Урок-обобщение по литературному чтению на тему Делу-время, потехе-час.

Делу – время, потехе – час.



Развлекательное мероприятие
с использованием русских народных обычаев.
Подготовила и провела
учитель начальных классов Поворина Надежда Михайловна


Цели мероприятия: развивать у детей речь, внимание и эстетический вкус к музыке, искусству, народному творчеству. Способствовать сплочению и развитию коллектива.
Оборудование:
муз. класс оформлен как русская изба: русская печь, лавка, деревянные ведра, самовар, крынка старинная, кувшин, коромысло, чугуны большой и маленький, рогач, стол убран полотенцами из самотканого холста, передняя часть стола – хохлома, гжель, дымка, на полу лежит самотканая дорожка;
дети – девочки в длинных цветных юбках, фартуках, белых блузках, бусы, кокошники, мальчики в брюках, белых рубашках с красными кушаками;
ложки деревянные, бубны, трещетки;
2 куклы из папье-маше – Фома и Ерема, 2 лотка-полянки;
маски козла и волка, лошадка.

Хозяйка 1. – Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка 2. – Здравствуйте, гости желанные!
1+2 – Веселья Вам и радости!
У нас для каждого найдется и словечко, и местечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.
На нашем празднике веселом собрался народ задорный.
Кто петь пришел, кто плясать, кто хороводы водить, а кто-то щелкать орешки, да для гостей творить потешки.
Праздник у нас необычный. Мы приглашаем всех на веселый праздник. Вот у нас уголок избы деревенской, здесь мы и будем водить хороводы, петь песни, частушки, играть в задорные народные игры.
А сейчас

(Выходят девочка и мальчик с куклами – Фома и Ерема)

Фома – Федул, чего губы надул?
Ерема – Кафтан прожег.
Фома – А можно зашить?
Ерема – Иглы нет.
Фома – А велика ли дыра?
Ерема – Один ворот остался.

Девочка 1. – Вот народ честной,
А он непростой.
Он на многое горазд.
Мы сейчас споем для вас.

(Песня «Как на тоненький ледок». Инсценировка песни)

Хозяйка 1. – Гости дорогие, обратите внимание, где мы находимся.
Хозяйка 2. – Печь у нас русская, дорожки и полотенца самотканые.
Много добрых рук потрудилось, чтобы мы могли увидеть всю эту красоту.
Вот деревянная посуда. Кто знает, как она называется? Что вы знаете о ней? (Хохлома)
Вот вещи, где используется только одна краска. Как называется? (Гжель)
А здесь игрушки из глины. Подскажите, пожалуйста, название. (Дымка)
Молодцы, ребята!
Девочка 2. – Посидите, гости, побеседуйте.
А я, мои гости, старину скажу,
Старину скажу, про березоньку.
Хозяйка 2. – А ну-ка, красны девицы, выходите водить хоровод, водить да песню петь.

(«Хоровод, Мой, хоровод»)

Хозяйка 1. – А хотите поиграть?
В эту игру играли наши прабабушки и прадедушки, может со времен царя Гороха.

Игра «Горелки»
Дети становятся по два, как в «Ручеек», водящий с бубном в конце. Все говорят слова и бегут парами вперед, на последних словах, последняя пара бегут с разных сторон к бубну, кто первый.
- Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят.
(Игра повторяется)

Хозяйка 2. – А знаю другую игру «Бояре». Кто играет, становитесь в две шеренги.
1 – А бояре, а бояре,
А мы к вам пришли. /идет ко 2-ой шеренге/
Молодые, молодые, а мы к вам пришли. /возвращаются назад/
2 – А бояре, а бояре,
А зачем вы к нам пришли? /идут к 1-ой шеренге/
Молодые, молодые, а зачем вы к нам пришли? /возвращаются назад/
1 – А бояре, а бояре,
Мы невесту выбирать. /повтор/
Молодые, молодые, мы невесту выбирать.
2 – А бояре, а бояре,
А какая лучше всех? /повтор/
Молодые, молодые, а какая лучше всех?
1 – А бояре, а бояре,
А вот эта лучше всех. /Стараются увести выбранную девочку, другие не отдают./
Хозяйка 1. – Ох, и весело у нас, ноги сами идут в пляс.
Кто частушки поет, кто на ложках играет? На праздниках всегда пели частушки.

(Выходят девочки и мальчики петь частушки)
(Ставятся стульчики с муз. инструментами: ложки, трещетки, бубны)
- Во саду ли, в огороде.
(Играет группа ребят)

Хозяйка 2. – А мы песенку споем.
Выбирайте какую: «Гуси» или «Козел»?

(Дети исполняют песни. Инсценируют русскую народную песню «Козел»)

Хозяйка 1. – Ну что, ребята, весело у нас?
Становитесь девочки в хоровод. Березка уже заждалась в уголке.

(Девочки с платочками поют «Во поле береза стояла» и водят хоровод)

Хозяйка 2. – А какой же праздник без загадок? Слушайте.
В воде родится, а воды боится. (Соль)
И комковато и ноздревато, мягко и ломко, а всех милей. (Хлеб)
Маленько, кругленько, а за хвост не поймаешь. (Клубок)
Хозяйка 1. – За ваше веселье
За хорошее настроение
Каждый получает угощение.

(Всем детям раздают русские пряники «Козульки»)

Хозяйка 2. – До свидания, гости дорогие, приходите к нам в гости, мы будем вас ждать!
15