Статья Развитие диалогической речи младших школьников



Донченко Евгения Николаевна
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 3» г. Зеленодольска ЗМР РТ

Тема: «Развитие диалогической речи младших школьников».

Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями. Для того чтобы умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Говоря о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь умения диалогические, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в младшем школьном возрасте. Сначала дадим определения понятий "речь" и "речевая деятельность".
Речь – это способ формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру: потребности и мотивы; цели; условия и средства достижения целей; действия, операции, входящие в способы достижения целей; результат.
Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.); развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения). Над этим работают все системы развивающего и традиционного обучения
Знакомство с диалогом происходит у ребенка еще задолго до прихода в школу. Но лишь в школе, начиная с периода обучения грамоте, уделяется особое внимание осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде всего, разговорить детей. Данной цели служат специальные задания по драматизации, но, прежде всего – заинтересованное, содержательное общение детей в процессе поиска решения проблем на разных уроках, при непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Беседы, обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне урока способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движениями. Такой опыт дети приобретают в работе с «Азбукой». На страницах «Азбуки» инсценировки встречаются 14 раз. Они не только учат ребенка применять интонацию, жесты, мимику, но правильно строить диалоги и использовать их в различных жизненных ситуациях. (Пример «Азбука» с. 102) Эта работа продолжается и на уроках русского языка. Так, в учебнике русского языка для 2-го класса, разыгрывается в форме диалога 31 речевая ситуация. И учебник «Математики» тоже построен в форме диалога автора и ребенка. (№109) с. 43.
Зрительное и слуховое восприятие собеседника, отсутствующие при посредственном речевом общении и всегда присутствующие при обычных случаях диалога, имеет огромное значение как фактор, определяющий восприятие речи, а следовательно, и само говорение. Зрительное восприятие собеседника подразумевает восприятие его мимики, жестов, всех его телодвижений.
Эти последние оказываются иногда сами по себе достаточными для осуществления некоторого взаимодействия и взаимопонимания; многие явления «передачи мыслей на расстояние», объясняются именно восприятием мимики и пантомимы.
Мимика и жест иногда играют роль реплики в диалоге, заменяя словесное выражение. Часто мимическая реплика даст ответ раньше, чем речевая; один из собеседников только хочет выразить, собирается говорить, а другой, учитывая его мимику и позыв к реплике, довольствуется этой мимической репликой, произносит что-нибудь вроде: «Нет, постойте, я знаю, что вы хотите сказать», - и продолжает дальше. С другой стороны, мимика и жесты имеют часто значение, сходное со значением интонации, т.е. определенным образом модифицируют значения слов. Очень большое значение при самом говорении имеет восприятие мимики заинтересованности или незаинтересованности, внимания или невнимания, увлечения или скуки, так как в связи с этим определяется большая или меньшая интенсивность речи, облегчается ассоциирование, скорее находятся нужные и удачные выражения, одним словом, увеличивается красноречие (как при диалоге, так и при монологе).Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса, обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций) и диалог, как речевое общение людей (коммуникативная технология). Именно второй вид диалога мы наиболее широко используем в своей практике. Конечно, диалог между учителем и учащимся возникает во время беседы и в традиционной системе обучения, но использование принципа проблемного обучения ставит диалог на новую ступень. В развивающем обучении ученик не принимает знания в готовом виде, а учиться их добывать, отстаивая свою точку зрения в споре, в дискуссии с одноклассниками и с учителем. Вот здесь требуется умение вести диалог внимательно выслушать точку зрения другого человека, высказать свое мнение, попытаться убедить оппонента в своей правоте или принять его позицию. Приведу пример диалога, который состоялся на уроке русского языка при изучении темы «Имя прилагательное».
Русский язык упр. 138, с. 64
2 класс
Были даны 2 загадки:
- Зеленый, полосатый,
А в середке сладкий. - Зелененький, полосатенький,
А в середке сладенький.
У: - Чем похожи эти загадки? Чем отличаются?
Д: - Используются одни и те же слова, только во второй загадке слова «ласковые», обозначают маленький предмет.
У: - А у этих загадок отгадка должна быть одинаковая?
Д: - Да.
У: - Что из предметов, изображенных на рисунке является отгадкой данных загадок?
Д: - Арбуз.
У: - А листок?
Д: - Нет, он не сладкий.
У: - А мячик?
Д: - Он тоже не сладкий, несъедобный.
У: - А яблоко?
Д: - Нет, оно красное или желтое и кислое.
У: - А разве не бывает сладких, зеленых яблок?
Д: - Бывают.
У: - Значит, яблоко тоже можно использовать в качестве отгадки?
Д: - Да, отгадка к первой загадке - арбуз (он большой), а ко второй – яблоко (оно маленькое).
У: - Хорошо, я прочитаю обе загадки с отгадками, послушайте, что у нас получилось.
Зеленый, полосатый, -Зелененький, полосатенький,
А в середине сладкий (Арбуз) А в середине сладенький. (Яблоко)

Д: - Я не согласен. Во 2-ой загадке прилагательного – ий, это прилагательное мужского рода, значит, отгадкой будет слово арбуз, это существительное мужского рода, а яблоко – существительное среднего рода.
У: - Измените вторую загадку так, чтобы отгадкой стало слово яблоко.
Д: - Зелененькое, полосатенькое,
А в середке – сладенькое.
При развитии диалогической речи важна постановка проблемных вопросов.
Почему ? (Какова причина.?) В сказках разных народов и авторских сказках встречаются одинаковые сюжеты и герои?
Что изменилось бы, если бы . В сумме однозначных чисел одно слагаемое заменить на двузначное число?
Чем отличается.. равносторонний треугольник от равнобедренного?
Чем можно объяснить? Что в Австралии начинается лето, а у нас - зима?
Какие условия необходимы, чтобы . Образовать новое слово?
Какой вывод можно сделать?
Это вопросы, которые не только учитель задает ученику, но и ученик - учителю. Одна из задач проблемного обучения такова: ученика, хорошо отвечающего на вопросы учителя, поднять, на следующую ступень, воспитав его человеком, желающим и умеющим спрашивать. Учитель, отвечая на вопросы учащихся, приглашает их рассуждать вместе, и на убедительных примерах, ссылаясь на известные теоретические положения, разрешает их сомнения, помогает найти истину. Конечно, не любой вопрос ученика носит познавательный характер. Но в любом, даже неглубоком вопросе, учащийся делает попытку, установить смысловые связи, выделить то, что с его точки зрения является существенным. По характеру вопроса учитель может судить об уровне знаний ученика, о степени его умственного развития, об умении сравнивать, анализировать, обобщать, и, наконец, - о наличии интереса к теме, проблеме, к предмету в целом. Итак, всем известно выражение, что в споре рождается истина. А спор – это диалог, во время которого не только рождается истина, но идет развитие мышления, речи и воли чувств ребенка, на что, в конечном итоге, и направлена развивающая система Л.В. Занкова.



13PAGE 15


13PAGE 14115




15