Доклад на тему «Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня».


МБОУ «СПАССКАЯ СОШ»
Доклад на тему:
«Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня».
Составила Попова И.В. воспитатель 1 квалификационной категории
г. Спасск
2016г.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий. Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности. 
3Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения детей.
5 На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:
массовые,
групповые,
индивидуальные.
Массовые: работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
Групповые: клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные: деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка. 8 Первая ступень. Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней. 

9 Основные методы и формы организации изучения:
- рассказ
- беседа,
сюжетная игра «Экологический светофор»,
ребусы,
кроссворды,
рисунки,
творческие рассказы,
стихотворения,
экологические сказки,
различный демонстрационный материал.

10Вторая ступень. Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте:
от простого наблюдения - к наблюдению- анализу (почему хорошо и почему плохо);
соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;
собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;
бережное отношение к предметам быта по собственной воле;
участие в созидательной деятельности взрослых. 

11 Основные методы и формы организации:
- «Письмо зеленому другу»,
«Секретный разговор»,
«Лес благодарит и сердится»,
«Радости и огорчения»,
экскурсии, проведение опытов,
наблюдения в природе за деревьями и кустарниками,
наблюдения за птицами на кормушке,
наблюдения за ростом и развитием комнатных растений,
фенологические наблюдения,
сбор гербария, тесты,
экологический тренинг «Экологическая этика». 

12 Третья ступень. На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием:
анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;
осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;
действенной заботой о представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. 
Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:
— расширение экологических знаний;
— повышение экологической культуры;
— развитие потребностей гармоничного общения с природой;
— обогащение кругозора детей;
— развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;
— развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;
— привитие бережного отношения и любви к природе.
Для решения названных задач я спланировала занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию, объединённые в цикл «Зелёная неделя».
Цикл занятий в ГПД «Зелёная неделя»
Экологические беседы Экологические чтения Экологические игры Творческие занятия Загадки природы
Цикл занятий «Зелёная неделя» делится на пять разделов:
1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.
3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).
4-й – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.
5-й – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.
Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.
Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.
Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.