Авторская программа по внеурочной деятельности для младших школьников « Путешествие по родному краю»


Муниципальное образовательное учреждение
Инзенская средняя общеобразовательная школа № 3
Город Инза Ульяновской области
Авторская программа
по внеурочной деятельности
для младших школьников
« Путешествие по родному краю»
Общеинтеллектуальное направление
Разработала:
учитель первой категории
МОУ СОШ № 3 г. Инза
Ульяновской области
Аксенова Нелли Александровна
2014г.
Содержание

Пояснительная записка
Содержание программы
Учебно-тематический план
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Список литературы
Контрольно-измерительные материалы
Приложение 1
Приложение2
Приложение3
Приложение4
Комплексная проверочная работа

Пояснительная записка
Авторская программа «Путешествие по родному краю» составлена на основе программы ««Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»
Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А.
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Актуальность создания программы
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
развитие образного и логического мышления.

воспитательные:
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Структура программы обучения
Программа включает 2 части:
Первая часть посвящена родному краю – Инзенской земле, её истории, культуре, её удивительным людям (1-3 классы)
Вторая часть посвящена родному краю Ульяновской области.(4 класс)
С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на блоки:
1 класс:
Есть в России малиновый край.
История города Инза.
Наша школа.
Улица нашего города.
Обычаи и традиции Инзенского края.
Музеи г. Инза.
2 класс:
Инза – город на реке малиновой.
Природа моего края. Растительный мир.
Природа моего края. Животный мир.
3 класс:
История моей страны начинается с меня.
Известные люди родного края.
Памятники г. Инза.
Памятники природы.
4 класс
1. Известные люди родного края.
2. Промышленные и культурные объекты родного края.
3. Географические объекты.
4. Памятники природы.
Формы и методы работы обучения учащихся по изучению родного края очень разнообразны.
Используются следующие методы:
- беседы;
- экскурсии;
- викторины;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
проектный;
исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Путешествие по родному краю»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек
Контингент обучающихся: дети младшего школьного возраста 7-10 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. 1 класс – 33 часа; 2 класс – 35 часов.; 3 класс- 34 часа; 4 класс – 34 часа
Итого – 136 часов
Результаты изучения программы
«Путешествие по родному краю»
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников (в Ульяновской области – «Аленький цветочек» и «Малая академия», «С Симбирчитом по родному краю» и другие), проведение комплексных работ (Приложение 4).
Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Самоконтроль: В книге «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» (авторы: Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А.) предлагается рубрика «Испытай себя!» где предлагается поэтапно выполнить несколько заданий, за каждый блок заданий ученик получает определённое количество баллов. Выполнив задания, ребенок может сравнить свои ответы с ответами в конце книги. После суммирования получившихся баллов ребенок определяет уровень усвоения материала.
А теперь подсчитай общее количество баллов и определи свой уровень прохождения испытания юного краеведа.
25-40 баллов – ознакомительный уровень
40-50 баллов – творческий уровень
54-50 баллов – исследовательский уровень
У учащегося есть возможность проходить уровни столько раз, сколько он посчитает это нужным, пока не добьется положительных результатов.
Также, по ходу прохождения материала, учащиеся заполняют карту Ульяновской области, разрабатывая свои маршруты (реальные, виртуальные) изучения родного края, что также способствует развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:
развитие познавательных интересов обучающихся,
создание ситуации успеха для каждого ученика,
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,
максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка,
приобретение навыков саморефлексии.
В программе «Путешествие по родному краю» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
Когда была построена школа, в каком году возник город Инза и Ульяновская область
Причины, побудившие к образованию данных объектов
Исторические особенности возникновения данных объектов и особенности их становления и развития
К концу обучения школьники должны знать:
Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города
Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края
Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу обучения школьники должны уметь:
Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов
Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первый уровень результатов освоения программы  будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации проектов на микроучастке школы
Содержание программы
1 класс (33 часа)
№ Тема Тема занятия Практические занятия
Моя малая родина
1. Есть в России малиновый край (1ч.) Введение. Общая характеристика Инзенского района - 1ч. Виртуальное путешествие по родному краю (с использованием карты, интерактивной доски)
2 История города Инзы (4ч.) Инза…Что в имени твоем (герб города, флаг) – 1ч.
Заочное путешествие
Наш край в XVIII веке – 1ч.
Составление генеалогического «древа» семьи
Инзенский край в XIX веке – 1ч. Выставка «Домашняя реликвия»
Наш край в векеXX веке – 1ч. Экспозиция «Фотография из семейного альбома»
3 Наша школа (6ч.) История возникновения школы -1ч Экскурсия по школе - 1ч.
Конкурс рисунков о школе – 1ч.
Конкурс
Традиции школы – 1ч.
Проект «Наша школа – среди соснового бора» - 2ч.
4 Улицы нашего города (9ч.) Улица Санаторная – место, где построена школа – 1ч. Исследовательская работа «Почему улица так названа? Какой след в истории она оставила» - 2ч.
Самые известные улицы города, твоя улица – 1ч. Экскурсия по центральной улице – 1ч.
Исследование о своей улице- 1 ч.
Проект «Улицы нашего города» -
2 ч.
Презентация проекта «Улицы нашего города» учащимся других классов – 1ч.
5. Обычаи и традиции Инзенского края (6ч.) Что такое обычаи и традиции – 1ч. Исследовательская работа «Традиции и обычаи малой родины» - 2ч.
Народный фольклор Инзенского края ( легенды и предания Инзенского края, легенда о Юловском пруде)– 1ч. Праздник «Традиции и обычаи жителей Инзы» - 1ч.
Православные храмы Инзенского края Видеопрезентация «Храмы Инзенского края» - 1ч.
6 Музеи г. Инза (5ч.) Зачем нужны музеи? Беседа. – 1ч. Экскурсия в краеведческий музей – 1ч.
Какие бывают музеи – 1ч. Экскурсия в музей «Малины» - 1ч.
Экскурсия в школьный музей «Память» - 1ч.
7. Подведение итогов (2ч.) Изготовление фотоколлажа «Наш город – малиновый край» - 1 ч.
Презентация фотовыставки – 1ч.
14 ч.
19ч.
2 класс (34ч.)
№ Тема Тема занятия Практические занятия
Введение. Инза город на реке малиновой (2ч.) Город, окруженный лесом Экскурсия – 1ч.
Конкурс рисунков: «Инза – малиновый край»
1ч.
2. Природа моего края. Растительный мир. (18ч.) Посмотри вокруг Экскурсия в лес – 1ч.
Аппликация из природного материала – 1ч.ч.
Как живут растения. Устный журнал – 1ч.
Викторина: «Что это за листья?» - 1ч.
Лиственные и хвойные деревья Поисковая работа- 1ч.
Культурные и дикие растения Проект
2ч.
Кустарники и травянистые растения Знакомство
1ч.
Определение названия кустарников по листьям. Зарисовка листьев- . 1ч.
В октябре у рябины именины Бусы с осеннего куста
1ч.
Культурные растения: садовые деревья и кустарники
Сбор информации о садовых деревьях – 1ч.
Деревья, кустарники, травянистые растения нашего края, занесенные в Красную книгу.
Поиск информации о редких исчезающих растениях нашего края- 1ч.
Презентация «Редкие и исчезающие растения нашего края»- 1ч.
Лекарственные растения нашего края
Устный журнал- 1ч.
Составление кроссвордов о растениях – 2ч.
Наш лес богат грибами
Изготовление книжки-малышки – 2ч.
3 Природа моего края. Животный мир. (14ч.) Как растительный мир влияет на его обитателей
Беседа -1ч.
Почему у нас так много животных
Эвристическая беседа – 1ч.
Многообразие животного мира
Проект – 2ч.
Фотографируем птиц
Проект – 1ч.
Птицы нашей местности
Презентация: «Синичкины именины» 1ч.
Исследовательская работа : «Зимующие птицы нашего края»
Презентация: «Зимующие птицы нашего края» 3ч.
Виды животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Выпуск экологической газеты «Помоги животным» 2ч.
Охота или браконьерство
Экологическая акция -1ч.
«Сохраним природу – значит, сохраним Родину»
Праздник – 1ч.
Проверь себя – 1ч.
Экскурсия в природу Экскурсия – 1ч.
Итого:35ч. 3 класс (34ч.)
№ Тема Тема занятия Практические занятия
1. «История моей страны начинается с меня»(2ч.) Вводное занятие – 1ч.
Культурное наследие родного края. Малина – символ нашей малой родины.
1ч. Рассказ о малине – символе родного края (ягода в произведениях литературы , живописи и т.д.
2. Известные люди родного края.
(12ч.) Каких людей можно считать известными? – 1ч. Исследовательская работа «Заслуженные учителя моей школы» - 1ч.
Встреча с художником – 1ч. Конкурс рисунков: «Мой край» - 1ч.
Великие земляки. Д.П. Ознобишин, Н.Т.Морозов, Аксаков С.Т. – 2ч. Выразительное чтение стихотворений Д.П.Ознобишина, Н.П. Огарева о нашем крае
Герои Великой Отечественной войны, жители г. Инза (выпускники школы) Беседа «Непобедимая и легендарная» -1ч.
Алашеев Юрий Тимофеевич (летчик-испытатель) – 1ч. Экскурсия в школьный музей «Память»
Иевлева Вера Алексеевна - 1ч. Экскурсия в школьный музей «Память»
Евгений Беспощнов – 1ч. Экскурсия в школьный музей «Память»
Проект «Мои родственники – участники ВОВ» - 2ч.
3. Памятники г. Инза (7ч.) Самые известные памятники Инзы. – 1ч. Исследование
Памятник выпускникам, погибшим в годы ВОВ. Экскурсия – 1ч.
Памятник воинам умерших в госпитале, который находился в нашей школе) Экскурсия – 1ч.
Памятный монумент воинам интернационалистам Экскурсия – 1ч.
Памятник инзенцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны «Разлука» Экскурсия – 1ч.
Памятник паровозу серии Л-3401
Экскурсия – 1ч.
Памятник
Д.П. Ознобишину Экскурсия – 1ч.
4. Памятники природы (13ч.) Усадьба Огарева
(реликтовые насаждения) – 1ч.
Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Культура сосны обыкновенной.
(эталон создания лесных культур в условиях лесостепной зоны) – 2ч. Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Юловский пруд и его окрестности
1ч. Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Родник Дубровка
1ч. Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Усадьба
Д.П. Ознобишина с прудами (памятник истории культуры и природы)
2ч.
Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Меловые горы
1ч. Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Долина р. Какорма места, связанные с семьей Аксаковых
1ч. Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Малиновские родники и пруд
1ч. Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Большое Коржевское озеро
1ч.
Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Окрестности Мамырово
( памятник природы, место гнездования редких птиц)
1ч. Работа с картой Инзенского района, чтение и обсуждение статьи из книги
В.Н. Шкунова «Где волны Инзы плещут…»
Проверь себя
1ч. Выполнение практических тестовых заданий.
Итого: 34ч. 4 класс (34ч.)
№ Тема Тема занятия Практические занятия
1. Введение. Я живу в Ульяновской области (1ч.) Г. Ульяновск Заочное путешествие
2. 1. Известные люди родного края.
(9ч.) Аксаков Сергей Тимофеевич. -1ч.
Знакомство с произведением «Аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.
Карамзин Николай Михайлович. -1ч.
Знакомство с текстом статьи.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич. -1ч.
Чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест. Экскурсия к памятнику
Матросов Александр Матвеевич.
-1ч.
Знакомство со статьёй книги, фотографиями героя.
Пластов Аркадий Александрович.
-1ч.
Знакомство со статьёй книги, картинами Пластова.
Радищев Александр Николаевич. Статья книги, басни Радищева.
Ульянов Илья Николаевич.
-1ч.
Чтение и обсуждение статьи книги.
Языков Николай Михайлович.
-1ч.
Чтение и обсуждение статьи книги.
Испытайсебя – 1ч. Промышленные и культурные объекты родного края.
(8ч.) Символы
г. Инзы
Беседа – 1ч.
ООО «Инзенский диатомовый комбинат
Экскурсия – 1ч.
Инзенский деревообрабатывающий завод Экскурсия – 1ч.
Символы Ульяновска.
( герб, гимн Ульяновска. ) – 1ч.
Знакомство и обсуждение статьи книги.
Ульяновск – город семи ветров.
1ч. Чтение и обсуждение статьи книги.
Авиастар. -1ч.
Знакомство и обсуждение статьи книги.
Ульяновский автомобильный завод.
1ч. Чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание модели УАЗа.
Испытай себя.
1ч. Выполнение практических тестовых заданий.
3. Географические объекты
(8ч.) Аммонит.
1ч. Чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов
Белемнит.
1ч. Чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов белемнитов.
Белое озеро.
1ч. Чтение и обсуждение статьи книги, исследования детей.
Река Волга.
1ч. Чтение и обсуждение статьи книги.
Грибы, занесённые в Красную книгу Ульяновской области. -1ч.
Познакомить с грибами, разгадать кроссворд.
Никольская гора.
1ч. Чтение и обсуждение статьи книги.
Река Свияга.
1ч. Чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Симбирцит. 1ч.
Чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
4. Памятники природы.
(8ч.) Акшуатский дендропарк.
1ч. Работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника
Баевское окаменелое дерево.
1ч. Работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Винновская роща.
1ч. Работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, разгадывание кроссворда о растениях Винновской рощи, раскрашивание листьев.
Гранное ухо.
1ч.
Работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника
Наяновский солончак
1ч.
Работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Берег орланов.
1ч. Работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Ундоровский источник.
1ч. Работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Испытай себя.
1ч. Выполнение практических тестовых заданий.
Итого: 34ч. Учебно-тематический план
1 класс (33ч.)
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Дата
Теорети-ческих Прак
ти-ческих Все
го 1. Моя малая родина. Есть в России малиновый край. 2 3 5 1.1. Общая характеристика Инзенского района 1 1 12. Инза… Что в имени твоём. 1 1 1.3. Наш край в XVII Iвеке 1 1 1.4. Инзенский край XIX в веке 1 1 1.5. Наш край в XX веке
1 1 2. Наша школа 3 3 6 2.1. – 2.2. История возникновения школы 1 1 2 2.3. Конкурс рисунков о школе 1 1 2.4. Традиции школы 1 1 2.5. – 2.6. Проект : «Наша школа – среди соснового бора» 2 2 3. Улицы нашего города.
2 7 9 3.1. Улица Санаторная – место, где построена школа 1 1 3.2.-3.3. Исследовательская работа: «Почему улица так названа? Какой след в истории она оставила» 2 2 3.4.-3.9. Самые известные улицы города, твоя улица 1 5 6 4. Обычаи и традиции Инзенского края 2 4 6 4.1. – 4.3. Что такое обычаи и традиции 1 2 3 4.4.-4.5. Народный фольклор Инзенского края 1 1 2 4.6. Православные храмы Инзенского крач 1 1 5. Музеи г. Инза
2 3 5 5.1.-5.2. Зачем нужны музеи? 1 1 2 5.3.-5.5.
Какие бывают музеи 1 2 3 6. Подведение итогов
2 2 6.1. Изготовления фотоколлажа «Наш город – малиновый край» 1 1 6.2. Презентация фотовыставки
1 1 Итого: 11 22 33
2 класс (35ч.)
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Дата
Теорети-ческих Прак
ти-ческих Все
го П Ф
1. Инза – город на реке малиновой 2 2 1.1. Город, окруженный лесом 1 1 12. Конкурс рисунков: «Инза – малиновый край» 1 1 2. Природа моего края. Растительный мир. 3 14 17 2.1. Посмотри вокруг 1 1 2.2. Как живут растения 1 1 2.3. Лиственные и хвойные деревья 1 1 2.4. Викторина: «Что это за листья?» 1 1 2.5.-2.6. Культурные и дикие растения 2 2
2.7.-2.8. Кустарники и травянистые растения 1 1 2
2.9. В октябре у рябины именины 1 1 2.10. Культурные растения: садовые деревья и кустарники 1 1 2.11. Деревья , кустарники, травянистые растения нашего края, занесенные в Красную книгу 1 1 2.12. Презентация: «Редкие и исчезающие растения нашего края» 1 1 2.13. Лекарственные растения нашего края 1 1 2.14.-2.15. Составление кроссвордов о растениях 2 2 2.16.-2.17. Наш лес богат грибами (изготовление книжки- малышки) 2 2 3. Природа моего края. Животный мир. 2 11 13 3.1 Как растительный мир влияет на его обитателей 1 1 3.2. Почему у нас много животных? 1 1 3.3.-3.4. Многообразие животного мира 2 2
3.5. Фотографируем птиц 1 1 3.6. Птицы нашей местности (презентация: «Синичкины именины») 1 1 3.7.-3.9. Исследовательская работа: «Зимующие птицы нашего края» 3 3
3.10-3.11. Виды животных и птиц, занесенных в Красную книгу (выпуск экологической газеты: «Помоги животным»
2 2 3.12 Охота и браконьерство (экологическая акция)
1 1 3.13 «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» 1 1 3.14. Проверь себя
1 1 2 3.15 Экскурсия в природу 1 1 Итого: 6 29 35
3 класс (34ч.)
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Дата
Теорети-ческих Прак
ти-ческих Все
го 1. «История моей страны начинается с меня» 1 1 2 1.1.-1.2. Культурное наследие родного края. Малина – символ нашей малой родины. 1 1 2 2. Известные люди родного края. 5 7 12 2.1.-2.2. Каких людей можно считать известными? 1 1 2 2.3. Встреча с местным художником В.А. Козловым 1 1 2.4. Конкурс рисунков : «Мой край» 1 1 2.5.-2.6. Великие земляки.
Д.П. Ознобишин, Н.Т. Морозов, С.Т. Аксаков 2 2 2.7. Герои Великой Отечественной войны, жители г. Инза (выпускники нашей школы) 1 1 2.8. Алашеев Юрий Тимофеевич (летчик – испытатель) 1 1 2.9. Иевлева Вера Алексеевна 1 1 2.10. Евгений Беспомощнов 1 1 2.11.-2.12. Проект: «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны» 2 2 3. Памятники г. Инза 1 6 7 3.1. Самые известные памятники Инзы 1 1 3.2. Памятник выпускникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1 1 3.3. Памятник воинам, умерших от ран в госпитале 1 1 3.4. Памятный монумент воинам интернационалистам 1 1 3.5. Памятник инзенцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны «Разлука» 1 1 3.6. Памятник паровозу серии Л-3401 1 1 3.7. Памятник Д.П. Ознобишину 1 1 4. Памятники природы 10 3 13 4.1 Усадьба Огарева (реликтовые насаждения) 1 1 4.2.-4.3. Культура сосны обыкновенной(эталон создания лесных культур в условиях лесостепной зоны) 1 1 2 4.4. Юловский пруд и его окрестности 1 1 4.5. Родник Дубровка 1 1 4.6.-4.7. Усадьба Д.П. Ознобишина с прудами (памятник культуры и природы) 1 1 2 4.8. Меловые горы 1 1 4.9. Долина р. Какорма (места, связанные с семьей Аксаковых) 1 1 4.10. Малиновские родники и пруд
1 1 4.11. Большое Коржевское озеро
1 1 4.12. Окрестности Мамырово (памятник природы, место гнездования редких птиц) 1 1 4.13. Испытай себя 1 1 Итого: 17 17 34
4 класс (34ч.)
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Дата
Теорети-ческих Прак
ти-ческих Все
го 1. Я живу в Ульяновской области 1 1 г. Ульяновск 1 1 2. Известные люди родного края. 8 1 9 Аксаков Сергей Тимофеевич 1 1 Карамзин Николай Михайлович 1 1 Ленин (Ульянов)Владимир Ильич 1 1 Матросов Александр Матвеевич 1 1 Пластов Аркадий Александрович 1 1 Радищев Александр Николаевич 1 1 Ульянов Илья Николаевич 1 1 Языков Николай Михайлович 1 1 Испытай себя 1 1 3. Промышленные и культурные объекты родного края 5 3 8 Символы г. Инзы 1 1 ООО «Иненский диатомовый комбинат»(выпускает пенодиатомовый кирпич) 1 1 Инзенский деревообрабатывающий завод 1 1 Символы Ульяновска 1 1 Ульяновск – город семи ветров 1 1 Авиастар 1 1 Ульяновский автомобильный завод 1 1 Испытай себя 1 1 4. Географические объекты 8 8 Аммонит 1 1 Белемнит 1 1 Белое озеро 1 1 Река Волга 1 1 Грибы, занесенные в Красную книгу Ульяновской области 1 1 Никольская гора 1 1 Река Свияга 1 1 Симбирцит 1 1 Памятники природы 7 1 8 Акшуатский дендропарк
1 1 Баевское окаменелое дерево 1 1 Винновская роща
1 1 Гранное ухо 1 1 Наяновский солончак
1 1 Берег орланов
1 1 Ундоровский источник
1 1 Испытай себя 1 1 Итого: 29 5 34
Список литературы
Шкунов В.Н. Инза – город на реке малиновой. – Ульяновск: ТипографияОблучинского, 2010г.
Где волны Инзы плещут…: Очерки истории Инзенского района Ульяновской области: моногр./В.Н. Шкунов. ОАО «Первая Образцовая Типография, филиал Ульяновскийдом печати», 2012г.
Есть в России Малиновый край… Самара: Издательство СНЦ РАН, 2005г.
4. . Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
5. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
6. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
7. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
8. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
9. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
10. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
11. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
Список литературы для учащихся
1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.

Интернет-ресурсы
1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99
2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm

Приложение 1.
Проверочная работа (1 класс)
Прочитайте:
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотря кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»,
Мечутся жители: «Где наш этаж?».
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
(Дети получают карточки печатают свой адрес)
Планета - ____________________________
Страна - _____________________________
Город - ______________________________
Улица - ______________________________
Дом - ________________________________
Квартира - ____________________________
Напиши:
Когда был основан наш город?__________________
Какое имя носит наш город?_____________________
Какие памятники есть в нашем городе?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите музеи нашего города?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ты можешь рассказать о нашей школе?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуй рисунок на тему: «Детская игровая площадка в моем городе»
Приложение 2.
Контрольно-измерительный материал
2 класс
Распредели растения по группам:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Раскрась зеленым цветом кружок около растений, которые можно наблюдать в родном краю.


3.Нарисуй дерево и кустарник

Узнай птицу
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Это красивая птица. У неё на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса- галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-серая, а брюшко – желтое.
У этой птицы верх головы, крылья , хвост – черные: спина голубовато- серая, а брюшко –красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета.
У этой птицы красивое, пестрое оперение: верх тела – черный. На голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
5.Опиши животного, которое живет в нашем лесу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение3.
Комплексная проверочная работа
Прочитай внимательно текст.
Наш город Инза.
На территории Среднего Поволжья в Ульяновской области расположен город Инза - районный центр. Его территория занимает побережье реки Инза. Сто шестьдесят семь километров отделяют город от Ульяновска. Название городу было дано по наименованию реки.
Поволжский город является важным железнодорожным узлом. Основан был как небольшой пристанционный посёлок в 1897 году. В 1913 году на его территории располагалось лишь 8 жилых домов. Через небольшой промежуток времени посёлок соединили с близлежащим селом Китовка, который был заложен ещё в далёком 17 веке.
Последующий рост Инзы непосредственно связан с развитием железнодорожного узла. Статус рабочего посёлка ему присвоили в 1926 году. Городские полномочия Инза получила в 1946 году в тяжёлый послевоенный период. Нынешний город представляет собой один из промышленных центров региона. Здесь действуют ряд предприятий, в частности деревообрабатывающий завод, лесокомбинат, агропромышленная фирма, один из крупнейших в стране диатомовый комбинат, фабрика нетканых материалов, мясокомбинат.
В городе работают несколько средних школ, техникум отраслевых технологий, филиал Ульяновского университета. В 1923 году здесь родился Юрий Алашеев - лётчик-испытатель, герой Советского Союза, установивший 15 мировых рекордов на скоростных самолётах. Он проводил испытание Ту-104 - первого в мире реактивного пассажирского самолёта.
Во время Великой Отечественной войны в военных госпиталях Инзы проходили лечение и восстановление солдаты и офицеры, получившие ранения на полях сражения. Прославленой горожанкой Инзы является Елизавета Вологодская - разведчица и радистка из штаба Украинского фронта. О её подвигах рассказывают повести советских писателей Понизовского и Кудрявцева.
В Инзе работают несколько библиотек, Дома Культуры, больницы и тубдиспансеры. Несколько памятников в честь погибших воинов было установлено в нескольких районах города. В центральной части Инзы в 2010 году установили памятник паровозу Л-3401 по инициативе городской администрации.
Сколько абзацев в этом тексте? Запиши.
____________ абзацев.
Почему в памяти инзенцев навечно останется имя Юрия Алашеева ? Найди в тексте предложение, которое является ответом на этот вопрос и выпиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определи, в каком порядке встречаются данные предложения в тексте. Пронумеруй предложения.
 Во время Великой Отечественной войны в военных госпиталях Инзы проходили лечение и восстановление солдаты и офицеры, получившие ранения на полях сражения. .
 Сто шестьдесят семь километров отделяют город от Ульяновска. .
 Нынешний город представляет собой один из промышленных центров региона.
Заполни в таблице пустые графы, подобрав по 2 слова из текста на каждую орфограмму. Подчеркни орфограммы.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением Парные согласные
в конце слова Сложные слова
Выпиши из текста 2 слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. Укажи количество букв и звуков в этих словах.
1) _______________________ - ______ букв, ______ звуков;
_______________________ - ______ букв, ______ звуков.
Найди и обозначь на карте-схеме Инзенского района город Инза.
Приложение 4
Комплексная проверочная работа
Прочитай внимательно текст.
Ульяновск в годы Великой Отечественной войны
335343530480В Берлине, у входа в Трептов-парк стоит памятник Солдату-освободителю. Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин Берлина маленькая девочка. В основании памятника расположен мавзолей.
Мемориал возводился в течение трех лет и был официально открыт 8 мая 1949 года. Этот памятник стоит как символ вечной благодарности простых людей мира советским воинам-освободителям.
Среди героев Великой Отечественной войны были и наши земляки-лётчики: дважды Герой Советского Союза генерал-майор, мастер пикирующих ударов Иван Семёнович Полбин и Герой Советского Союза Виктор Николаевич Каштанкин.
Навечно останется в памяти ульяновцев подвиг Александра Матросова, который во имя победы закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.
Жители Ульяновской области внесли свой достойный вклад в борьбу за победу над злобным врагом. 125 ульяновцев за геройство и отвагу в борьбе с фашистскими захватчиками были удостоены звания Героя Советского Союза, десятки тысяч – награждены боевыми орденами и медалями.
Тысячи посылок отправили на фронт и в освобождённые от врагов районы труженики Ульяновской области. Свой посильный вклад в разгром врага внесли и дети.
Именами героев войны названы улицы и проспекты нашего города и области, об их подвигах рассказано в Книге памяти – энциклопедии жизни героев-земляков Ульяновской области.
Сколько абзацев в этом тексте? Запиши.
____________ абзацев.
Почему в памяти ульяновцев навечно останется имя Александра Матросова? Найди в тексте предложение, которое является ответом на этот вопрос и выпиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определи, в каком порядке встречаются данные предложения в тексте. Пронумеруй предложения.
 Свой посильный вклад в разгром врага внесли и дети.
 В основании памятника расположен мавзолей.
 Жители Ульяновской области внесли свой достойный вклад в борьбу за победу над злобным врагом.
 Тысячи посылок отправили на фронт и в освобождённые от врагов районы труженики Ульяновской области.
Заполни в таблице пустые графы, подобрав по 2 слова из текста на каждую орфограмму. Подчеркни орфограммы.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением Парные согласные
в конце слова Удвоенные согласные
Выпиши из текста 2 слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. Укажи количество букв и звуков в этих словах.
1) _______________________ - ______ букв, ______ звуков;
_______________________ - ______ букв, ______ звуков.
Когда была Великая Отечественная война? Запиши.
а) Дата начала и окончания войны - ________________________годы;
б) В каком веке это происходило? Запиши римскими цифрами.
____________________________________________________________;
в) Сколько лет длилась эта война? ____________________________________________________________;
Мемориал в Берлине возводился в течение трех лет. Запиши, сколько месяцев шло его возведение.
_____________________________________________________________
Какая страна начала Великую Отечественную войну? Подчеркни верный ответ.
Польша, Англия, Венгрия, Германия, Италия, Россия, Испания.
Найди необходимую информацию в тексте и запиши, где стоит памятник советскому солдату?
а) страна _____________________ б) город ____________________
в) местоположени в городе ______________________________________________
г) Какое значение имеет этот памятник? Выпиши из текста предложение, подтверждающее твой ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) Куда записывают имена наших земляков-героев? __________________________________________________________________________Найди и обозначь на карте-схеме Ульяновской области город Ульяновск.

Напиши:
В какой стране находится Ульяновск?
_________________________________________________________
_Какое ещё историческое название имеет наш город?
__________________________________________________________
Какие реки протекают в Ульяновской области?
__________________________________________________________
Какие города и другие населённые пункты расположены в Ульяновской области? Напиши 3 названия.
___________________________________________________________
Отгадай год переименования Симбирска в город Ульяновск по описанию. Запиши полученное число.
Первая цифра на восемь меньше, чем вторая.
Четвёртая цифра - это удвоенная третья и на 3 больше первой.
Ответ: ___________________.
Ответы и критерии оценивания

задания Решения и ответы к заданиям Критерии оценивания
7 абзацев. 1 балл
Навечно останется в памяти ульяновцев подвиг Александра Матросова, который во имя победы закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. 2 балла, если ответ соответствует поставленному вопросу, но при списывании допущены ошибки.
4 балла, если правильно подобрано предложение и списано без ошибок.
4. Свой посильный вклад в разгром врага внесли и дети.
1. В основании памятника расположен мавзолей.
2. Жители Ульяновской области внесли свой достойный вклад в борьбу за победу над злобным врагом.
3. Тысячи посылок отправили на фронт и в освобождённые от врагов районы труженики Ульяновской области. За верно указанный порядок предложений — 4 балла.
За каждую ошибку снижается
1 балл.
За каждую правильно заполненную графу таблицы — 2 балла
(по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово).
Всего — 6 баллов.
1 балл — за каждое правильно выписанное слово.
1 балл — за верно указанное количество букв в каждом слове.
1 балл — за верно указанное количество звуков в каждом слове. Всего — 6 баллов.
а) 1941 - 1945 годы
б) XX век
в) 4 года 3 балла - за правильно вписанные числа;
12 3 = 36 (месяцев) 2 балла за правильный выбор действия при решении задачи и 1 балл за безошибочное вычисление.
Всего 3 балла.
Германия 2 балла за правильный ответ.
А) Германия;
Б) Берлин;
В) Трептов-парк;
Г) Этот памятник стоит как символ вечной благодарности простых людей мира советским воинам-освободителям.
Д) Об их подвигах рассказано в Книге памяти – энциклопедии жизни героев-земляков Ульяновской области. 2 балла за каждый правильный ответ.
Всего 10 баллов.
Примечание. За каждую орфографическую или пунктуационную ошибку, допущенные при записи, снижается 0,5 балла.
1 балл за правильный ответ.
1) в России;
2) Симбирск;
3) Волга, Свияга
По 1 баллу за каждое правильно подобранное и записанное название.
Примечание. За каждую орфографическую или пунктуационную ошибку, допущенные при записи, снижается 0,5 балла.
1924 год 3 балла
Приложение 5
«Баллада о родном крае»
«Баллада о родном крае» написана поэтами, краеведами, филологами всей Ульяновской области 10-12 декабря 2013 года. В ходе уникального флешмоб-марафона им было предложено в стихотворной форме описать достопримечательности своего района. Начало и конец «Баллады о родном крае» написал Николай Марянин, который позже собрал воедино и отредактировал «районные» отрывки.
Баллада о родном крае
1. Славу России в веках умножая,
Эта земля нам с рожденья дана:
Воздух просторов Симбирского края
Дышит историей Карамзина!
Дорог нам слог летописного слова,
Пластовский облик лесов и полей,
Голос Языкова и Гончарова,
В небе над Волгой - полёт журавлей…
Дух этих мест и смирен, и мятежен,
В нём – наших предков душевный порыв:
Здесь из-за острова плыли на стрежень
И поднимались на волжский обрыв,
Вдаль устремляли свой взор, замирая,
И находили в симбирской глуши
Образ аксаковский отчего края –
Аленький нежный цветочек души…
2. Сурской земли – нашей родины малой –
Летопись много событий хранит:
Здесь Промзино в стороне одичалой
Царь Иван Грозный поставил, как щит…
Чтобы кристальной водицы напиться,
Чистого воздуха выбрать дары,
Летом сюда пол-России стремится -
Живы легенды Никольской горы!
Тропки к колодцам святым приглашают,
И от часовни молитвы слышны…
Здесь наш покой до сих пор охраняют
В тихой аллее – герои войны!
Сурское нашим отечеством стало,
Где у творцов обостряется слух:
Малая родина – это не мало,
Жив если в ней вдохновения дух!
3. Герб наш районный - спираль аммонита,
Здесь и свежа, и целебна вода,
Недра богаты, земля знаменита,
Дружбой народ отличался всегда…
В Ундорах древностью веет с откосов,
Драму Ивашева знает страна,
С ним и Каштанкин, Джорджадзе, Матросов -
Наши герои на все времена!
Помним и славим отцов мы и дедов,
Любим детишек весёлый шумок:
В сказке и радость, и горе изведав,
Ждёт нас в усадьбе своей Колобок!
Главная есть у района примета –
Тоже, как область, Ульяновский он:
Славься вовеки, на многие лета,
И процветай, наш любимый район!
4. Царским указом, велением свыше,
Чтоб оградиться засечной чертой,
Здесь Хитрово и сподвижников тыщи
Крепость Карсун возвели над рекой…
Чтоб среди мирных полей междуречья,
В сёлах от Волги и до Барыша
Разных племён и народов наречья
Переплетались. И крепла душа!
Выдержать можно и войны, и глады:
Что нам кочевник? Что Наполеон?
Светлый родник овевает прохладой
Ель, что сам Пушкин сажал под холмом!
Старше Симбирска на годик всего лишь,
Мудрый Карсун – украшенье земли:
Лености праздной ни дня не позволишь,
Музы приют себе здесь обрели…
Как подтверждение жизненных истин,
Как посвящение будущим дням,
Жизнь воспевают творцы своей кистью,
Души раскрыв и холстам, и стихам.
Знает планета про детскую школу -
Юных художников творческий дом…
На стадионе – занятья  футболом,
А на катке был Третьяк-чемпион!
Скоро уже и бассейн будет новый,
Вырастет смена здоровых пловцов…
Помнить вовеки карсунцы готовы
Подвиги ратные наших отцов.
Эвакогоспиталь в грозное время,
В мирные годы в Сосновке – курорт…
Юных кадетов весёлое племя
Славит героев, что помнит народ!
Чтим и «афганцев», парней из Карсуна,
Игорь и Женя - им память светла:
Родина наша, в душе твоей юной
Светом над храмом горят купола…
Звонкий Языков и Пластов великий,
К ним экскурсантов потоки не счесть:
Пусть же цветёт наш район многоликий,
Краю Карсунскому – слава и честь!
5. Назван Симбирском. Стоял на границе.
Только Россия державно росла
До океана. Теперь от столицы
Необозримая ширь пролегла.
Промыслом Божьим творились веками
Слово и дело. Блаженный Андрей
Город хранит, что рождён казаками
И возвеличен трудами людей.
Солнцем поэзии край весь пропитан,
Слог Гончарова ласкает наш слух…
Пушкинский конь, знать, ударил копытом,
В землю вселяя Языковский дух.
Мудрости клад здесь издревле заложен:
Дмитриев блеском сатиры пленял,
Следом Минаев в наитии схожем
Вкус его едких сатир перенял...
Здесь на века их прописаны лики,
А впереди – во весь рост – Карамзин,
Наш симбирянин, историк великий,
Славной России достойнейший сын!
То поэтическим голосом нежным
Пела Симбирская наша земля,
То разрывалась набатом мятежным
Аж до столичных покоев Кремля…
Назван Ульяновском град междуречья
В память трибуна, вождя, земляка:
Бронзовый Ленин, пронзающий Вечность,
К равенству, братству взывает рука!
Много великих бойцов и героев
Были Симбирской землёй рождены,
Тех, кто домой не вернулись из боя,
Жизни отдав за свободу страны.
Тех, кто ковали Победу руками,
Стёртыми в кровь у станков заводских,
Где наш УАЗ укреплял её знамя
Мощью своих вездеходов стальных.
Здесь поднимались цеха и заводы
В славе Ульяновской нашей земли,
«Авиастара» гигантские своды
Нового Города окна зажгли…
Век двадцать первый! Наш город взрослеет -
Сколько улыбок счастливых людей!
Славный Венец с каждым днём хорошеет -
Много фонтанов, тенистых аллей…
Строится город, а сквер Карамзинский
Снова в цвету. Бой старинных часов
Слышат скульптуры, дворцы, обелиски,
Храмы в сияньи своих куполов…
Мост Губернаторский. Смелые планы.
Вузы. Лицеи. Суворовцев строй.
«Авиастар», в его небе – «Русланы».
Город родной, мы гордимся тобой!
6. Павловский край родниками нам дорог,
Яркой красою безбрежных лесов…
Доктор Бржозовский, писатель Панфёров -
Это история славных веков!
С ними герои - Викулов, Захаров,
Шутов, Чекашкин,  Бодряшкин, Малов,
И генералы - Ежков и Шестаев,
И хлеборобы - Панфёров, Станков,
Зинин – художник, и скульптор – Буслаев,
И Николаева – светлый поэт,
Трифонов – бас, педагог – Мустакаев,
Снова Панфёров – теперь краевед,
Тувины, Шишкин – отряд музыкантов:
Всех перечислить, увы, не смогли…
Щедрая россыпь умов и талантов
Южного края симбирской земли!
Наша глубинка сильна и красива,
Добрых народных традиций полна…
Павловский край – это наша Россия,
Это - российской души глубина!
7. Там, где в зеркальную гладь Черемшана
Смотрит задумчиво сказочный лес,
Статные сосны и светлые храмы
Красят старинный посад Мелекесс…
В час, когда флаги алее зарницы
Ярко и гордо пылали над ним,
Звонкое имя с далёкой Марицы
Вёз побратиму Болгарии сын.
Димитровградом зовётся отныне
Город талантов и творческих сил:
С верой, что живы «не хлебом единым»,
Нам помогает святой Гавриил.
Время меняет фасады и лица,
Мчит, обновляя фабричный коллаж…
Новому городу есть чем гордиться,
Знает Россия ДААЗ и «Химмаш»!
Здесь НИИАР делит атом на части,
Смелых идей ускоряя разбег…
Знал ли Курчатов про ядерный кластер,
Мысленно шествуя в нынешний век?
В ритме культурной столицы Поволжья
Дышит сегодня промышленный град,
Щедро увенчан он милостью Божьей,
Славой великих традиций богат!
8. Вольно на старокулаткинских нивах
Хлеб колосится и зреет успех,
Множатся гроздья мгновений счастливых,
Слышится детский заливистый смех…
Храбрых героев Победы восславив,
Память о них мы несём сквозь года:
Здесь Хусаинов, Аипов, Нугаев
И Ильгачёв – будут с нами всегда!
Яркий Навруз, праздник нашего края:
Будь, урожай, и народ, торжествуй…
Новых героев труда прославляя,
В Старой Кулатке гремит Сабантуй!
9. Инзенский край в тишине притаился,
В царстве лесов и бескрайних полей:
Здесь Ознобишин великий родился,
Славя Отечество лирой своей!
Наше Юлово – жемчужина края,
Озеро блещет своей красотой…
Диатомитом отчизну снабжая,
Славится в мире район наш родной!
10. Край Кузоватовский – чудо-просторы
Возле истоков Свияги-реки,
Сказка лесная, манящая взоры,
Зотово озеро и родники…
Здесь всей России известны обломки
Баевской окаменелой сосны:
Верим, что будут гордиться потомки
Малой частицей великой страны!
11. В северных далях Симбирского края
Расположился Цильнинский район:
Нивы безбрежные, сила земная,
Кущи садов и слиянье времён…
Здесь подружились Бирюч со Свиягой,
Русский, татарин, чуваш – все родня:
Честным трудом, мастерством и отвагой
Славится добрая наша земля!
12. Родина малая! Даль золотая!
Лик Богородицы в речке нашли:
Жадовской пустыни сила святая -
Маленький остров симбирской земли…
Из Барыша шли на фронт эшелоны:
Скатка-шинель – для солдата броня!
Каждое зёрнышко – в фонд обороны.
Выжил район. И воспряла страна.
Здешней водою питается Волга,
Лес посылает сосновый поклон…
Счастье в барышской сторонке – надолго,
Если ты в землю родную влюблён!
13. Пахнущий клевером и медуницей,
Этот заволжский родной уголок
В старых преданьях – подрайской землицей
Мудрый народ не напрасно нарёк...
Здесь, на величественном Черемшане,
Мы уж четыре столетья живём,
И хоть по паспорту все россияне,
Край Мелекесский отчизной зовём!
Как неизбежно сливается с Волгой
Мощь Черемшана на лике герба,
Так и с Россией историей долгой
Слита поволжских народов судьба!
14. Здесь, в самом сердце Симбирского края,
Есть небольшой городок Сенгилей:
Славит история трёхвековая
Доблестный труд и уменье людей…
Блинной его называют столицей,
Здесь музыканты, поэты творят:
Родина наша, воздай нам сторицей,
Пусть процветает в веках город-сад!
15. Мы дорожим Тереньгульским районом,
Краем умельцев, героев, творцов…
Трудятся здесь по российским законам,
Множа бессмертную славу отцов!
Дом Перси-Френч, заповедник «Кучуры»,
Парки Голицыных тайной полны…
Всё это – ценность симбирской культуры
И достоянье великой страны!
16. Будь гостем желанным озёрного края,
Воды родниковой с ладони испей,
И перед тобою, шелками играя,
Раскинется даль чердаклинских степей!
Часовни и храмы, булгарские камни,
И рвы Белоярской засечной черты, -
Всё то, что укрыто седыми веками,
Душою и сердцем почувствуешь ты…
17. В каждом живёт своя малая родина,
Где нас и любят, и ценят, и ждут:
Здесь разрослась в огороде смородина,
И в палисаднике астры цветут…
Майнский район, ты – сторонка родная,
Где свежий ветер летит наобум,
И пастушок, на свирели играя,
Утренний лес пробуждает от дум…
Сердце трепещет – какие здесь зори!
Солнце садится – закат ворожит,
Птицы поют, забывается горе, -
Каждым мгновеньем душа дорожит!
18. Золотом впишем в историю края
Гордое имя – Базарный Сызган:
Светом духовности мир озаряя,
К небу стремится Солунского храм…
Край благодатный, привольный, красивый
Память о прошлом в сердцах бережёт;
Песенный, мудрый и трудолюбивый
В нашем чудесном районе народ!
19. А над Новомалыклинским районом
За Черемшаном восходит заря:
Хлебные нивы в огне золочёном,
Словно вдохнули в зерно янтаря…
Дружной семьёй и в порыве едином,
Светлый, любимый, отеческий край,
Смело веди нас к высоким вершинам,
Родину нашу трудом прославляй!
20. Край наш Радищевский, солнцем согретый,
Терешкой-речкой омытый слегка,
Лирой Давыдова ярко воспетый,
Гордо шагает вперёд сквозь века…
Здесь колосятся поля золотые,
Добрые люди в согласье живут,
Алых лазорек луга неземные
Им по весне свои гимны поют!
Здесь, где цветут луговые пионы
И говорок над домами завис,
После крушения Наполеона
Жил в Верхней Мазе Давыдов Денис…
Память в душе – словно чистая нота,
Храбро умел он французов громить:
Славу героя, творца, патриота
Вечно радищевцы будут хранить!
21. Волга раздольная, вольная Майна,
Быстрая Утка, студёный Урень:
Отчего края заветная тайна,
Свет милых сёл и родных деревень…
Сказки рассказывал здесь Новопольцев,
И Кандалый воспевал этот край,
Слушал Неверов под звон колокольцев,
Как гуси-лебеди кличут из стай!
Тихие заводи, хлебные нивы,
Рыбные плёсы, грибные места –
Родины нашей простые мотивы
И сокровенная наша мечта…
Люди добры и земля урожайна,
Сердце стучит вдохновенно в груди:
Наша любимая Старая Майна,
Новая жизнь у тебя впереди!
Край плодородных полей и лугов,
Волжских заливов, сосновых боров,
Светлая грусть родниковых озёр –
И очищающий душу простор…
Песня в симбирском Заволжье звенит,
И первозданность Россия хранит:
Славься делами, в веках процветай,
Наш Старомайнский чарующий край!
22. Новоульяновск, где льётся атласом
Волжский простор вдоль лугов заливных,
Славился издревле Яблочным Спасом
И высотой своих гор Меловых…
Край удивительный, город строителей,
Музыка слышится в шуме цехов:
Славим мы труд и судьбу твоих жителей,
Пышность садов и победы отцов!
23. Глубинка России, Вешкайма родная
Второе столетье средь сосен цветёт:
Здесь скачет сквозь время дивизия Гая,
И память о грозной «чапанке» живёт…
Достойно творим и гордимся тобою,
Цветочный, медовый, берёзовый рай:
Мы связаны славной единой судьбою,
Вешкаймский район – удивительный край!
Не нежная лань, а двужильный коняка -
В работе мозольной, в стихии войны
Вешкайма привыкла пахать, а не плакать,
На смену отцам подрастают сыны…
Суровые будни Вешкайму взрастили,
Упорство ковалось в годинах лихих:
Теперь она гордо расправила крылья,
Дерзая во славу просторов своих!
24. Герб наши символы зримо являет:
В волжском просторе - лазоревый щит,
Небо серебряный столп подпирает,
И на вершине корона горит…
Щитодержатели - львы золотые:
В лапах и сноп, и карающий меч,
Снизу - дубовые ветви святые,
Чтобы уметь нашу силу сберечь,
И шестерня с продуктивностью долгой,
И голосов несмолкаемый хор, -
Словно серебряной чайкой над Волгой
Край наш могучие крылья простёр!
25. Пой нам во здравие, край изобильный,
Хлебом и солью гостей угощай, -
Край самолётный и автомобильный,
Атомный и земледельческий край…
Сей - и хорошего жди урожая:
Мы будем вместе на этом пути,
Славу России в веках умножая,
Знамя божественных предков нести!
Снова с высоких откосов Венца
Родина в наши впадает сердца,
Словно вливаются в волжский туман
Майна, Свияга, Сура, Черемшан…
Здесь, в самом сердце России, живёт
Добрый, умелый и сильный народ:
Славься, твори и в веках процветай,
Край наш Симбирский, Ульяновский край!