Коррекционно-игровой час по развитию фонематического слуха для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (по сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»)


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №55 «Хрусталик»
Коррекционно-игровой час по развитию фонематического слуха для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
(по сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»)
Подготовила педагог-психолог: Чурак М.Н.
Задачи :Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Учить находить место звука в словах.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Уточнить словарь детей по лексическим темам «насекомые», «цветы», «посуда».
Способствовать развитию чувства ритма, умению дифференцировать бытовые шумы.
Развивать слуховое внимание, слуховую память.
Учить детей определять и оценивать свой эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей.
Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Создавать положительное эмоциональное настроение.
Оборудование:
Ширма
Искусственные цветы (ромашка, лютик, анютины глазки).
Шумовые кубики
Карандаши (по количеству детей).
Три картонных домика с буквами «Ш», «С», «Ч».
Посуда (2 чашки, 2 блюдца, 2 чайные ложки, чайник).
Шкаф с тремя полками.
Шапочки-насекомые
Игрушка Муха-ЦокотухаПредварительная работа:
Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Использование игр по развитию фонематического слуха в совместной деятельности.
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! У нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся!
А теперь поприветствуем друг друга со слов «Очень я тебя люблю, тебе дарю я…» (улыбку, добро, радость, хорошее настроение, любовь и т.д.)
-Почувствовал, как сразу стало теплее от улыбок, от нашего хорошего отношения друг к другу.
- ребята в одной волшебной стране вырос необычный цветок, все его лепестки были разного цвета. Я открою, вам секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Получился цветик-восьмицветик- цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
Красный-бодрое, активное настроение, хочется прыгать, бегать. Играть в подвижные игры.
Жёлтый- весёлое настроение, хочется радоваться всему.
Зелёный- общительное настроение, хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними.
Синий- спокойное настроение, хочется спокойно играть, послушать интересную книгу.
Фиолетовый- мне трудно понять своё настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое.
Серый- спокойное настроение, не чем заняться.
Чёрный- я злюсь, я обижен, грустное настроение, я расстроен.
-Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и выберите цвет своего настроения.
(Работа со штампами и цветной краской)
-Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение, а тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
Воспитатель. Дети, вы знаете сказку К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»? Предлагаю отправиться в путешествие по этой сказке. Герои сказки – насекомые, и мы тоже превратимся в насекомых. (надевают шапочки)
Я хлопну в ладоши, а вы повернетесь вокруг себя ( дети выполняют задание).
Вот вы и насекомые,
Скажите мне, кто из вас кем стал.
( воспитатель надевает на детей шапочки-маски)
Дети. Я – комар, я – кузнечик, я – жук…(дети садятся на стульчики)
Воспитатель. А вот и Муха-Цокотуха (игрушка). Полетели в сказку…
Я Муха-Цокотуха позолоченное брюхо
Полетела на лужок, прогуляться на часок
А на лугу растет много разных цветов. Дети, какие цветы вы знаете?
Дети. Ромашка, лютик, анютины глазки.
Воспитатель. Захотелось мухе поиграть на лугу с цветами. Хотите поиграть вместе с ней?
Игра «Отгадай какая коробочка гремит?»
Логопед. На каждом цветке коробочка, звучат они по-разному. Послушаем звук каждой коробочки (слушаем). Когда за ширмой вы услышите звук одной из таких же коробочек, встанете возле цветка, где находится та же коробочка.
Дети выполняют задание.
Логопед. Устала муха играть и решила отдохнуть. Присела на ромашку и посмотрела вверх. По небу плыло дождевое облако. Испугались насекомые дождя и спрятались под листочками. (дети садятся за столы)
Игра «Дождик»
Логопед. Я за ширмой буду отстукивать ритм падающих дождинок, а вы повторяйте за мной.
(дети выполняют задание с помощью карандашей)
● ▬ ●● ●●▬●● ●●●▬●●
Логопед. Перестало облако плакать и уплыло далеко – далеко…
А насекомые полетели на полянку. (дети садятся на стульчики)
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Захотелось ей с кем-нибудь поделиться своей радостью. Смотрит муха мимо летят оса, пчела и шмель. Рассказала муха им о своей находке, предложила поиграть.
Игра «Звуки в домике»
Логопед. Скажите, дети, какой звук я выделяю в слове о-с-с-с-а.
Дети. Звук «С».
Логопед. В слове ш-ш-мель.
Дети. Звук «Ш».
Логопед. В слове п-ч-ч-ела.
Дети. Звук «Ч».
логопед. Я буду называть разные слова, если вы услышите в слове звук «С», бегите в домик с буквой - с -, если звук «Ш» - в домик с буквой - ш -, если звук «Ч» - в домик с буквой - ч - .Логопед. Сок, шапка, мост, кошка, точка, нос, ночь, малыш.
(дети выполняют задание).
Воспитатель. Поиграла муха и полетела дальше.
Полетела на базар
И купила самовар
И стала всех в гости приглашать на день рождения.
Приходите гости дорогие ,Я вас чаем угощу.
Поможем мухе стол накрыть?
Игра «Накрываем стол»
Воспитатель. Послушайте звон посуды (демонстрирует звон чашек, блюдец, ложек). Отвернитесь от стола и внимательно слушайте. Поставьте посуду в той же последовательности, в какой услышите ее звон ( дети выполняют задание).
Воспитатель. А я поставлю на стол еще чайник ( дети садятся за стол).
Тараканы прибегали все стаканы выпивали
А букашечки по три чашечки с сахарком и крендельком
Нынче Муха-Цокотуха именинница.
И нас приглашают попить чай! Чай в чашке очень горячий, подуйте на нее
( дыхательное упражнение). (воспитатель показывает, дети выполняют упражнение)
Воспитатель. Устала именинница, поможем ей расставить посуду в шкаф по полочкам.
5.Игра «Наведем порядок»
Воспитатель. Назовите посуду, которая стоит на столе.
Дети. Чашки, блюдца, ложки, чайник.
Воспитатель. На верхней полке должна стоять посуда со звуком «И» в конце слова, на средней – со звуком «А» в конце слова, а на нижней – со звуком «К» в конце слова (расставляют).
Воспитатель. Отправляемся дальше в наше путешествие ( дети выходят из-за стола).
Психолог: Что случилось? Бедная Муха-Цокотуха зовёт на помощь…
Пальчиковая гимнастика.
Ук-ук-ук появился вдруг паук (сжимают и разжимают пальцы)
Ка-ка-ка все боятся паука (потирают ладоши друг о друга)
Ок-ок-ок паук муху поволок (скользящие движения ладонями)
Ка-ка-ка прогоните паука (шлепки ладонями по коленкам)
(дети повторяют слова хором за воспитателем и выполняют движения).
Подвижная игра «Паук».
Психолог. Сейчас мы поиграем в игру «Паук». Один из вас будет «пауком», он должен с закрытыми глазами поймать «насекомое», над которым звенит колокольчик. А теперь громко похлопаем в ладоши и прогоним паука.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Я хлопну в ладоши, вы повернетесь вокруг себя и снова станете мальчиками и девочками (воспитатель снимает шапочки – маски)
Психолог. Ребята, Мухе-Цокотухе очень понравились гости на празднике.
Давайте своё настроение и эмоции выразим в цветке. (цветок выполняется из цветной манки)
- Какие вы молодцы! Муха-Цокотуха не хочет отпускать вас без угощения, она приготовила для вас сюрприз.