Календарно — тематическое планирование Риторика

п/п раздела урока
Тема
Основные понятия и термины по теме раздела
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, к.р., экскурсии др.)
Применение ИКТ
Формы
контроля


Общение – 2 ч
Дать представление об общении как о коммуникативной деятельности. Познакомить с терминологией (собеседники, партнеры, коммуниканты, коммуникативная задача).

1.
Что значит общаться? Собеседники, партнеры.
Общение, взаимодейст-вие, контакт, взаимопонимание
Знать, что такое общение, его основ-ные задачи.
Уметь общаться, выполняя коммуни-кативную задачу, ориентироваться в ситуации общения; определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера)

Диалог

Презентация «Что значит общаться?»
этикетный диалог, спор

2.
Коммуниканты. Коммуникативная задача.
Коммуниканты. Коммуникативная задача (коммуникативное намерение).

Игра «Визит инопланетян»


устный / письменный ответ на вопрос


Виды общения – 2 ч.
Познакомить учащихся с различными видами общения.


3
Межличностное, групповое, массовое общение.
Межличностное, групповое, массовое общение.
Знать основные виды общения.
Уметь общаться по схеме «один-один, один-немного, один-много».
Практикум
Презентация «Виды общения»
этикетный диалог, спор

4.
Словесное и несловесное общение.
Словесное и несловесное общение.


Презентация «Словесное и несловесное общение»



Главный секрет Демосфена –3 часа
Отработать на практике основные приемы несловесного общения.

5.
Твой голос.
Голос, качества голоса, интонация, тембр, мимика, выражение лица, мим, жест, движение, телодвижение
Знать, что такое несловесное общение.
Уметь пользоваться несловесными средствами общения.
Анализ качеств своего голоса
Презентация
развёрнутый ответ на вопрос

6.
Мимика, жесты.


Работа в парах «Эхо»
Презентация


7.
Скороговорки и докучные сказки. Кричалки.
Скороговорки и докуч-ные сказки. Кричалки

Игра




Речь правильная и хорошая – 3 часа
Обучение учащихся речевым нормам, их практическому применению.

8.
Речь без ошибок.
Нормы (произносительные, грамматические, лексические). Нарушение нормы
Знать понятия нормы литературного языка.
Уметь говорить правильно, соблюдая грамматические, лексические, орфоэпические нормы языка.
Практикум



9.
Чья речь богаче?
Точная речь, фактическая точность, коммуникативная точность


Практикум

развёрнутый ответ на вопрос

10.
Говори-пиши точно.


Практикум




Учимся редактиро-вать – 3 часа
Обучение работе с текстом.

11.
Зачеркни ненужное.
Редакционные знаки. Лишнее. Неудачное выра-жение. Недостающее. Дополнительное
Знать основные правила литературной правки.
Уметь применять правила редактирования на практике.
Урок-практикум «Редактирование»


правка текста

12.
Замени – надпиши ненужное.






13.
Включи недостающее.







Будь вежлив – 4 часа
Обучение правилам речевого этикета.

14.
Просить – умолять – клянчить.
Комплимент. Похвала, похвальба. Вежливые сло-ва. Речевые формулы вежливого отказа. Слышать. Слушать. Оценивать
Знать, что такое вежливое и невежливое поведение, этикетные правила общения.
Уметь выбирать речевые средства выражения вежливости, составлять предложения и тексты с «актулизаторами» вежливости, разыгрывать речевые ситуации.
Практикум
презентация «Что такое комплимент?»
развёрнутый ответ на вопрос

15.
Вежливый отказ.






16.
Что такое комплимент?




этикетный диалог, спор

17.
Лесть – льстивые слова.







Учимся слушать – 3 часа
Научить учащихся слушать и правильно понимать собеседника.

18.
Слышать - слушать – понимать.
Лишнее Неудачное выражение. Недостающее. Дополнительное. Скрытая просьба
Знать основные способы и правила слушания.
Уметь соблюдать два основных правила слушания.
Конкурс актеров

презентация «Правила для собеседников»
развёрнутый ответ на вопрос

19.
Кто и как слушает.






20.
Два основных правила слушания.







Учимся читать –
3 часа
Обучать вдумчивому чтению.

21.
Чтение – вот лучшее учение.

Знать задачи читающего,
чему учится человек, читая книги.
Уметь понимать основную мысль текста, книги, статьи, понимать авторский замысел.
Практикум
презентация «Советы читающему»
устный / письм. ответ на вопрос

22.
Умеем ли мы читать?


Практикум

этикетный диалог, спор

23.
«Чтоб вершки не хватать».


Деловая игра

правка текста


Тексты и речевые жанры – 1 час
Знакомство с речевыми жанрами, их практическим применением.

24.
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Текст Заголовок, тема текста, основная мысль, первое предложение текста, опорные слова. Микротема
Знать, что такое текст, единицы текста, ключевые слова, тема и микротема.
Уметь анализировать текст, определяя тему и основную мысль, создавать свой текст опираясь на тему.
Пр.работа «Восстанови текст»

Контрольная работа «Восстанови текст»
презентация «В мире текстов»

презентация
«Тема- микротема»



Вторичные тексты – 2 часа
Знакомства с текстами, их анализ.

25.
Понятие о пересказе. Перескажите подробно.
Первичный текст, вторичный текст, пересказ.
Краткий пересказ
Знать, что такое пересказ (подробный и сжатый).
Уметь передавать содержание текста разными способами.
Практикум

краткий / подробный пересказ

26.
Перескажи кратко.







Объявление – 2 часа
Знакомство с понятием письменные объявления.

27.
Что? Где? Когда? Секреты успешных объявлений.
Объявление
Знать, что такое объявление, его особенности.
Уметь составлять объявления на заданную тему.
«Доска объявлений»

объявление

28.
Письменные объявления.







Рассказы – 2 часа
Знакомство с понятием рассказ и его разновидностями.

29.
Что такое рассказ? Как строится рассказ.
Рассказ. Развитие действия, кульминация, развязка, заключение.
Знать, что такое рассказ, особенности жанра, структурные части рассказа.
Уметь составлять рассказ, анализировать.
Практикум
Презентация «Что такое рассказ?»
презентация «Схема построения рассказа»
выразительное чтение,

30.
Невыдуманный рассказ.







Спор – 1час
Знакомство с понятием спор и его правилами.

31.
Что такое спор? Правила спора.
Запрет, вредитель, помощник
Знать, что такое спор, правила ведения спора.
Уметь подбирать аргументы в защиту своей позиции.
Практикум
презентация «Правила для собеседников»
этикетный диалог, спор


Сказки и притчи – 3часа
Знакомство с понятием сказка, ее особенностью, действиями и героями.

32.
Сказочная страна, её особенности.
Сказка, сказочные герои, действия, язык, особен-ности сказки
Знать, что сказка, притча, особенности жанра. Уметь сочинять свою сказку, рассказывать соблюдая жанровые особенности.
Викторина «Сказочные чудовища»

Презентация «Сказочные чудовища»
сказочная история

33.
Сказочные действия, герои, язык.






34.
Сочини свою сказку.


Конкурс на лучшего сказочника



35.
Начало моей биографии
Мои первые воспоминания. Мать и отец. Родословная.

Составление родословной














15