Проблема мотивации и роль учебно-речевой ситуации при обучении английскому языку

Проблема мотивации и роль учебно-речевой ситуации при обучении английскому языку
АННОТАЦИЯ
Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке путем использования современных средств обучения и различных форм работы может служить важнейшим средством повышения мотивации в обучении языку. В своей работе я применяю такие приёмы обучения как: учебные ситуации, речевая зарядка, ролевые игры и т.д. Использование учебно-ролевых ситуаций на уроках усиливают эмоциональное восприятие материала. В процессе работы учащиеся приобретают опыт речевого общения. Учебная ситуация вызывает интерес и желание общаться, обеспечить личное участие каждого ученика в слушании и использовании отрабатываемого материала в высказываниях. Использование учебных ситуаций способствуют речевой инициативы школьников и усиливают естественно - коммуникативную направленность урока.

Меня часто спрашивают, что я считаю в своей работе главным? Отвечаю так: учить, чтобы научить. А научить надо многому, и прежде всего умению честно и много трудиться, трудиться осмысленно, ответственно, результативно, творчески. Стремление научить рождает поиск. Поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную активность, и прежде всего мыслительную,- всех и каждого ученика в отдельности. А это требует внесения изменений в структуру и форму урока, продуманных, не допускающих нарушения методической системы в целом.
Проблема, которая возникла при обучении иностранного языка это, как найти пути повышения речевой активности учащихся на уроках английского языка. Почему выбрана эта проблема? Перед учителем стоят много задач и одна из них научить учащихся иноязычным высказываниям, которые должны быть аргументированы, разноструктурны, логичны. Формировать такое высказывание не просто по многим причинам. Это ограниченный объем программного материала, ограниченные временные возможности общения на иностранном языке, личностные особенности учащихся и учителя. Учащиеся испытывают трудности при формировании высказывания. Одни из них проявляются в том, что учащиеся не знают, зачем ему надо говорить. Другие возникают тогда, когда ученик плохо ориентируется в том, что можно сказать в данной ситуации. Третьи связаны с незнанием того, как построить суждение: с чего начать, что сказать далее, чем завершить. Иногда у учащихся пропадает интерес к изучению языка, нет желания. Поэтому важно помочь учащемуся упорядочить мысли, внести ясность в решении поставленной коммуникативной задачи, дисциплинировать поиск средств для её решения; поднять интерес изучения языка.
При обучении общению на иностранном языке я стремлюсь направить работу на выработку умений, которые наиболее существенны для каждого вида речевой деятельности. Главным в говорении является умение выразить свою мысль, оформив её средствами иностранного языка, добиться взаимопонимания с собеседником. Это в свою очередь подразумевает такие коммуникативные умения: рассказать, описать, оценить, уточнить, расспросить и т.д. Названные умения можно выработать только в процессе непосредственного и заинтересованного общения. Общение осуществляется на основе значимой для детей информации. Итак, один из важнейших способов повышения речевой активности учащихся на уроке - усиление его коммуникативной и познавательной направленности. Путь к этой цели – непосредственное практическое пользование языком.
Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке путем использования современных средств обучения и различных организованных форм работы на уроке может служить важным средством повышения мотивации в обучении языку.
В своей работе я стараюсь применять такие приёмы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех учащихся, повышают эффективность урока. К ним относятся учебные ситуации; речевая зарядка; ролевые игры; беседы на темы, связанные с интересами ребят, их жизненным опытом, непосредственным окружением. Важным фактором служит мобилизующее начало урока - речевая зарядка. Она является одним из важных средств развития инициативной речи учащихся. На своих уроках применяю разные виды речевой зарядки:
Рассказ учителя;
Рассказ с последующим обсуждением;
Беседа по картинке с неразвернутой ситуацией;
Факты из конкретной жизни класса, учеников.
Например, рассказываю, как я провела лето, Ребята задают много вопросов. Им интересно, что они поменялись ролями с учителем и вправе спросить о том, что их интересует.
Во время речевой зарядки отрабатываю изучаемые структуры или использую для повторения ранее изученные. Например, в младших классах приношу на урок красивую сумочку и прошу ребят угадать, что в ней находится. Отрабатывается вопросительная форма глагола. Этот приём не надоедает детям. Очень увлекает учащихся работа с картинками с неразвернутыми ситуациями. Например, на картинке изображен молодой человек в задумчивости, стоящий на палубе теплохода. Или приношу на урок только что полученное письмо. Ученики интересуются, кто его написал, где живет этот человек, чем занимается. Вовлечение всех учащихся в активную работу на уроке - важнейший резерв повышения его результативности. Так же я использую на уроках парную и групповую работу. Это позволяет вовлечь в активную речевую деятельность всех учащихся, обеспечить оперативный контроль за работой каждого, эффективно управлять деятельностью всего класса. Данные формы применяю на всех ступенях обучения, но приучаю детей к ним на начальной стадии, т.к. именно в этот период закладываются основы овладения речевой деятельностью.
Работу в парах и группах организую исходя из определённых задач по овладению диалогической и монологической речью. Для групп и для работы в парах нужно предложить ребятам интересную ситуацию, приближённую к реальной. Например, я говорю: Вы едите в летний лагерь, рядом с вами сосед, познакомьтесь с ним. Дети охотно выполняют задание.
Использование игровой ситуации, ролевой игры на уроках усиливает эмоциональное восприятие материала, в процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха, показаться смешным, от стеснительности, тревоги. Очень важно помнить об индивидуализации процесса обучения речевой деятельности. При этом я учитываю степень подготовленности ученика на данном этапе, принимаю во внимание его настроение, знаю, чем он интересуется.
В своей работе я использую учебно-ролевые ситуации для того, чтобы вызвать у учащихся желание общаться друг с другом, рассказывать о себе, о том, что им интересно. Чтобы ситуация говорения и слушания оказывала стимулирующее воздействие, актуализировала также компоненты естественной ситуации, как отношение к предмету речи, к собеседнику, она должна давать ученику возможность выступить в роли себя самого, выразить собственные мысли.
Что же понимается под учебной ситуацией? Под учебной ситуацией понимается специально созданные условия, обстоятельства, система, взаимоотношений собеседников в целых учебно-воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке.
Рассмотрим основные функции учебно-речевой ситуации в учебном процессе. На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуация молчания или формального участия (боязнь получит плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.
Уже в 5 классе можно предлагать простые ситуации:
«Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе». Диалог «Знакомство».
При изучении темы «Внешность»: «К нам в класс пришел сотрудник полиции. Разыскивается преступник. Дается описание внешности преступника» Учащиеся пытаются догадаться о ком идет речь.
Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования. Например, в 5 классе при изучении темы «Семья» обучающиеся приносят фотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания:
- Наташа, покажи нам фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы.
Тема «My Flat». Даю описание дома Снежной королевы или других сказочных персонажей. Ученики делают зарисовки, затем рассказывают, что у них получилось. Дается картинка, где женщина занимается домашними делами, затем дается речевая задача: «Это твоя мама. Познакомь меня с ней и расскажи немного о вашей квартире». Так при изучении темы «Досуг» можно предложить следующие ситуации: «Нина очень любит готовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравился её торт. Попросите Нину рассказать рецепт приготовления торта».
«Вика очень любит музыку. Послушайте её рассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы». Некоторым учащимся в индивидуальном порядке можно предложить программу телевидения. «Посоветуйте, что можно посмотреть по телевизору». Следует приучать школьников не замыкаться в рамках изученной темы, а расширять свои высказывания, связывать их с ранее изученными темами. Не следует навязывать содержание высказываний. Например, при изучении темы «Путешествие” повторяются темы «Мой город», «Мое село». Предлагаются ситуации: «Ваши планы на выходные», «Ваши планы на ближайшие каникулы», «Ты сидишь в вагоне поезда. Опиши, что ты видишь из окна», «Помоги маме упаковать вещи для путешествия».
Можно использовать также ситуации, заключающие в себе идею оказания помощи кому-либо. Например: «Help your mother in her work» (to prepare soup, to clean the room) Ситуация в библиотеке: «You are a librarian. Try to help pupils to find books, which they need».
На младшей ступени обучения школьникам нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект.
Я хочу рассказать о методике создания учебных ситуаций, которые необходимы для повышения эффективности изучения школьниками этого предмета, повышения мотивации учения. Какими же требованиями должна отвечать учебная ситуация?

Учебная ситуация, по возможности должна быть реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.
Учебная ситуация должна быть предельно ясна учащимся, т.е. чётко определена речевая задача ( о чём спросить, что узнать у собеседника, о чём рассказать )
Учебная ситуация должна способствовать формированию у школьников таких качеств, как ответственность за выполнение задания, аккуратность, добросовестность.
Учебная ситуация должна помогать воспитывать у учащихся внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма.
Учебная ситуация должна стимулировать мотивацию учения, вызывать интерес к заданию и желание хорошо его выполнить.
Учебную ситуацию создаю различными способами; при этом использую:
-реальные ситуации общения в классе;
-различные средства наглядности;
-вербальные средства;
-игры, в том числе ролевые и т.п.
Теперь посмотрим, какова роль учебной ситуации в овладении иностранным языком, в раскрытии практического потенциала этого предмета.
1.Учебной ситуацией моделируют фрагменты объективной действительности, соотнесённые с речевыми действиями партнёров по общению.
2.Учебная ситуация даёт возможность:
а) при ознакомлении с новым материалом наглядно показать, где, когда, для решения каких задач общения можно использовать предъявляемый материал, чтобы вызвать у школьников осознание того, что ещё они смогут понять и сказать на изучаемом языке.
б) при тренировке обеспечить личное участие каждого в слушании и использовании отрабатываемого материала в высказываниях.
3. Учебная ситуация обеспечивает наглядное представление о предмете, она должна вызвать у школьников определённое эмоциональное состояние.
4. Учебная ситуация вызывает интерес, желание включаться в общение.
5. Учебная ситуация может помогать учащимся лучше узнавать друг друга, а учителю- каждого из них. Для этой цели рекомендуются также ситуации, которые выявляют отношение ученика к тому, что он слышит, видит, как оценивает. Очень часто используют учебные ситуации для работы в группах, такие как:
- одинаковый – различный;
-подумай, обсуди в паре, затем в группе из четырёх человек и поделись с классом своими размышлениями;
- высказывание по очереди;
- угадай выдумку;
- трёхступенчатое интервью;
- контроль в парах и т.д.

Рассмотрим некоторые из них: - учитель называет ситуацию и речевую зарядку и произносит предложение:
Шаг 1. Члены группы в индивидуальном порядке обдумывают ответ.
Шаг 2. Учащийся сообщает ответ партнеру в паре и они вместе готовят общий ответ.
Шаг 3. Учащиеся делятся информацией друг с другом в группе, составляют ответ и выбирают ученика, который его озвучивает.
Трёхступенчатое интервью - предназначается для отработки вопросительных форм. Сначала дается речевая задача с заданной учебной ситуацией:
Шаг 1. Ученики 1 – ый и 3 –ий берут интервью у 2 – го и 4 – го членов группы.
Шаг 2. Учащиеся меняются ролями, а затем составляют новые пары.
Шаг 3. Учащиеся в группе по очереди сообщают, что они узнали друг о друге. Те кто слушает, проверяют верность информации и правильность высказывания.
Успешность применения этих структур зависит от правильно поставленной учебной ситуации и речевой задачи.

В заключении хочется подчеркнуть, что использование учебных ситуаций способствуют речевой инициативе школьников и усиливают естественно-коммуникативную направленность урока. Все описанные приёмы обучения и виды работы дают возможность лучшему овладению иностранным языком, помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения языком интересным для учащихся.
Путь к улучшению подготовки школьников по иностранному языку один: если им интересно на уроке, если учитель нашёл подход к каждому ученику, то возникает обстановка общей увлеченности, при которой проблема формирования речевых навыков и умений решается успешно.

15