Рабочая программа элективного курса по русскому языку « Обучение сочинениям разных жанров» для 10 класса


Рабочая программа элективного курса по русскому языку « Обучение сочинениям разных жанров
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку « Обучение сочинениям разных жанров» составлена на основе программы элективного курса для 10-11 классов « Искусство владеть словом», авт. - сост. Н.В. Васильченко (Волгоград: изд-во «Учитель», 2014).
Современная школа предъявляет новые требования к знаниям учащихся по русскому языку. Образовательные стандарты содержат не только перечень знаний орфографии и пунктуации, которые должен усвоить учащийся, но также широкий круг умений, составляющих содержание коммуникативной компетенции.
Сочинение - тот вид деятельности учащихся, который оказывается одновременно одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций и одним из самых сложных.
Сочинение - тот вид деятельности, который может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей, - результат неумения активизировать мышление учащихся.
Старшеклассники серьезно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени предлагать им роли писателей, критиков, издателей, журналистов и редакторов.
Главная цель сочинения любого жанра - активизация творческого начала. Школа призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.
Цель элективного курса - дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать любой человек, помочь развитию личности. Программа направлена на достижение следующих задач:
•освоить культуру устной и письменной речи;
раскрыть особенности текста;
расширить и углубить знания о жанрах сочинений;
научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров
сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к
данному материалу, к данному адресату;
привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает
подлинный интерес к написанию сочинений разных жанров, воспитывает
ответственность за творческую работу.
Программа рассчитана на 36 часов.

Для подготовки и проведения занятий используются следующие пособия:
- Г.И. Дудина, В.Н. Пташкина. Хотите быть успешными? Говорите правильно.-
Волгоград: изд. «Учитель», 2009.
- Л.Т. Григорян. Язык мой- друг мой.- М.: Просвещение,1988. - М. Королева. Говорим по-русски.- М.: «Слово», 2005.
- С.С. Колчанов. Занимательные материалы по русскому языку.- Волгоград: изд.
«Учитель», 2005.
- Ю.В. Откупщиков. К истокам слова.- М.: Просвещение, 2006.
- Д.Розенталь. Путешествие в страну слов.- М.: Дрофа, 1995.
- М.В. Панов. Занимательная орфография.- М.: Просвещение, 2004. - Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных
жанров: пособие для учащихся" Т.А. Ладыженская. - М., 1986.
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. — М., 2000.
- Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1991.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения курса учащиеся должны:
уметь писать сочинения разных жанров;
уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного
жанра;
учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую
целесообразность использования в речи разных языковых средств;
уметь владеть навыками стилистической правки текста;
активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно значимыми в учебной
деятельности учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (Повторение) (2часа)
Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.
Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, цепная и параллельная связи, лексические и грамматические средства связи, словесная ткань.
СОЧИНЕНИЕ - ЭТО ТОЖЕ ТЕКСТ ( 2часа)
Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования (как сделать цитату частью текста). Разнообразие тематических сочинений. Объем сочинений.
Ключевые слова и выражения: прямая и косвенная речь, частичное цитирование, цитирование с помощью вводных слов, вводных предложений.
РЕФЕРАТ КАК ВИД ТЕКСТА ( 4 часа)
Цель реферата. Требования к реферату.
Ключевые слова и выражения: реферировать, реферативный (журнал), реферативное (сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова-«скрепы», научная информация. У КАЖДОГО СОЧИНЕНИЯ - СВОЙ ЖАНР (обзор) ( 1час)
Единство содержания и формы. Источник материала сочинений. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Ключевые слова и выражения: авторы, авторское достоинство, произведение словесности.
РЕПОРТАЖ ( 5 часов)
Репортаж - один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Ключевые слова и выражения: комментатор, комментироватъ, репортер, динамика, «эффект присутствия», документальная точность, достоверность.

ИНТЕРВЬЮ (2 часа)
Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. В чем своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.
Ключевые слова и выражения: интервьюер, интервьюировать, журналист, корреспондент, диалогически речь, интервьюируемый (опрашиваемый), интервьюирующий (опрашивающий), речевой этикет, интервью-рассказ, интервью-беседа, интервью-зарисовка. ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК ( 3 часа)
Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и портретный. Сходство и их различие. Способы выражения позиции автора в очерке. Портретный очерк - один и видов очерка, широко распространенного публицистического жанра.
Герой портретного очерка. Составные части портретного. Этапы работы над очерком.
Ключевые слова и выражения: публицистичность изложения, фактический материал, динамика, раскрытие в динамике, общественная значимость, портрет одного человека, коллективный портрет нескольких персонажей.
ПУТЕВОЙ ОЧЕРК (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ) (4 часа)
Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы путевых заметок.
Ключевые слова и выражения: зарисовка, информативная речь, речь изобразительная: подлинный жизненный материал, рассказ о событии.
СТАТЬЯ ( 2 часа)
Сгатья - объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.
Ключевые слова и выражения: проблема, тезис,аргументы.

ЭССЕ ( 4 часа)
Эссе как разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе, Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры
Ключевые слова и выражения: впечатления, ассоциации, раздумья, размышления, афористичность, подчерк нутая субъективность, свободная композиция, оригинальный взгляд на предмет, отточенность формы.
РЕЦЕНЗИЯ (5 часов)
Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.
Ключевые слова и выражения: рецензент, рецензия на книгу, клише, суждение, обоснование, объективный анализ, субъективная оценка.ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ (1 час)
Дневники великих людей. Дневник - литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.
Ключевые слова и выражения: творческая фантазия и воображение, заставка, личные записи.
СОЧИНЕНИЕ-ПИСЬМО (1 час)
Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. Письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.
Ключевые слова и выражения: запись адресата, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания, приветствия, концовка письма.
№ урока п/п№ урока по теме Сроки проведения по плану Сроки проведения фактически
Тема урока
Количество часов
Содержание урока
Введение. Текст как речевое произведение 2 1 1 Введение. Текст как речевое произведение . 1 Устное сочинение на тему «Что значит быть талантливым писателем?» Комплексный анализ текста.
2 2 Средства выразительности в тексте. Признаки текста. 1 Стилистические возможности языковых средств
Сочинение – это тоже текст 2 3 1 Сочинение – это тоже текст 1 Формулирование тем сочинений. Написание фрагментов сочинения.
4 2 Правила цитирования в сочинении 1 Практическая работа
Реферат как вид текста 4 5 1 Реферат как вид текста 1 Обучение приемам сокращения текста
6 2 Требования к структуре и оформлению реферата
1 Практическая работа
7-8 3-4 Этапы работы над рефератом Обучение написанию реферата
2 Обучение написанию реферата
Практическая работа
У каждого сочинения – свой жанр (обзор) 1 9 1 У каждого сочинения – свой жанр 1 Определение типов текстов-сочинений
Репортаж 5 10 1 Репортаж. Содержание репортажа. 1 Чтение репортажа из газеты и рассматривание композиции
11 2 Правила построения репортажа 1 Языковые средства в репортаже
12 3 Анализ репортажей: события, темы, детали, оценки событий
1 Анализ статьи. Узкий, сжатый пересказ в виде тезисов
13-14 4-5 Написание сочинения-репортажа 2 Урок контроля.
Интервью 2 15 1 Интервью как информационный жанр 1 Чтение и обсуждение интервью в газетах
16 2 Цель интервью. Разновидности интервью.
1 Своеобразие языка интервью
Портретный очерк 3 17 1 Портретный очерк. Виды портретных очерков. 1 Работа над описанием внешности в текстах
18 2 Этапы работы над очерком. Герои очерков. 1 Составные части портретного очерка
19 3 Анализ портретного очерка (выявление языковых средств для достижения выразительности) 1 Практическая работа
Путевой очерк 4 20 1 Путевой очерк и путевые заметки: их сходство и различие. 1 Написание чернового варианта сочинения в форме путевого очерка
21 2 Содержание и назначение путевых заметок. 1 Типы речи путевых заметок
22-23 3-4 Написание портретного или путевого очерка (на выбор)
2 Урок контроля
Статья 2 24 1 Статья – жанр публицистики 1 Анализ статьи ( работа над композицией, определение типа речи)
25 2 Обучение устному пересказу статьи в виде тезисов 1 Практическая работа
Эссе 4 26 1 Эссе как вид сочинения. Требования к эссе 1 Жанровые особенности эссе
27 2 Языковые средства, характерные для жанра эссе 1 Анализ текстов эссе
28-29 3-4 Написание сочинения в жанре эссе 2 Урок контроля
Рецензия 5 30 1 Рецензия как разновидность критической статьи 1 Основные композиционные части и микротемы рецензии
31 2 Стили речи и типы речи в рецензии 1 Формы рецензии
32 3 Требования к форме рецензии. Отличие рецензии от отзыва. 1 Как строится рецензия
33 4 Анализ рецензий на статьи и произведения 1 Практическая работа
34 5 Написание рецензии на литературный рассказ 1 Урок контроля
Дневниковые записи 1 35 1 Дневниковые записи 1 Анализ дневниковых записей известных писателей
Письмо 1 36 1 Сочинение-письмо. Виды и обязательные условия сочинения-письма 1 Письма великих людей. Языковые особенности сочинения - письма
Всего часов 36