Доклад по теме Психологические особенности младших школьников в обучении чтению на английском языке


Доклад по теме:«Психологические особенности младших школьников в обучении чтению на английском языке»
Обучение английскому языку детей младшего школьного возраста основывается на их возрастных и психологических особенностях, а именно: быстрая утомляемость, непроизвольность внимания, подсознательный уровень запоминания.
Психологические особенности младших школьников и формированиенавыков и умений в чтении на основе их
Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения.
Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:
быстрое установление звуко-буквенных соответствий;
правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;
выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией
быстрое установление звуко-буквенных соответствий;
правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;
• выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.
Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.
Рассмотрим некоторые психологические особенности младших школьников.
Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 10 лет. В психологических исследованиях Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., Мухиной Т.К. и др. отмечается, что в это время кардинально меняется протекание психических процессов учащихся. Происходит смена ведущего вида деятельности: на смену игровой приходит учебная, хотя игровая деятельность еще продолжает играть важную роль. Формируется положительное отношение к учению, укрепляются познавательные мотивы учения.
Развиваются познавательные процессы. Восприятие приобретает управляемый характер, становится более точным, расчлененным, преднамеренным, четко распределяются отношения между анализом и синтезом. Увеличивается доля произвольного внимания, оно становится более устойчивым. Идет развитие интеллектуальных операций: сравнения, обобщения ориентировки, классификации, кодирования, переход от наглядно-образного к словесному, критическому мышлению. Увеличивается доля продуктивных действий мышления. Мнемическая деятельность становится более совершенной. Увеличивается объем памяти. Формируется логическая память, продуктивные способы запоминания.
Примеры упражнений по обучению технике чтения
Рассмотрим некоторые примеры коммуникативно-направленных проблемных заданий и упражнений по обучению технике чтения, которые
позволяют детям действовать в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям общения. А это в свою очередь способствует повышению мотивации учения и его эффективности.
Упражнение, направленное на развитие восприятия
“Повторюшка” - упражнение, направленное на перевод информации из кратковременной в долговременную память.
Карлсон решил проверить у кого лучше память.
На демонстрационной доске написаны 3 предложения, состоящие из 3- 4 слов. Дети читают первое предложение, и оно закрывается. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся со вторым и третьим предложениями. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на доске меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке.
“Прочитайка”- чтение текстов, заученных наизусть. Идея использования таких упражнений была предложена Л.Н. Толстым, который считал, что, зная слово, ребенок постепенно осваивает не только звуко - буквенные соответствия, но и сам “открывает” правила чтения.
Например:- Вначале разучивается рифмовка. Bill, Bill, sit still!
Затем, выделяются отдельные слова и производится анализ:
из каких букв они состоят;
какой звук обозначает в слове буква или буквосочетание.
В заключении рифмовка прочитывается целиком.
Предлагаемые примеры заданий экспериментально проверены на
уроках по английскому языку в начальной школе и доказали свою эффективность.