Технологическая карта урока литературы Юмористические рассказы А. П. Чехова


Технологическая карта урока
Учебный предмет: Литература
Класс: 5й класс
Тема урока: А. П. Чехов. Юмористические рассказы.
Тип урока: урок внеклассного чтения; урок изучения нового материала.
Основное содержание урока: Ранние юмористические рассказы А. П. Чехова («Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо ученому соседу»).
Основные виды деятельности учащихся: Восприятие и выразительно чтение рассказов (в том числе и по ролям). Обсуждение рассказов (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказам.
Практическая работа: Выявление авторских способов создания комического. Характеристика и нравственная оценка героев (по группам).
Проект: Составление альбома «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях пятиклассников».
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1 2 3 4 5 6 7
Этап «Целеполагание»
1. Читает написанные на доске слова и словосочетания: «Человек без селезенки», «Врач без пациентов», «Брат моего брата», «Анче», «Шиллер Шекспирович Гёте».
2. Предлагает выдвинуть гипотезу о происхождении и принадлежности данных словосочетаний. Сделать выводы о их смысле и о том, как они отражают характер того, кому они принадлежат (Цель данного этапа – подвести учащихся к мысли о том, что эти псевдонимы принадлежат писателю А. П. Чехову, с творчеством которого предстоит работа на уроке; псевдонимы отражают юмористический характер ранних рассказов писателя).
3. Организует беседу, направленную на формулировку цели и задач урока. Читают записи на доске.
Выдвигают предположения о их происхождении, делают выводы о том, как данные слова отражают характер писателя, которому принадлежат. Догадываются о том, что является темой и целью урока. Формулируют учебные задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Делать выводы на основе имеющийся информации. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Контролируют правильность ответов обучающихся. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Понимать и сохранять учебную цель и задачу.
Этап «Актуализация знаний»
Организует беседу по вопросам:
- Что такое псевдоним? Как вы считаете, с какой целью автор использует псевдоним?
- Вспомните материал предыдущего урока и сформулируйте определение понятия «юмор», перечислите способы создания комичсеского.
Формулировка задач дальнейшего продолжения урока (Рассмотрение нескольких рассказов, их анализ с целью выявление способов создания комического в них). Слушают учителя, формулируют ответы на его вопросы. Формулируют учебные задачи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении вопросов во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. В ходе заслушивания ответов одноклассников осуществляют самоконтроль понимания теоретического материала. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
Этап «Открытые нового знания». Групповая организация работы учащихся.
1. Ставит цель на анализ ранних юмористических рассказов А. П. Чехова.
2. В зависимости от прочитанного по выбору рассказа организует деление класса на 3 группы, выдает задания, дает время на подготовку к ответу (5-7 мин.)
3. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает выполнять задания.
Организуют группы для обсуждения и анализа текста рассказа, распределяют внутри группы вопросы, готовятся к презентации результатов.
Задания для групп:
Группа № 1. «Письмо ученому соседу».
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста по ролям.
- Что вызывает смех в рассказе?
- Какими вы представляете себе автора письма Василия Семи-Булатова и его учёного соседа Максима?
- Меняется ли отношение автора письма к своему адресату от начала до конца письма?
- О каких научных и общественных проблемах повествует это письмо?
- Как в письме проявился характер и уровень образованности Василия Симе-Булатова? Почему в письме тек много орфографических и грамматических ошибок?
- Каково отношение А. П. Чехова к автору письма?
Группа № 2 «Каникулярные работы институтки Наденьки».
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста по ролям.
- Смешно ли вам было при чтении рассказа?
- Какие слова, выражения, образы, поступки героев вызывают вашу улыбку?
- Как вы представляете себе Наденьку?
- С какой целью автор придумал такой сюжет?
- Что смешного вы обнаружили в сочинении Наденьки?
- В чем проявляется юмор автора?
Группа № 3 «Пересолил».
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста по ролям.
- Над чем мы смеемся, читая рассказ Чехова «Пересолил»?
- Какими вы представляете пассажира и возницу?
- Как меняется их внутреннее состояние по ходу разговора?
- Зачем Чехов придумал такой сюжет? Что он хотел показать читателю?
- Как характер человека может проявляться в его речи? Докажите свои мысли текстом.
- Какие способы создания комического использует А. П. Чехов? Анализировать содержание прозаического текста, извлекать из него нужную информацию, аргументировать свою точку зрения, строить речевое высказывание в устной форме. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, участвуют в обсуждении прозаического текста, читают текст по ролям. Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить в общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания. Принимать и сохранять цель и задачу.
Этап «Презентация и оценка результатов работы»
1. Организует чтение по ролям текстов рассказов с фиксацией внимания учащихся на выразительности прочтения, обсуждение и анализ юмористических рассказов А. П. Чехова.
2. При необходимости корректирует результаты работы групп.
3. Предлагает обучающимся внутри группы оценить работу каждого участника команды. Участвуют в процессе презентации результатов работы групп. (Выбирают «спикера», который представляет результаты работы команды, или каждый участник группы по очереди представляет результат своей деятельности – по выбору групп). Вслух по ролям читают текст. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение. Все остальные учащиеся слушают чтение по ролям. «Спикеры» групп (или каждый обучающийся по очереди) озвучивают ответы, подготовленные группой в соответствии с заданием. Выразительно читать. Строить высказывания, понятные для партнеров. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимать на слух ответы обучающихся. В ходе заслушивания текстов поэтического произведения осуществляют контроль выразительного чтения. Выслушивают ответы «спикеров» групп. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. Проводить оценивание участников команды по итогам выступления.
Этап «Обобщающая беседа» по теме «Юмор в рассказах А. П. Чехова»
1. Организует беседу по вопросам:
- Какие проявления жизни, по мнению А. П. Чехова, могут вызвать смех читателей?
- Какими способами автор создает комические образы и картины?
- Современны ли ранние рассказы А. П. Чехова?
- Можно ли сегодня смеяться над тем, над чем смеялись современники писателя? Участвуют в беседе по вопросам, предложенным учителем. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении вопросов во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. В ходе заслушивания ответов одноклассников осуществляют самоконтроль понимания текста рассказа. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
Этап «Реализация домашнего задания» - представление иллюстраций к прочитанному рассказу.
1. Реализует показ и обсуждение иллюстраций к ранним рассказам А. П. Чехова, выполненных пятиклассниками, по вопросам:
- Какие рассказы проиллюстрированы?
- какими изображены герои рассказа? Докажите, что учащиеся следовали в своих иллюстрациях авторскому тексту.
- Удалось ли вашим одноклассникам передать в иллюстрациях качества героев, которые Чехов изобразил в их речевых характеристиках?
- Передан ли в иллюстрации юмор читателя?
2. Сообщает учащимся, что эти материалы станут основой для создания коллективного проекта «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях пятиклассников». Участвуют в беседе по обсуждению иллюстраций Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении вопросов во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. В ходе заслушивания ответов одноклассников осуществляют контроль. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
Этап «Рефлексия»
Проводит рефлексию деятельности обучающихся по вопросам:
- Комфортна ли атмосфера на уроке, чувствовал ли ты себя уверенно?
- Интересно ли тебе было работать на уроке?
- Что вызвало затруднения, над чем работалось легко?
- Какие моменты урока остались непонятыми тобой? Проводят рефлексию по вопросам. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Высказывать свои впечатления от урока Участвуют в обсуждении вопросов во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. В ходе заслушивания ответов одноклассников осуществляют контроль. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
Этап «Домашнее задание»
Объясняет сущность домашнего задания по выбору обучающихся:
1) письменно ответить на вопрос «Над чем мы смеемся, читая ранние рассказы А. П. Чехова?»
ИЛИ
2) в группе подготовить инсценировку прочитанного рассказа А. П. Чехова (проект).