Рабочая программа по специальному курсу «Детская риторика»


Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №1»
Протокол № ___
от «__» _______ 2013г.
Руководитель ШМО
Хизовец И.А. __________
(подпись)
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБОУ «СОШ №1»
Протокол № ____
от «__» ______2013г.
Зам. Директора по УВР
Гаврилова М.А. __________
(подпись) УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ______
от «___» ______2013г.
Директор
МБОУ «СОШ №1»
Масловская Т.В. _______
(подпись)
Рабочая программа
по специальному курсу
«Детская риторика», базовый уровень
для учащихся 3 класса
2013 - 2014 учебный год
Составители:
Гвоздева Екатерина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1»,
БРАТСК, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы кандидата педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской «Риторика» (для четырёхлетней начальной школы), рекомендованной Министерством образования и науки РФ (письмо .3 363/11-17 от 24.05.2000 г.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской).
1.Актуальность
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <...> состава российского общества»1.
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни
Содержание учебного курса «Детская риторика».
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок ~ «Общение» даёт представление о
- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
-.компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок — «Речевые жанры» — даёт сведения о
— тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках иособенностях;—типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
—речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённойкоммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанрыхудожественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевойпрактике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания,объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи -основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
В курсе «Детская риторика» осуществляются тесные межпредметные связи
- с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Исходными документами для составления рабочей программы по риторике являются:
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.10.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»
- Федеральный перечень учебников , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010)
- Авторская программа Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Детская риторика» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 400с.
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Учебно-методический комплекс по программе Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Детская риторика»
№ п/п Названиепособия Класс Годиздания Издательство Автор
1. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование 1-4 2011 М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.
2. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2-го класса. В 2-х ч. 3 2013 М.: Баласс Ладыженская Т.А. и др.
3. Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации 3 2013 М.: Баласс .Под ред. Т. А. Ладыженской.
4 Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. 2 2012 М.: Баласс Ладыженская Т.А. и др.
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.
При этом рабочая программа составлялась:
- с учётом особенностей класса;
- особенностей авторской программы;
- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.
Тематическое планирование уроков»Детской риторики» в 3 классе.
Наименование раздела По программе По рабочей программе
ОБЩЕНИЕ.
(1 часть) 16 16
1. проверь себя 1 1
2.Что мы помним о речевой ситуации 1 1
3. С какой целью? Зачем? 1 1
4. неподготовленная речь. 1 1
5. подготовленная речь. 1 1
6. Приемы подготовки 1 1
7.говорим подробно 1 1
8. говорим кратко 1 1
9. похвала 1 1
10. слушаем, вдумываемся. 1 1
11.слушаем по-разному 1 1
12. читаем учебные тексты 1 1
13.Учимся писать, редактировать. 1 1
14.Как исправить текст? 1 1
15.Что такое вежливость? 1 1
16.Добрые дела добрые слова 1 1
Текст (2 часть) 17 17
1.Проверь себя. Тексты разные нужны. 1 1
2.Диалог и монолог. 1 1
3.Пиши правильно. 1 1
4.Произноси правильно! 1 1
5.Употребляй слова правильно! 1 1
6.Пересказ. 1 1
7.Выбери нужное. 1 1
8.Цитата в пересказе 1 1
9.Кратко о книге. 1 1
10.Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? 1 1
11.С днем рождения! С новым годом! С праздником 8 марта! 1 1
12.Рассуждение, вывод в рассуждении. 1 1
13.Правило и цитат в доказательстве. 1 1
14.Сравни и скажи. 1 1
15.Правила сравнения. 1 1
16.Как строятся сравнительные тексты. 1 1
17.Повторение за год. 1 1
Итого: 34 34
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения курса «Детская риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Планируемые результаты по предмету «Детская риторика».
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания -осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религии и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
"Ценность гражданственности и патриотизма — осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих учебных действий:
–формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
–пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
–отличать подробный пересказ от краткого;
–знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
–пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
–пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
–реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Информационное обеспечение учебного курса:
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
В наличии Примечания
1. Учебно-методические комплекты (УМК) по риторике (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)
Программно-методические материалы: Программы по риторике; методические пособия (рекомендации к проведению уроков риторики).
Стандарт начального общего образования по образовательной области «Риторика».
Учебно-наглядные пособия. В первую очередь утвержденные
МОН РФ
Печатные пособия 2. Таблицы. комплекты
Информационно-коммуникативные средства 3. Мультимедийные обучающие программы.
Игровые компьютерные программы
Материал на информационном носителе(флэш-карта) Технические средства обучения 4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Учительский ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
Цифровая фотоаппарат (по возможности) Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки №
урока Тема урока
Форма занятия Планируемые виды деятельности учащихся:
(Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
05.09
1
Проверь себя.
Вводный урок
Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового. (Н).
Анализировать свои поступки с позиции общечеловеческих ценностей.(П)
Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. (Н)
Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия.(П)
Определять степень вежливости при общении людей(П)
Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.(Н)
Анализировать основные приёмы подготовки устного выступления, учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.(П)
Анализировать основные приемы подготовки устного выступления;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.(П)
Уметь корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.(П)
Учиться проговаривать последовательность действий на уроке (П)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.(П)
Уметь рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей.
Уметь называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.(Н)
Уметь приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях.(Н)
Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Уметь реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи(П).
12.09
2
Что мы помним о речевой ситуации
Урок обобщения и систематизации знаний 19.09
3
Твои речевые роли.
Урок обобщения и систематизации знаний 26.09 4 С какой целью? Зачем?
Комбинированный урок УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
03.10 5
Неподготовленная речь.
Урок введения новых знаний
Различатьподготовленную и неподготовленную речь. Знать особенности неподготовленной речи.(П)
Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения.(Н)
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения.(Н)
Учиться ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения.(П)
Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия.(П).
Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания. (П)
Уметьосознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения (Н)
Уметь перерабатывать информацию; аргументировать свою точку зрения; делать выводы на основе обобщения знаний; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, вы ступать с графическим (возможно, аудио – видео сопровождением (П)
Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Н)
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда- кратко.(П)
Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.(Н)
10.10 6
7 Подготовленная речь.
Приёмы подготовки
Говорим подробно, кратко. Урок введения новых знаний
Комбинированный урок
Урок обобщения и систематизации знаний 17.10 8-9 Говорим подробно, кратко. ПОХВАЛА ( КОМПЛИМЕНТ)
24.10 10 Похвала
( комплимент) Урок - практикум Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения .
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.(П)
Уметь анализировать тактичность речевого поведения (Н)
Уметь делать выводы на основе обобщения знаний (П)
Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности(Н) Уметь выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.(Н)
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
07.11 11
Слушаем, вдумываемся.
Комбинированный урок
Называть задачи слушания. Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П) .
Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.(П)
Уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы.(Н)
Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.(Н)
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.(П)
Оценивать свои особенности как слушателя .(Н)
Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.(П)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.(П)
Уметь предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении заданий.(Н)
Уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.(Н)
14.11 12
Слушаем по- разному
Урок обобщения и систематизации знаний
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
21.11 13
Читаем учебные тексты.
Урок – практикум
Анализировать роль различных выделений в учебных текстах .(П)
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.(П)
Уметьоценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.(Н)
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.(П)
Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.(П)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.(Н)
Объяснять, зачем нужно исправлять текст.(П)
Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.(Н)
Уметь самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.(П)
Уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.(П)
Уметь читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
-выделять главное;
-составлять план;
-ставить вопросы к тексту и искать ответы.(П)
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).(П)
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.(П)
Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения; перерабатывать информацию.(П)
Уметь использовать речь для регуляции своего действия.(П)
Уметь редактировать текст; сотрудничать в поиске и сборе информации.(Н)
28.11 14
Учимся писать, редактировать
Урок – практикум
05.12 15 Как исправить текст? ( Правка текста) Урок - практикум ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
12.12 16
Что такое вежливость.
Урок ознакомления с новым материалом
Давать определение вежливости.(П)
Уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).(П)
Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.(П)
Уметь использовать речь для регуляции своего действия.(Н)
Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.(Н)
Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.(П)
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.(П)
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях(П)
Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.(П)
Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.(Н)
19.12 17 Добрые слова, добрые дела. Урок- игра ТЕКСТ (II часть-17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
26.12 18
Проверь себя. Тексты разные нужны.
Комбинированный урок
Уметь называть признаки текста, типы текстов.Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.Характеризоватьразные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.(П)
Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.(Н)
Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах.(Н)
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.(Н)
Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии. (Н)
Различать диалог и монолог.(П)
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.(П)
Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.(П)
Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.(Н)
Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.(Н)
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. (Н)
16.01 19 Диалог и монолог. Урок ознакомления с новым материалом ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
23.01 20
Пиши правильно!
Комбинированный урок
Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.(П)
Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.(Н)
Анализировать, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.(П)
Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.(Н)
Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.(Н)
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.(П)
Уметьоценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.(П)
Уметь делать выводы на основе обобщения знаний.(П)
Уметь использовать речь для регуляции своего действия.(Н)
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. (Н)
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.(П)
Уметьоценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.(П)
Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.(П)
Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.(Н)
Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии. (Н)
30.01 21
Произноси правильно!
Комбинированный урок
06.02 22 Употребляй слова правильно! Урок обобщения и систематизации знаний ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
13.02 23
Пересказ.
Урок ознакомления с новым материалом
Определятьспособы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста .(П)
Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.(П)
Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.(П)
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.(Н)
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы(Н)
Реализовыватьсжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.(П)
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.(П)Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.(П)
Уметь анализировать тактичность речевого поведения.(Н)
Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.(Н)
Уметь корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.(П)
Уметь пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео – ) сопровождением.(Н)
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.(П)
Вводить в пересказ эффективные цитаты.(П)
Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.(Н)
Уметь аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.(П)
Уметь в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.(Н)
Уметь предлагать помощь и сотрудничество.(Н)
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.(П)
Уметь анализировать тактичность речевого поведения.(П)
Осуществлять анализ и синтез.(П)
Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.(Н)
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы(Н)
20.02 24
Выбери нужное ( выборочной пересказ)
Комбинированный урок
27.02 25
Цитата в пересказе.
Урок ознакомления с новым материалом
06.03 26 Кратко о книге ( аннотация) Урок ознакомления с новым материалом ПОЗДРАВЛЯЮТЕБЯ … ВАС…
13.03 27
Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
Комбинированный урок
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.(П)
Оценивать поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.(П)
Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.(П)
Уметь строить рассуждения.(Н)
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.(Н)
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. (Н)
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление).(П)
Оценивать свою вежливость.(П)
Уметь строить поздравление.(П)
Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.(П)
Уметь предлагать помощь и сотрудничество(Н)
20.03 28 С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта! Урок- игра УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
04.04 29
Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Урок ознакомления с новым материалом
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.(П)
Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.(П)
Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;(П)
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов.(Н)
Учиться работать по предложенному учителем плану.(Н)
Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео – ) сопровождением.(Н)
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении(П)
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.(П)
Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.(П)
Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.(Н)
Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.(Н)
Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.(Н)
11.04 30 Правило и цитата в доказательстве.
Урок ознакомления с новым материалом ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
18.04 31
Сравни и скажи
Урок ознакомления с новым материалом
Анализировать сравнительные описания, их структуру.(Н)
Формулировать самому простые правила общения в коллективе;(Н)
оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо. (П)
Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) (П)
Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ(П)
Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.(Н)
Называть правила сравнения . Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.(П)
Формулировать самому простые правила общения в коллективе;(П)
оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.(П)
Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения(Н).
Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.(Н)
Учиться в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.(Н)
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.(П)
Реализовывать сравнительное описание разными способами (П)
Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.(П)
Продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры (Н)
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Н)
Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.(Н)
25.04 32
Правила сравнения
Комбинированный урок
08.05 33 Как строятся сравнительные тексты.
Комбинированный урок ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
15.05 34 Риторический праздник. Риторический праздник Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П)
Разыгрывать риторические игры.(П)
Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.(П)
Анализировать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач.(П)
Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.(Н)
Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.(Н)