Открытое занятие по тележурналистике Я — журналист?!. Введение в образовательную программу Основы тележурналистики.


Комитет по образованию «Кингисеппский муниципальный район»
МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания и образования детей»
188480 Ленинградская область
г. Кингисепп
Крикковское шоссе, дом 14а
Т/факс 3-34-93
Конспект открытого занятия по теме:
«Я – журналист?!»
(Введение в образовательную программу
«Основы тележурналистики»)
Материалы подготовила: Вера Юрьевна Федотова,
педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД
«Центр эстетического воспитания
и образования детей»
Кингисеппского района

г. Кингисепп
2014 год
Конспект учебного занятия
I. Общие сведения:
наименование объединения: студия детского телевидения «Яркая молодёжь»
краткая характеристика учебной группы: 15 воспитанников 14-15 лет, первый год обучения
время и место проведения занятия: 2 сентября 2014 года, МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания и образования детей» каб.№39.
II. Тема занятия: «Я – журналист?!» (Введение в образовательную программу «Основы тележурналистики»)
степень сложности: средняя степень сложности для данной группы
III. Место в учебном курсе.
Вводная часть дополнительной образовательной программы «Основы тележурналистики».
Данное занятие является началом разговора о тележурналистике.
Беседа с детьми строится на знаниях и полученном жизненном опыте. Приобретённые знания и умения, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других, так как на вводную часть отводится по программе 4 часа.

IV. Тип занятия: занятие комбинированное.
V. Цель: Поддержать интерес воспитанников к занятиям по тележурналистике через создание творческой атмосферы и благоприятного психологического климата, через игровую познавательную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
дать первоначальные понятия о профессии журналиста;
провести инструктаж по ТБ;
обогатить лексикон учащихся новыми словами.
Развивающие:
развивать чистоту и правильность произношения слов, формировать речевой и фонематический слух, слуховую память, развивать эмоциональную и выразительную речь, артистические способности, формировать навыки правильного дыхания;
поддержать интерес к речевому творчеству, к формированию
коммуникативной компетентности; развивать дивергентное мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем.
Воспитывающие:
поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли об ответственности журналиста перед другими людьми;
формировать у воспитанников гражданскую позицию, социальную активность, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.
VI. Методы обучения: репродуктивный, словесные, наглядные (видеоролик), практические, творческая лаборатория, создание проблемных ситуаций, тренинг, психологический этюд.
VII. Форма организации работы: чередование фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
VIII. Структура учебного занятия (этапы учебного занятия).

Этап занятия.
Время
1.
Вводная часть.
5 минут.
2.
Основная часть.
32 минуты.
3.
Подведение итогов.
8 минут.
IX. Содержательные блоки учебного занятия.
Перед началом занятия расставить столы на три команды, стулья по кругу, подготовить аппаратуру, раздаточный материал, словари, дерево настроения.
Подробный конспект содержательных блоков
I Водная часть. 5 мин.
Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.
1. Организация начала занятия (1 минута)
Постановка дидактических задач, настрой воспитанников на учебную деятельность.
Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами находимся в необычной ситуации, вы волнуетесь, я волнуюсь, у нас много гостей, поэтому нам надо успокоиться и снять напряжение. Повернитесь, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им! Теперь посмотрите друг на друга и … снова улыбнитесь! А сейчас улыбнитесь мне, а я – вам и настройтесь на работу друг с другом и со мной, и у нас всё получится!
Ребята садятся на стулья, расставленные по кругу
Я словно стюардесса, перед началом полёта сообщу вам краткую, но очень важную информацию. (Инструктаж по ТБ) 1 мин.
Прежде всего, для нас, педагогов, дороже всего ваше здоровье. А посему во время занятий мы должны соблюдать правила техники безопасности. Они довольно просты:
содержать своё рабочее место в чистоте и порядке;
без разрешения педагога не включать теле-, видео-, аудиоаппаратуру;
использовать электророзетки только по назначению;
о неисправностях аппаратуры сообщать педагогу и ни в коем случае самостоятельно не устранять неполадки.
- Запомнили? Старайтесь, пожалуйста, придерживаться этих правил.
«Знакомство» 2,5 мин.
Для того чтобы общаться, нам необходимо познакомиться, но делать мы это будем необычным способом:
По кругу, по цепочке вы называете своё полное имя и качество на первую букву своего имени. Представьте, что вас снимают на камеру.
Начнём с меня: Я - весёлая Вера

(Ребята называют свои имена и качество, желательно не повторяться).
Очень приятно! Замечательно! Вот мы и познакомились.
«Импульс» 1,5 мин.
А теперь мы постараемся почувствовать друг друга через передачу импульса. Становимся в круг и передаём, легонько пожимая руку, импульс от одного к другому по часовой стрелке. Характер импульса сохраняем.
- Как вы чувствуете себя? Какое у вас настроение?
II Основная часть. 32мин.
3.Подготовка к восприятию нового материала (2 минуты)
С первых минут мы вступаем в диалог с ребятами (позиции: «говорящий – слушающий», «слушающий – говорящий»).
Вводная беседа.
Образовательная программа, по которой я предлагаю работать ребятам вашего возраста в течение двух лет, называется «Основы тележурналистики». В течение учебного года помимо занятий, ребят ждёт масса увлекательных мероприятий. Это участие в конкурсах СМИ, фестивалях аудиовизуального творчества, это ролевые игры и тренинги, встречи с интересными людьми, мастер-классы, создание видеосюжетов, выполнение журналистских заданий.
Журналистика – это одно из самых увлекательных занятий, но прежде всего это работа. Профессионализм достигается кропотливостью, постоянными размышлениями о смысле своего дела и систематической практикой.
Презентация
Первый слайд «Я – журналист?!» Над этим вопросом я прошу вас подумать, но ответить только в конце занятия.
Мы сегодня попытаемся прикоснуться к профессии журналиста через развивающие игры, упражнения и различные задания.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать журналист? На слайде стоит многоточие, дополните вышесказанное. Ребята выбирают лепестки, на которых напечатаны важные качества для журналиста. Листочки прикрепляются на магнитной доске, и получается ромашка.
Хороший журналист – это интеллигентный, образованный человек с пытливым складом ума и искренним желанием быть объективным и точным. Ему необходимо проявлять настойчивость, упорство в достижении своей цели. Однако всё это не должно перерастать в откровенное хамство.
Журналист обязан быть начитанным, обладать эрудицией и высоким интеллектом, а эрудиция и компетентность не появляются сами по себе.
Мастерство приходит к тем, кто работает. Журналист работает всегда. У него ненормированный рабочий день. Он постоянно в поиске информации. Он активно пополняет свою копилку наблюдений, мнений, тем, подходов, фактов, неожиданных ракурсов.
Обучаясь по этой программе, вы сможете приобрести предпрофессиональные навыки профессии тележурналиста, умение увидеть вокруг себя свежую тему, научиться нестандартно мыслить, вырабатывать интересную идею и оригинально её воплощать.
В профессии журналиста важно всё: внешность, манеры, текст вашего выступления, но особенно важен ваш голос. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесёте своё сообщение до аудитории. Ваш текст не будет прочитан, он будет услышан!
Взаимопонимание между вами и телезрителями зависит от ваших голосовых и речевых данных. Вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос – могущественный инструмент.
4. Знакомство с новым материалом
Вам очень важно научиться управлять своим голосом!
Сейчас я познакомлю вас с традиционным блоком упражнений: на мимику, подготовку язычка, дикцию, правильное дыхание.
Комплекс упражнений
Будим мышцы лица, подготавливаем к работе:
Массаж – ладошками растираем лицо; легкими постукиваниями как молоточками массажируем лицо и шею. Поднимаем и опускаем брови. Улыбка – грусть.
Готовим язычок, губы: У всех у вас обаятельные улыбки. Сейчас мы почистим зубки язычком сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Протыкаем щёчки. Скачем на лошадке. (Вниз рот и улыбка) Какой русский не любит быстрой езды, особенно по нашим дорогам?! Едем на машине (поднимаемся и спускаемся на горку, пробуксовываем).
Упражнение на интонацию, темп, ритм.
1-10 шёпотом
10-20 громко
20-30 тихо – громко
30-40 отрывисто
40-50 быстро
50-60 медленно
При современных чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей.
Слышимое дыхание – поверхностное, которое затрагивает только верхушки лёгких и рот. Если дышите нижними отделами лёгких и горлом, то дыхание незаметно. Значит, для того чтобы дыхание было неслышным, углубите своё дыхание, переместите его вниз, в живот. Плечики расправлены. Быстрый бесшумный вдох и медленный выдох!!!
Упражнения на дыхание.
(Дышать животом)
«Гудение проводов»
Нунноннанненнинныннун
Муммоммаммеммиммыммум
«Мой весёлый звонкий мяч» (с платочками).
Упражнения на артикуляцию и произношение.
Правильная чёткая артикуляция – непременное требование для профессии тележурналиста. Ваше произношение должно хорошо восприниматься телезрителями.
Если вы говорите слишком быстро, то срезаете часть гласных и согласных звуков. Ухо слушателя не улавливает того, что вы произнесли, и смысл сказанного теряется. Замедлить речь очень просто – нужно чётко артикулировать, произносить все звуки и слоги.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
Чистоговорки.
Сейчас мы с вами вместе будем произносить текст скороговорки, но медленно, постепенно ускоряя темп. Таким способом можно выучить и проговорить чётко любую, даже очень сложную скороговорку.
От топота копыт пыль по полю летит. (Скачем и сначала медленно, потом ускоряя тепм, произносим…)
Традиционный блок упражнений завершён.
На занятиях по тележурналистике я предлагаю ребятам задания на развитие дивергентного мышления, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем. Мы учимся видеть в обычном необычное и совершаем открытия.
У меня в руках один из номеров газеты «Восточный берег».
- Ребята, скажите, пожалуйста, для чего мы используем газету в повседневной жизни? Каково её прямое назначение?
Я предлагаю вам за 1 минуту придумать нестандартные способы использования обычной газеты.
А для этого мы проведём творческий аукцион.
АУКЦИОН – это продажа имущества с публичного торга. С молотка.
Тот, кто последний предложит свой способ, тот и победит.
подзорная труба
скатерть
т/б
мухобойка
панамка
веер…………
Вручается приз победителю.
Сейчас я предлагаю вам взять один жетон. Жетоны трёх разных цветов. Мы делимся на три команды.
Я приглашаю вас в творческую лабораторию.
Прошу занять свои места. Ребята рассаживаются за столы.
«Угадай фразеологизм». Игра на развитие актёрских качеств.
Каждой команде даётся на листочке, записанный фразеологизм. Ребята за 1 минуту должны подумать, как без помощи слов, только пантомимой передать смысл фразеологизма.
Через минуту команда синих показывает пантомиму команде серебряных; серебряные – золотым; золотые – синим.
Афоризмы:
Кусать локти – жалеть о сказанном или о сделанном;
Не видеть дальше своего носа – ничего не замечать вокруг;
Считать ворон – заниматься бесполезным делом.
Задача: выявление лидеров, генераторов идей и исполнителей, создание творческой атмосферы в группе
Работа в командах.
Журналист должен уметь оперативно собирать информацию на заданную тему.
1 тур игры.
Узнай ответ на вопрос у каждого игрока своей команды.
Каждому игроку даётся информационный листок, который необходимо заполнить за короткое время, опросив всех игроков, не перекрикивая, не мешая другим.
На вопрос сначала отвечает тот, кто собирает информацию, а затем в пустые клетки записывает ответы других участников команды.
За 2 минуты клеточки должны быть заполнены.
Работают команды, пока играет музыкальная композиция (02:00)
На какие вопросы вы собирали ответы?
2 тур игры.
Собери досье на конкретного игрока своей команды.
Каждому игроку даётся информационный листок, который тоже необходимо заполнить за короткое время, опросив всех игроков, не перекрикивая, не мешая другим.
Теперь нужно составить досье на каждого участника команды и заполнить все клеточки.
Работают команды, пока играет музыкальная композиция (03:19)
Ребята зачитывают по одному досье от каждой команды.
3 тур игры.
Создайте коллективный портрет вашей команды.
Каждая команда получает лист ватмана, на котором игроки, используя собранный материал, с помощью маркеров, цветных фломастеров, клея и др.., создают творческий «портрет» своей команды, свою визитную карточку или коллаж.
Работают команды, пока играет музыкальная композиция (02:00)
Представление своих работ капитанами команд.
Для того чтобы ваши будущие работы, в качестве юных корреспондентов, были интересны, оставляли яркое впечатление – развивайте дар слова.
III Подведение итогов. 8 мин.
6. Заключительный фрагмент занятия (4, 5 минуты)
Приглашаю ребят занять свои места на стульях, расставленных по кругу.
Выполнение психологического этюда «Размышление о профессии журналист». Какие качества, присущие журналисту, вам сегодня помогли при выполнении творческих работ?
Схема «Ступени к успеху».
Удалось ли вам сегодня на занятии почувствовать себя в роли журналиста?
Заинтересовались ли вы? Хотели бы вы продолжить совместную работу в этом направлении?
При слове «Журналист» о чём вы думаете?
7.Рефлексия (1,5 минуты)
Вопросы воспитанникам:
-Что тебя сегодня удивило?
Что тебе может пригодиться в жизни?
Продолжи:
Сегодня я почувствовал(а), что…….
У меня получилось…………………
Я смог(ла)…………………………………
Я научился(лась)…………………………….
Я попробую дальше………………….
Нарисуйте на листочке свою эмоцию или напиши ключевое слово, которое отражает ваше настроение.
_ Я благодарю вас за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Ничто так не объединяет, не сплачивает людей, как хорошая песня. Я предлагаю вам спеть вместе не просто песню, а Гимн журналистов (слова у ребят на раздаточном материале).
Гимн журналистов (2 мин)
1
Мы журналисты нового века
И нам не страшны холода и ветра,
Мы преданы лучшему делу на свете,
Мы – вестники дружбы, любви и добра.
Припев:
Славься, прекрасная наша профессия
Отважная, страстная жизни экспрессия.
Ручка – подруга нам, буквы – друзья,
Без видеокамеры жить нам нельзя,
Жить нам нельзя!
2
Мы самые дружные, самые быстрые,
Пишем о том, что случилось и где.
Свежие новости, помыслы чистые,
Мы журналисты всегда и везде.
Припев 2 раза.
Славься, прекрасная наша профессия
Отважная, страстная жизни экспрессия.
Ручка – подруга нам, буквы – друзья,
Без видеокамеры жить нам нельзя,
Жить нам нельзя!
Ручка – подруга нам, буквы – друзья….
Примите на память о нашей встрече ручки. Спасибо за сотворчество!
Дерево настроения
Ребятам раздаются дубовые листочки, на которых они пишут ключевое слово, отражающее их настроение, или с помощью знаков и символов передают отношение к данному занятию. Эти листочки прикрепляются на заготовленное дерево, формируя его крону.
X. Оборудование, дидактический материал:
Компьютер, слайды по теме занятия;
Диски с подбором классических музыкальных произведений;
Раздаточный материал к творческим заданиям,
Толковый словарь школьника (5 штук).
Дерево настроения.
XI. Ожидаемые результаты обучения:
Воспитанники расширят представление о профессии журналист с точки зрения нравственного смысла; обогатят лексикон новыми словами; продолжат работу по развитию чистоты и правильности произношения слов; получат представление о технике творческой работы со словом.
Приобретут навыки работы по оперативному сбору информации разными способами (на заданную тему, с опорными «ценными» словами и без них и др..)
Педагогические принципы, лежащие в основе работы на занятии:
-избежание запрета;
-свобода мнения;
-доброжелательная атмосфера, ситуация успеха;
-толерантность;
-учёт индивидуальных особенностей развития;
-опора на вдохновение.
Уровень психологической подготовки воспитанников средний. К восприятию и аналитической работе группа готова.
На занятии создаются условия для интеллектуального, нравственно-эстетического развития воспитанников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, речевого творчества.
Информационные ресурсы:
Синицын В.А. Мастерская речевого творчества.//Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ. – М.: «Наша новая школа», 2010.
АраслановаЕ., Безденежных Л. Искусство переживать.// «Обруч, 2001.№5.
ДуброваВ.П. Креативные и психотехнические игры. – М., 1996.
ЛютоваЕ.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000
«Гимн журналистов» Ольги Тряховой
Интернет-ресурсы:
«Делать хорошее людям – хорошеть самому»
Festival.1september.ru>articles/537571/
Доброта слов создаёт доверие. Доброта мыслей
создаёт глубину.
Newtomorrow.ru>citati_frazi/citati_dobrota.php

Педагог дополнительного образования - В.Ю.Федотова