Литературный праздник, посвящённый творчеству Н. Носова и В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано»


Литературный праздник, посвящённый творчеству Н. Носова и В. Драгунского«Где это видано, где это слыхано»
Цель:
в игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и  творчестве Н.Н. Носова и В. Драгунского, расширять кругозор.
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
Прививать интерес к книге.
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Предшествующая работа: учитель ИЗО- подготовка рисунков по рассказам Н. Носова и В. Драгунского, информационного стенда «Писатели щедрые и радостные", работа над постановкой сценок по рассказам Н. Носова «Фантазёры», «Замазка», «Огурцы», «Незнайка». Акулова Н.М. -чтение рассказов Н. Носова и В. Драгунского, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”, художественных фильмов по рассказам В. Драгунского «Подзорная труба», « Где это видано, где это слыхано», «Пожар во флигеле» и др. подготовка презентации для проведения турнира на лучшего знатока произведений Носова и Драгунского
 Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация, реквизит и костюмы героев рассказов Н.Носова.
Ход праздника.
Приветствие.
Учитель: Я приветствую вас на литературном празднике, посвящённом творчеству детских писателей - юбиляров Николая Николаевича Носова и Виктора Юзефовича Драгунского.
Краткая биография писателей (диалог ведущих)
1 вед. – Когда я был маленьким, любил, чтобы мама читала мне рассказы Драгунского.
2 вед.- А я сам любил читать рассказы Носова.
1 вед –А в следующую субботу у Драгунского юбилей!
2 вед – А у Носова в эту субботу юбилей11 вед – Виктору Драгунскому 100 лет!
2 вед – А Николаю Носову завтра исполнилось бы целых 105 лет!
1 вед – А у моего Драгунского живы ещё дети: Ксения и Дениска. Который, впрочем, уже не Дениска, а Денис Викторович!
2 вед – А у Носова тоже есть сын и даже внук уже.
1 вед – А вот Виктор Драгунский работал клоуном в цирке, и актёром в кино. И даже Дедом Морозом! Сам был руководителем маленького театра.
2 вед – А Николай Носов, где только не работал: и в кино, и в театре, и обычным рабочим. А ещё занимался музыкой, химией, радиотехникой.
1 вед – А ты знаешь. Первая книга Драгунского вышла в 1961 году и первый рассказ назывался «Он живой и светится»
2 вед – А у Носова «Затейники» аж в 1938 году читали
1 вед – Виктор Драгунский писал про своего сына Дениску. Смешной он у него был маленький. И рассказы получались тоже смешные.
2 вед – А Носов начал писать детские рассказы. Когда у него тоже появился сынишка. Сказки ему сочинял, рассказы весёлые.
1 вед – Книгу «Денискины рассказы» знают все русские школьники!
2 вед - А «Приключения Незнайки» Носова знают во всём мире!
Турнир на лучшего знатока произведений Н. Носова и В. Драгунского с элементами театрализованных постановок.
Учитель: Давайте не будем спорить и узнаем, а наши ребята читали рассказы этих писателей, проверим и определим лучшего знатока произведений Носова и Драгунского.
Итак, мы начинаем наш турнир. Будьте внимательны! За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл и сладкий приз.
Контроль за правильностью ваших ответов будет вести контроль беспристрастное жюри
Егарева Л.Л. – библиотекарь училища;
Ким З.П. – учитель русского языка и литературы;
…………
А мы начинаем!
1 тур. «Угадай название по строчке»
Вам нужно вспомнить название рассказа Н. Носова и В. Драгунского по строчке. Будьте внимательны! Кто догадался, поднимает руку
1) «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» («На горке» Н. Носов)
2. « Никакие не сыски, никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!» («Заколдованная буква В. Драгунский)
3) «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату». («Жвая шляпа» Н.Носов)
4) «Сумел порвать, сумей и зашить!» («Заплатка» Н. Носов)
5)Мелом расчерчен асфальт на квадратики, Манечка с Танечкой прыгают тут. («Где это видано, где это слыхано» В. Драгунский)
6) – Сколько тебе лет?
– Девяносто пять. А тебе?
– А мне сто сорок. Знаешь, раньше я был большой - большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. («Фантазёры» Носов)
«Фантазёры»- один из самых известных рассказов Носова, который не оставил равнодушным ни одного ребёнка и даже взрослого. Представляем вашему вниманию инсценировку рассказа «Фантазёры».
Сценка «Фантазёры» (в исполнении )2 тур. Вопросы на засыпку
Итак 2 тур нашего турнира «Вопросы на засыпку»
1.Какой предмет ожил в доме Вадика? (Шляпа)
2. Какое средство придумала мама, чтобы Дениска не рвал штаны? (Подзорную трубу)
3. Что, кроме каши, готовили герои рассказа Н. Носова “Мишкина каша”, оставшись одни на даче. (Жарили пескарей)
4. Что добавил Дениска в кашу? (Хрен. С хреном можно всё съесть))5. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картошкой)
6. Как звали механиков из Цветочного города? (Винтик и Шпунтик)
А сейчас
3 тур «Бюро находок»
Помогите героям рассказов Н. Н. Носова и В. Драгунского разыскать свои вещи и вернуть в рассказы, отгадав загадки.
1. Поверну волшебный круг , И меня услышит друг. Через поле и лесок
Раздается голосок Он бежит по проводам .
Скажешь здесь, а слышно там. ( Телефон «Телефон» Н. Носова)
2. Птичка-невеличка: Носик стальной,
хвостик льняной. (нитка с иголкой «Заплатка» Н.Носов)
3. На голове огромные поля, Но это вовсе не земля. Сидит верхом, И не ведает, на ком. (Шляпа «Приключения Незнайки» . «Живая шляпа» Н. Носова)
4. Что за домик для борщей, для
супов и вкусных щей? (Кастрюля. «Мишкина каша» Н.Носов)
5. Вдруг зажегся на травинкеНастоящий огонёк.Это с лампочкой на спинкеСел на травку …(светлячок «Он живой и светится» В. Драгунский)
6 . На грядке длинный и зелёный, В кадке жёлтый и солёный. (огурец. «Огурцы», «Огородники» Н. Носов)Представляем вашему вниманию отрывок из рассказа «Огурцы»
Сценка «Огурцы» по рассказу Н. Носова (в исполнении )А мы приступаем к следующему туру
4 тур. Соедини пословицу и рассказ (ваша задача сопоставить значение пословицы с основной мыслью предложенных рассказов)
Прежде чем людей судить - на себя посмотри. “Живая шляпа”
У страха глаза велики. “Заколдованная буква”
Засыпь правду золотом, затопчи её в грязь, а она всё наружу выйдет. “На горке”
Семь раз отмерь, один раз отрежь. “Тайное становится явным”
Любишь кататься – люби и саночки возить. “Заплатка”
5 тур. Узнай рассказ по иллюстрации
Я думаю, вам легко будет это сделать, т.к. многие ребята приняли участие в подготовке выставки рисунков по рассказам Н. Носова и Виктора Драгунского
«Мишкина каша» Н.Носов
« Подзорная труба» В. Драгунский« Фантазёры» Н. Носов
«Главные реки» В. Драгунский« Живая шляпа» Н. Носов
«Надо иметь чувство юмора» В. Драгунский«Весёлая семейка» Н. Носов
«Заколдованная буква» В. Драгунский«Замазка» Н. Носов
Молодцы, ребята! А мы представляем вам сценку «Замазка». Встречаем ребят!
Сценка «Замазка» по рассказу Н. Носова (в исполнении )6 тур «Фоторобот»
Узнайте героя по описанию
Фоторобот №1. Это невысокий мальчик с веснушками на носу и светлыми волосами.. Часто ходит в порванных брюках. Хотел стать боксером, но не стал тренировать силу удара об своего друга детства. Он любит играть в шашки и шахматы, но не любит проигрывать. Хочет иметь собаку. С удовольствием ходит в кафе, в зоопарк и выступает на школьных концертах. Очень не любит лечить зубы и когда его родители ходят в театр.
(Дениска «Денискины рассказы» В. Драгунский)
Фоторобот №2. Он такой же, как Дениска, невысокого роста, с волосами чуть потемнее волос Дениски. Он учится в 1"В" классе и он лучший друг Дениски. Если хочет, то добивается своей цели. За простую игрушку может предложить живого светлячка и одолжить немного денег. Из этого следует, что он не жадный. Мальчик теряется на сцене, чтобы в школе не ругали, может немножко приврать.
(Мишка. «Денискины рассказы В. Драгунский)Фоторобот №3. Франт невысокого роста в широкополой шляпе, экстравагантном галстуке, уверенный в себе мечтатель, конструктор гениальных идей. Самый знаменитый житель Цветочного города.
Незнайка. «Приключения Незнайки» Н.Носов
Фоторобот №4. Это девчонка пяти лет. У неё белые волосы, "глаза круглые и отчаяные". У неё меняются молочные зубы на коренные, и сейчас "зуб вывалился и свистит". Одним словом "Красотулечка!" В одной из историй она превратилась в настоящую "индейку". Она маленькая и тихая, но иногда бывает обидчивой. Её лучшие друзья - мальчишки (Костик, Мишка, Андрюшка и Дениска).
Алёнка. Рассказы В. ДрагунскогоФоторобот№5. Девочка лет пяти, в летнем платьице, с короткой стрижкой, послушная, но упрямая. Она исправно дежурила у инкубатора, забыв про прогулку.
Майка. Н.Носов «Весёлая семейка»
7 тур. «Диалог»
Догадайтесь, из какого произведения отрывок
Раиса Ивановна снова: - Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке? У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал: - Миси-писи. Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
В.Драгунский « Главные реки»
2. Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шляпа!
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
Н. Носов « Живая шляпа»
3. Ешь! - сказала мама.
Безо всяких разговоров!
Я сказал:
Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала:
- Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
В.Драгунский «Всё тайное становится явным»
4. -- Братцы, спасайся! Кусок летит! -- Какой кусок? -- спрашивают его.
-- Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется -- и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли! -- Что ты выдумываешь!
-- Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.
Н. Носов «Приключения Незнайки»
Сценка «Приключения Незнайки» исполняют ( )8 тур. «Мозаика»
Восстанови название произведения и назови его автора.
Вашему вниманию представлены названия рассказов Носова и Драгунского, но все слова в названиях перемешались. Вам нужно их собрать и восстановить правильный порядок.
Даны слова:
Тайное, Бенгальские, явным, Федина, Главные, Мишкина, становится, реки. Где, семейка, это, огни, видано, каша, Весёлая, где, это, задача, слыхано.Рассыпанные названия:
«Тайное становится явным», «Бенгальские огни», «Федина задача», «Главные реки». «»Мишкина каша», « Весёлая семейка», «Где это видано, где это слыхано».
9 тур. «Тайное послание»Расшифруйте послание
1. Яавиж ано» (Она живая) Читая в обратную сторону
2. ПрпАрзПльА РдвЕжыШфяАщеТ, екА ВосАтоСюрЯ СанДурАльЁмиТ (Папа решает, а Вася сдаёт), читая только большие буквы
3. ЬСЮОБ-ОБ ЫПЯЛШ (Шляпы бо-боюсь)
4. ! ЯНЕМ ЕТИВОНАТСО (Остановите меня!)
5. МИпГАоЛУжВУаФИр АКвМЕо УТфПАлОЛиЕЦгМРеБАлАПе (Пожар во флигеле). читая только маленькие буквы.
10 тур. «Лучший знаток»
«Дальше, дальше, дальше»
Дать как можно больше ответов за 1 минуту. Если не знаете ответ, говорите : «Дальше».Вопросы по творчеству В.Ю. Драгунского.
1.В каком рассказе герои одновременно совершают два подвига: спасают из горящего дома девочку и вытаскивают из проруби мальчика?
(«Пожар во флигеле или подвиг во льдах».)
2.Что потерял Дениска, помогая выступать четвероклассникам на весеннем концерте? ( велосипедный звонок )
3.Продолжи название рассказа «где это видано, где это …(слыхано)
4.Назови имя отчество Драгунского (Виктор Юзефович)
5.О ком писал Драгунский свои рассказы? (о своём сыне Дениске)
6.В каком слове была заколдованная буква? ( шишки)
7.Сколько лет Дениске? (скоро 9)
8.Какая фамилия у Дениски?
9.Назови фамилию Мишки. Лучшего друга Дениски. (Слонов)
10.Что изобрела мама, чтобы Дениска не рвал штаны. (подзорную трубу)
11.На что Мишка выменял у Дениски самосвал (на светлячка)
12. Какую кашу не ел Дениска, несмотря на уговоры мамы? (манную)
13.Что делал Дениска на Чистых прудах, чем набивал карманы? (ловил целые карманы головастиков)
14.Сколько лет провёл Дениска под кроватью? (20 лет)
15.Чем лакомились герои рассказа «Англичанин Павля»? (арбузом)
16.Каким видом спорта решил заниматься Дениска, после того, как посмотрел по телевизору первенство Европы? (Боксом)
17. В честь какого праздника было решено «зарезать арбуз» ? (первого сентября0
18.Как называлась первая книга, увидевшая свет, В. Драгунского? («Он живой и светится»)
19. Сколько лет исполнилось бы Драгунскому 30 ноября? ( 100 лет)
20. Когда должен был остановиться мотцикл, на которои катался Дениска в рассказе «Подзорная труба»? ( когда бензин кончится)
Вопросы по творчеству Николая Николаевича Носова
1.1.Назовите имя, отчество Носова. (Николай Николаевич)
2.Что считал носов наилучшей работой ? (сочинять детям)
3.Назовите самого извесного героя рассказов Носова, которого знают во всём мире? (Незнайка)
4. Как называлась река, на берегу которой стоял Цветочный город? (Огурцовая)
5.Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (йодом и касторкой)
6.Как звали мальчика, посыпавшего горку песком? (Котька)
7.Как звали героев рассказа «Фантазеры» (Мишутка и Стасик)
8.Что, по словам героя, откусила у него акула? (голову)
9.Что воровали герои Н.Носова в колхозном поле? (огурцы)
10.До скольки научился считать маленький Петя в рассказе Носова «Ступеньки»? (до 10)
11.Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и Костя, мальчики из рассказа «Замазка»? Ответ: В кинотеатр.
12. Как называется книга Носова, герои которой маленькие весёлые человечки? (Приключения Незнайки и его друзей)
13.Что потеряли мальчики в рассказе Н. Носова «Метро»? Ответ: Станцию.
14.Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчишек? Ответ: Котенок, рассказ «Живая шляпа».
15.Чем гордился Бобка, герой рассказа «Заплатка»? Ответ: Своими штанами.
16.Чем в рассказе «Фантазеры» Игорь намазал губы своей сестренке Ире? Ответ: Вареньем.
17.Как звали доктора в романе-сказке «Приключения Незнайки»? Ответ: Доктор Пилюлькин.
18.В какой книге герои сами решили вывести цыплят? («Весёлая семейка»)
19. Кто из литературных героев Носова оказался никудышним поваром? (Мишкина каша)
20.Рассказ Носова о любви мальчишки к ночным приключениям. (Огородники)
Подведение итогов турнира, награждение участников выставки рисунков.