Открытое занятие Введение в образовательную программу


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Северного района Новосибирской области
Дом детского творчества
Тема: «Введение в образовательную программу»
направленность: эколого-биологическая
возраст обучающихся: 9-10 лет
Автор: Гуляева Валентина Михайловна
педагог дополнительного образования
г. Новосибирск
2015 г.
План-конспект открытого занятия “Введение в образовательную программу «Лесовичок».
Участники: педагог дополнительного образования, обучающиеся от 9-10 лет.
Цель: Пробуждение интереса к занятиям по дополнительной образовательной программе «Лесовичок» и деятельности данного кружкового объединения.
Задачи:
- Познакомить с деятельностью кружкового объединения детей и содержанием образовательной программы «Лесовичок»;
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу;
- Развивать речь обучающихся, познавательную активность, сообразительность, творческое воображение.
Оборудование и материалы: компьютер (ноутбук), экран, презентация к занятию, игрушка собачка, конверты с раздаточным материалом животных, задания с изображением следов животных, имитация мусора, свёрнутые рулончики от 1 до 6, жетоны для подсчёта баллов, два пакетика для мусора.
Подготовка к занятию: парты расставлены по две вместе, стулья - по количеству детей.
Введение:
Организационный этап. Знакомство (8 минут).
Дети заходят в кабинет и рассаживаются на стулья.
Приветствие. Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Гуляева Валентина Михайловна, я работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества Северного района Новосибирской области и руковожу кружковым объединения «Лесовичок».
Игра на знакомство: «Назови свое имя».
Знакомство. Для того чтобы наше занятие прошло успешно, нам необходимо познакомиться. Для начала, я хочу вам представить своего помощника, его зовут «Джерри» (игрушка собачка). Он будет с нами на протяжении всего занятия.
Обучающиеся. Знакомятся, передавая игрушку из рук в руки и по очереди, называют свое имя, а по окончании знакомства игрушки передаётся педагогу.
Педагог. Вот мы и познакомились!
Педагог. Сегодня я хочу Вас познакомить с кружковым объединением «Лесовичок». Ребята, а по названию объединения можно определить, чем мы занимаемся на занятиях.
Обучающиеся. Да, о животных, птицах, растениях, о бережном отношении к природе, о правилах поведения в природе и т.д.
Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы (22 минуты).
Педагог. Да, молодцы. Ребята, вы ездили на поездах?
Обучающиеся: Да.
Педагог. Сейчас мы с вами поедем к «Лесовичку» на необычном паровозике из Ромашкова, вы знаете этот паровозик? А что вы про него знаете?
Обучающиеся. Это очень добрый паровозик, который всем помогает, отзывчивый, любит природу.
Педагог. Наш паровозик уже готов к отправлению. Но, прежде чем нам попасть на конечную станцию к «Лесовичку» на пути нам придётся сделать остановки на нескольких станциях. Занимаем места в паровозике (встают друг за друга) и поехали (звучит песенка паровозика). И первая станция «Звериная», на этой станции поселились звери из нашего леса. Но только несколько пришло к нам в гости. Для начала поделитесь на подгруппы (по 2 – 3 участника), каждая подгруппа будут обыгрывать своего животного. Сейчас участники подгрупп достанут по карточке, не показывая соседней команде, расскажет о своём животном и его изобразит, а команда соперников должна отгадать. Например – это маленький серый грызун, он очень любит сыр и пищит (на подготовку две минуты).
Обучающиеся. Выполняют задание.
Педагог. Молодцы, занимаем свои места в паровозике, и поехали (звучит музыка), а вот и следующая станция «Занимательная». На этой станции вас ожидает «Викторина о природе», отвечать нужно да или нет. Я буду задавать каждой команде по очереди вопросы, команда соперников в этот момент молчит:
Верно ли, что кузнечик слушает ногами, а поет крыльями? (да)
Правда ли, что у насекомых 8 ножек? (нет)
Можно ли назвать рака санитаром водоема? (да)
Правда ли, что мыши, приносят один только вред? (нет)
Могут ли одуванчики цвести осенью? (да)
Заслуженно ли дятла называют лесным доктором? (да)
Действительно ли рыбы переговариваются при помощи плавников и хвоста? (да)
Правда ли, что кроты зимой спят? (нет)
Пчелиный рой летит в улей к дождю? (да)
Верно ли, что лиственница относится к хвойным растениям? (да)
Ворон и ворона – это одна и та же птица? (нет)
Может ли сорока лечиться мухомором? (да)
Обучающиеся. Выполняют задание.
Педагог. Занимаем наши места в паровозике, но что это Ребята пока мы с Вами участвовали в викторине, вокруг паровозика появились следы. Попробуем их определить? (следы изображены на слайдах). Сейчас Вам по очереди предстоит вытянуть три карточки с цифрами, каждая цифра соответствует номеру следа. Если команда не может ответить, даётся возможность след отгадать соседней команде. Пока звучит песенка, у Вас будет время определить след. Начали.
1. Лиса, 2. Собака, 3. Медведь, 4. Волк 5. Заяц, 6. Белка

Обучающиеся. Выполняют задания.
Педагог. Верно! Молодцы, отправляемся дальше, наш паровозик уже заждался, занимаем свои места, поехали. Следующая станция у «Лесовичка» (звучит музыка), но что это, путь перегородил мусор, ребята кто это мог сделать в лесу? Как Вы думаете, эти люди знают правила поведения в лесу?
Обучающиеся. Человек, отдыхающие, кто не знает правил поведения в лесу.
Педагог. Молодцы, действительно, так поступают люди, не знающих правил поведения на природе. Сейчас мы поможем «Лесовичку» убрать весь этот мусор, кто быстрее? Вам нужно встать в две шеренги друг за другом, первым участникам я даю по пакетику для мусора. Участник бежит, берёт один комочек бумаги, кладёт его в пакет, возвращается и передаёт эстафету следующему и так пока не будет убран весь мусор.
Обучающиеся. Выполняют задание.
Педагог.  Умницы, быстро справились, а вы знаете, как правильно вести себя в лесу? А это мы и проверим, играя в игру «Правила Природы». Сейчас Вы в группах выработаете ваши правила поведения в природе, а потом мы проведём аукцион. Каждая команда будет называть одно правило, не выкрикивая и не перебивая команду соперников.
Обучающиеся. Выполняют задание.
Педагог. Молодцы! Теперь вы очень хорошо знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Задание от «Лесовичка».
1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце).
2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)
3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)
4. Бежит по снегу, а следу нету. (поземка)
5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)
6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)
7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)
8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)
9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)
10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)
11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)
12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)
13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)
14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)
15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)
16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)
17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)
18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Обучающие: выполняют задания.
Педагог: Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, а сейчас возьмите свои жетоны и посчитайте сколько у каждой команды.
Завершающий этап. Подведение итогов занятия (5 мин.)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
 Вот и закончился наш путь к «Лесовичку». Что нового вы узнали, путешествуя по удивительному миру природы? Какая станция вам больше всего понравилась?
– Вы можете теперь сделать вывод, чем занимаются обучающиеся кружкового объединения «Лесовичок»?
– Если бы вы жили в селе Северном, пришли бы вы заниматься в моё кружковое объединение? Почему (да или нет)
– Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами, вы такие удивительные ребята, приезжайте к нам в гости, в наше село Северное, в наш Дом детского творчества. Итак, завершить наше занятие, я предлагаю следующим образом (упражнение “Спасибо за полезное занятие”): я подхожу к любому участнику и, пожимая руку, говорю, “Спасибо за полезное занятие”, затем, не расцепляя рук, мы вдвоем подходим к следующим участникам и повторяем действия. В итоге мы станем в один большой круг. Ребята Вам наш «Лесовичок» передал гостинец и он просит, чтоб Вы никогда не забывали правил поведения в природе и бережно относились к окружающему миру. До новых встреч!