План – конспект занятие по теме: «Введение в образовательную программу». «Путешествие по планете творчества».


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Методическая разработка
План – конспект занятие по теме:
«Введение в образовательную программу».
«Путешествие по планете творчества».
Региональный конкурс методических материалов
по направлениям дополнительного образования
Автор: Нацвина Елена Владимировна
педагог дополнительного образования
г.Кирсанов, 2016 г.
Содержание.
Аннотация __________________________________3
Пояснительная записка ________________________4-5
План - конспект занятия _______________________6-10
Список литературы___________________________11
Приложение_________________________________12-14
Аннотация.
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины их вызывающие, помочь детям может прикладное творчество, обладающее необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Занятия творчеством способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, воспитывают усидчивость, аккуратность, трудолюбие. Образовательная программа «Планета творчества» построена на интеграцию нескольких видов декоративно-прикладного искусства и позволяет параллельно осваивать три направления (лепку из соленого теста, изготовление мягкой игрушки и основы квилинга), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.
Для ознакомления учащихся с программой «Планета творчества», пробуждения у детей интереса и желания заниматься в объединении разработан конспект занятия по теме «Введение в образовательную программу» «Путешествие по планете творчества». Занятие построено в форме игры - путешествия, так как рассчитано на детей в возрасте 6-7 лет.
План – конспект занятия может служить методическим пособием, для начинающих педагогов.
Пояснительная записка.
Цель:  познакомить учащихся с программой   декоративно-прикладной искусству «Планета творчества», пробудить у детей интерес и желание заниматься в объединении «Планета творчества».
Задачи.
Обучающие: познакомить с видами декоративно-прикладного творчества:  солёное тесто, квиллинг, торцевание, шитье;Развивающие: способствовать развитию познавательных
процессов эмоциональной отзывчивости.
Воспитывающие: воспитывать любознательность, аккуратность, умение работать коллективно;
Ожидаемые результаты:
после этого занятия учащиеся смогут:
Иметь представление о видах декоративно-прикладного творчества:  солёное тесто, квиллинг, торцевание, шитье;
различать материалы и инструменты, знать их назначение.
сформулировать основные требования к готовому изделию;
самостоятельно изготовить открытку в технике квиллинг.
Тип занятия: изучение нового материала.
Возраст детей: 6-7 лет.
Продолжительность: 35 мин.
Оборудование и материалы: мультимедийный  проектор,
экран, магнитофон,  работы учащихся, материалы и оборудование для работы (стеки, солёное тесто, бумага, зубочистки, ножницы, клей, полоски бумаги, влажные салфетки, нитки, ткань )Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация готовых работ, демонстрация презентации.
Практические: показ приёмов и способов изготовления изделий.
План  проведения занятия и примерный расчёт времени по этапам занятия
Организационный момент -5 мин. Приветствие.
Основная часть. – 10 мин.
1.Знакомство с разделами программы (бумажный город, соленое тесто, шитье)
2.Знакомство с выставкой работ учащихся.
3. Инструменты и материалы, используемые при изготовлении
поделок.
4. Правила техники безопасности.
5. Физкультминутка. – 2 мин.
III. Практическая работа. – 15 мин.
Изготовление открытки в технике «квиллинг».
IV. Заключительная часть.
Подведение итогов. - 3 мин.
План конспект занятия.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна. А теперь я хочу познакомиться с вами.
(раздаются бумажные кораблики для написания своего имени)
Ребята далеко-далеко, за полями, за горами есть волшебная планета. Она полна чудесных открытий, разных испытаний. Много дней мы будем путешествовать по ней. А называется она - Планета творчества. Мы с вами живем на огромной планете, которая называется Земля. На планета есть материки, страны, острова, города.- А что еще я забыла назвать находящееся на нашей Земле? 
Дети: океаны и моряПедагог:- И на нашей планете тоже есть острова и моря! (приложение 1) И вот сегодня в большом море творчества появился новый кораблик, на котором мы с вами отправимся в путешествие! (показать картинку парусника) Вы готовы к путешествию по Планете творчества. Предлагаю отправиться в наше первое плавание на этом замечательном корабле с парусами надежды к самому главному порту на этой планете – порту Мечты.
На этом кораблике
Под парусами
Мы в дальние дали
Отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет,
С собой повезем.
Ну что же, согласны?
Решили? Плывем!
Знакомство с островами
Основная часть.
Педагог: Итак, прямо по курсу у нас «Бумажный остров». Почему он так называется? Потому что здесь живут бумажные мастера работающие в технике торцевание и квиллинг. Давайте с ними познакомимся.
1 мастерская - здесь творятся волшебные превращения в технике торцевание. Что же это такое?
Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки -торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания  на бумаге: объемное, контурное, многослойное и плоскостное. (демонстрируются образцы готовых работ)
Мы переходим в мастерскую Квиллинга. Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции. Ребята, в квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды.
Давайте попробуем с вами изготовить самый простой элемент «капелька» и выполним поздравительную открытку в технике квиллинг. Начинаем работу.
Практическая работа.
(приложение 2)
Возьмите полоску двумя пальцами.
Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался  на зубочистку.
Плотно накрутите несколько витков бумаги на зубочистку.
Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с зубочистку и дальше крутить вручную.
Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
Сверните всю полоску бумаги.
Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.
Конец полоски приклеить к полоске клеем ПВА.
Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».
По тому же принципу сделайте еще несколько заготовок.
Составить композицию из элементов  различных цветов.
Посмотрите, какая замечательная открытка у нас получилась. Без открыток настоящий праздник не возможен – ведь они создают особое настроение радости и счастья. Вы ребята, очень старались, молодцы. Надеюсь, техника квиллинг вам понравилась, а с помощью этих приемов вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка до самых изысканных проектов.
Молодцы вы справились с заданием, и значит, мы можем отправляться на следующий остров. Это соленый остров, потому что здесь живет волшебный материал - соленое тесто. Это пластичный, послушный, теплый материал. У него есть помощники:   это стека (показываю) – основной инструмент при лепке, запомните: стекой  не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,  его замешивают с солью. Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить. Посмотрите, какие поделки получаются из соленого теста.
Физминутка. 
Ребята, а погода испортилась.
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
- Лей, дождь, лей!
(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
(Ладони вверх, встряхивать кисти рук)
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)
Ну - вот и развеялись тучи, и мы продолжаем путешествие к острову игрушек.
Здесь находится замок Иголочки. В нем живут самые первые наши игрушки и инструменты, которые помогают нам мастерить игрушки. Как вы
думаете, что это за инструменты? Давайте познакомимся с ними поближе.
Это братец стальной,
Молодец удалой.
Злые без него иголки
Жалят пальцы у девчонки.
А с ним никогда
Не уколется она!
Что это за братец? (напёрсток).
Слышите, в соседнем домике вдруг поднялся страшный гам. Одновременно кричало много тоненьких голосков:
- Что он болтает и нас задевает?
Разве без дела сестрички сидят?
Шьют они куклам красивый наряд.
Кто чинит им платья, чулки зашивает?
Это …..! И всякий нас знает! (иголки).
Ребята, при работе иголками нужно быть очень внимательными.
-Ты не бери иголку в рот.
Иголка острая – не плод!
Ты лучше с нею не шути,
А то окажется в нутрии.
- Игла в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
Тебе - ж потом воткнётся в пятку.
А вот следующие наши помощники
- Мы, подружки, всех важнее,
Наши нитки всех нужнее!
Ведь без нитки нипочём
Ничего мы не сошьём.
Что это за подружки? (катушки).
-Два больших блестящих друга
Ухватились друг за друга.
На верху у них по зубу,
А в низу у них по кругу.
Что это за друзья? (ножницы).
Педагог – Вы слышали ребята, что ножницы очень острые?
С ножницами не шути.
Зря в руках их не крути.
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
А ещё в замке Иголочки живут принадлежности: мелок, линейка, игольница, булавки. А вот «Волшебный магазин» - сколько здесь много тканей, меха. Вот ситец, а это шёлк, а вот и драм. Посмотрите, мех искусственный, а это натуральный, ленточки, тесёмочки, пуговицы, бисер, стразы. Всё это необходимо для изготовления игрушек.
Заключительная часть.
Сегодня мы начали свое путешествие по Планете творчества. Познакомились с инструментами, материалами, используемыми в работе, с правилами техники безопасности.
На каком острове вам понравилось больше всего?
(дети прикрепляют на карту кораблики на три острова: соленое тесто; бумажный остров; шитье) .Вы посетили только одно занятие объединения и смогли сделать такие прекрасные открытки, а ребята, которые занимаются постоянно, научились очень многому и достигли больших успехов. Мне очень хочется, чтобы путешествие по Планете творчества было захватывающим, интересным и увлекательным. Нам предстоит долгий путь в порт Мечты.
Вот и пришла пора прощаться. До свидания!
Заключение.
Занятие «Введение в образовательную программу» «Путешествие по планете творчества» построенное в форме путешествия с использованием презентации способствует пробуждению у детей интереса и желания заниматься в объединении «Планета творчества», что оказывает положительное влияние на результативность занятия и включает детей в творческую деятельность. План-конспект занятия может быть рекомендован для работы молодым педагогам.
Список литературы для педагога.
1.http://www.openclass.ru/node/2. http://stranamasterov.ru/3.Агапова И., Давыдова М. «Мягкая игрушка своими руками». М.; «Айрис – Пресс», 2002 г.
4. Горнова Л.В. и др., «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации». Волгоград; Издательство «Учитель», 2008 г.
5. «Диагностика в воспитательно–образовательном процессе». Тамбов; Научно-методический центр Тамбовского областного Дворца Творчества детей и молодёжи, 2002 г.
6.Кочеткова Н.В., «Мастерим игрушки сами. Образовательная программа и конспекты занятий». Волгоград; Издательство «Учитель», 2011 г.
7. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста». – Ростов н/Д: Владис;
М.:РИПОЛ классик, 2009 – 240с. (электронная версия)
8.Рыбинский В.Н., Мельченко И.В., «Творческое мышление. Развивающие занятия с детьми». Ярославль; Академия развития, 2006 г.
9. Степанов П.В.; Григорьев Д.В.; Кулешова И.В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». М.; АПК и ПРО., 2003 г.
10. Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент» Издательство «Ниола-Пресс» 2006г. (электронная версия)
Приложение 1.
Карта Планеты Творчества.
Бумажный остров


Соленый остров


Порт МЕЧТЫ

Остров игрушек

Приложение 2
Плотно накрутите несколько витков бумаги на зубочистку.
Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с зубочистку и дальше крутить вручную.

Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.
Конец полоски приклеить к полоске клеем ПВА.

Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».

По тому же принципу сделайте еще несколько заготовок

Открытка готова
185810919631Составьте композицию из элементов различных цветов