Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.Бахмут
муниципального района куюргазинский район»
Открытый урок на тему:
" Сочинение-описание по картине
П.П. Кончаловского «Сирень»"
( 5 класс)
(В рамках конкурса «Учитель года Куюргазинского района – 2012»).
Подготовила учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ
с. Бахмут : Борис Т.В.
2012
ТЕМА УРОКА: Р/Р Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие натюрморта;
подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта;
создать собственный текст;
II. Развивающие:
формировать эстетический вкус учащихся;
формирование умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства;
развивать творческие способности учащихся.
III. Воспитательные:
1) воспитывать культуру умственного труда;
2) воспитывать положительные личностные качества.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин П.Кончаловского; музыка С.Рахманинова- пьеса «Сирень».
Организационный момент. 
В этом букете все цветет, живет и радуется.
П.Кончаловский.
 
Добрый день, ребята и уважаемая комиссия! Меня зовут Татьяна Владимировна.
Сегодня мы будем на уроке готовиться к сочинению- описанию по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине».
Цели нашего урока:
1) выяснить, что такое натюрморт;
2) подготовиться к художественному описанию натюрморта;
3) составить план сочинения-описания.
Героиней нашего урока будет сирень. (Обращение к эпиграфу).

А сейчас поработаем над орфограммами слов, которые нам пригодятся при написании сочинения по картине.
Очаровательная, красноватая (сирень); тяжелые грозди; чудесная картинароскошный букет; ароматная сирень.
 - Ребята, подберите синонимы к слову ароматная (душистая, пахучая, благоухающая).
 
Объяснение нового материала.
Легенда о сирени.
У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.

Необыкновенно любил сирень художник П.П.Кончаловский. Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Любимыми его цветами была сирень. Художник писал цветы так, что кажется, они сохранили не только свежесть своих красок, но и свой аромат.
 Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени, или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в чаще».

Важное место в творчестве этого художника занимает натюрморт.
- Что же такое натюрморт?
Натюрморт от франц. «натюр» - природа, «морт»- мертвый, Буквально «мертвая природа».
Натюрморт – один из жанров живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, фрукты, дичь, рыба.
 Формирование умений и навыков.
- Рассмотрите внимательно репродукцию картины П.Кончаловского  «Сирень в корзине».
Вы слышите пьесу «Сирень» композитора Сергея Рахманинова. Сирень была для него « царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени.
- Какие чувства вызвала у вас картина Кончаловского?
(Картина напоена свежестью, ароматом, кажется, сирень только что срезали и принесли в комнату).

- Созвучно ли настроение музыки и картины?
(Музыка открывает людям глаза на красоту природы, композитор передает свои  чувства:  восхищение, любовь к сирени. Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат, легкие шелест ветвей.)- Рассмотрите внимательно картину. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
(Лиловая, светло-фиолетовая, темно-красная, белая, розовая. Вверху- темно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки.)
- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток, величину цветов сирени? (Большие - маленькие, крупные - крошечные).
- С чем можно сравнить кисти сирени? (Как гроздья винограда, цветочки-звездочки, как разноцветное облако).
- Давайте подберем эпитеты к слову «сирень», выразим свое отношение к изображаемому.
Сирень- изумительная, чудная, восхитительная, очаровательная, великолепная, роскошная.
- К слову «букет»- свежий, пышный, красивый, ароматный, душистый, благоухающий, большой.
- Опишите корзину, в которой стоит сирень. (Плетеная из ивовых прутьев. Прутья будто обнимают ветки сирени).- На каком фоне изображена сирень?(Фон: темно- зеленый с серо- коричневым и желтоватым оттенком).

Словарно-стилистическая работа
В ходе беседы по картине пятиклассники записывают в тетради словосочетания и отдельные слова по теме урока, оформляя таблицу:
Цвет Запах
Сирень Бледно-розовая
Темно-красная
Белоснежная
Лиловая
Жемчужная
Яркая
Насыщенная Пахучая
Душистая
Благоухающая
Ароматная
Грозди Тяжелые, крупные, пышные, крошечные звездочки.
Листья Зеленые с тоненькими прожилками, светло-зеленые с золотым оттенком, темно-зеленые, изумрудные.
Оттенок Голубоватый, серебристый.
Картина Натюрморт, репродукция, полотно.
Тон Темно-коричневый, темно-зеленый, желтоватый.
Банка Прозрачная, стеклянная.
Автор Художник, живописец, П.П.Кончаловский
Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им).
Давайте составим план к сочинению.
План.
I. П.П.Кончаловский – мастер натюрморта.(Свежие грозди сирени).
II. Чудесный букет сирени.
1.Цвет и оттенки
2.Грозди и листья.
3. Корзина.
III. «В букете все живет, цветет и радуется»
(Как хороша сирень!»)

 Подведение итогов урока.
Ребята, сегодня мы с вами на уроке познакомились с натюрмортом П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Изображение на холсте – это зримое отражение того, что звучит в душе художника. Может быть, мы с помощью красок не сможем передать наше настроение и наши чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем.
Домашнее задание.
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.