4.1
Тема 4.2
Тема 4.3
Тема 4.4 Содержание учебного материала :Языковые особенности судебной речи. Вербальные языковые средства. Их функции в профессиональном общении.
Беседа. Консультирование.
Культура использования юристом вербальных и невербальных языковых средств в процессе межличностной коммуникации
Вопросно – ответная форма речевой коммуникации.
Практическое занятие № 4: Психолго – риторические аспекты убеждения.
Самостоятельная работа по разделу 4: . Прочитайте несколько постановлений, определений, уведомлений, обвинительных заключений, приговоров, приведенных в приложениях, и проследите, какие параллельные синтаксические конструкции являются клишированными и необходимыми в тексте этих документов.
2
2
2
2
4 Раздел 5. Основы полемического мастерства в юридической деятельности 24/18(6) Тема 5.1
Тема 5.2
Тема 5.3
Тема 5.4
Тема 5.5.
Тема 5.6
Тема 5.7
Тема 5.8
Тема 5.9 Основные понятия теории ораторского искусства Риторика – искусство убеждения словом. История ораторского искусства. Взаимодействие оратора и аудитории.
Композиция выступления. Классификация вопросов. Виды ответов
Практическое занятие №5: Спор и его виды. Основные правила ведения спора.
Особенности судебной речи. Характеристика судебной аудитории.
Виды судебных речей. Основы техники речи юридического оратора
Искусство доказательства в суде. Логические основы выступления.
Психолого – риторические особенности судебной речи. Понятие досудебного красноречия.
Практическое занятие №6: Основные виды в зависимости от рода правоохранительной деятельности. Досудебное красноречие. Основные виды
Практическое занятие №7: Вопросно – ответная форма в процессе судопроизводства.
Практическое занятие №8: Техника и культура речи судебного оратора.
Практическое занятие №9 Подготовка защитительной и обвинительной речи
Практическое занятие № 10: Совершенствование профессиональной речи будущих юристов. Ролевая игра «Судебные прения».
Самостоятельная работа по разделу 5: Подготовьте и проведите импровизированную консультацию для юристов по правовым вопросам, обращая внимание на качество воздействующей речи. Подумайте, какие вопросы могут быть заданы Вам, и приготовьтесь ответить на них.
Консультации: Особенности консультирования в практической деятельности юриста социальной сферы.
Дифференцированный зачёт 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2

2

Всего: 86 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общеобразовательных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- образцы;
- учебная документация.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Бойко А. Язык Фемиды: О формировании речевой культуры будущего юриста.-М., 2013г.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.-Ростов н/Д, 2013г.
3. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.-М., 2015г.
4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие.-М., 2014г.
5. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов): Учебное пособие. – М., 2015г.
Дополнительные источники:
1 Киселёв Е.В. Этика адвоката. – Л., 2015г.
2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие.- М.,2014г.
3. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. – М., 2015г.
4. Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста: Практическое пособие. – М., 2016г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- логически верно, аргументировано ясно строить устную и письменную речь;
- обладать культурой поведения; Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (составление текстов с использованием профессиональной лексики).
- Самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас профессиональной лексикой; Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (работа со словарями).
- грамотно выстраивать аргументацию при ведения спора;
- импровизировать во время публичного выступления. Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (подготовка публичных выступлений).
Знания:
Устный опрос, практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания.
- Основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
- основные правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- понятие спора, источники, причины, виды и способы разрешения споров.