Азбука нравственности Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников ФГОС







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Федеральный Государственный Образовательный стандарт.
«Азбука нравственности»




Автор-составитель:
Дмитриева Н.В.,
учитель начальных классов








Кемерово-2016
ПРОГРАММА
факультатива «Азбука нравственности»
внеурочной деятельности младших школьников
(1 - 4 классы)
Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель факультатива –создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.
Задачи:
-образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
-формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
-развитие толерантности в общении учащихся;
-формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» – Кузбасс;
-вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;
-воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда;

Общая характеристика факультатива
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Азбука нравственности».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место предмета в учебном плане

Факультатив «Азбука нравственности» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе: с 1 по 4 классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.

Ожидаемые результаты
Что изменится
Каким образом фиксируем, замеряем

уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;
диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

пиоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;
развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;
приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).


Умения и навыки
знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; регулярно выполнять домашние задания; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;
действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести ЗОЖ;
выглядеть опрятно и аккуратно;
осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать и гордиться символами Государства.

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса
к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.
Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация –
поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного
поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального
контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к
нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Азбука нравственности».
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений
художественной литературы – всё это нацелено на воспитание
первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, 2значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога,
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Программа включает два основных блока:
I блок –направления развития духовно-нравственного воспитания детей.
II блок – система программных мероприятий.
I. Направления развития духовно-нравственного воспитания детей.
1. Я, моя семья, мои друзья.
2. Мой язык – язык добра и света
3. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
4. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
-Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации
словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
__Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,
собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.















Тематическое планирование факультатива
«Азбука нравственности».
1 класс

Тема занятия
Колич. часов
дата


Я, моя семья, мои друзья.
7ч.


1
Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника»



2
Как правильно отдыхать.



3
«Это теперь моя школа». Знакомство с историей школы.
1ч.


4
Об истории хороших манер.



5
Несколько известных истин. Твой внешний вид.



6
К тебе гости. Наши праздники.



7
Культура речи. Домашняя библиотека.




Мой язык – язык добра и света.
10ч.


1
Парад сказочных героев.



2
Праздник «Язык родной, дружи со мной!»



3
Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения).



4
Инсценировка русских народных сказок.



5
Заочная экскурсия в картинную галерею.



6
Беседа о русских художниках «Нарисовал художник сказку».



7
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»



8
Конкурс поделок «Лесные диковинки на елке».




Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
10ч


1
Практикум «Что я должен делать в классе».
1ч.


2
Конкурс «Самый чистый кабинет».
1ч.


3
Изготовление подарков будущим первоклассникам.



4
Конкурс рисунков «Кем быть?»



5
Народные промыслы. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства, народов, населяющих Кузбасс.



6
Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда».



7
Старты надежд «Вперед, мальчишки!»



8
Зимние забавы «Быстрые санки».



9
«Умелые руки не знают скуки» выставка сувениров, сделанных учащимися для мам и бабушек.



10
Беседа «Шкатулка добрых дел».




Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.



1
Беседа «Дружи с водой»



2
Комплекс упражнений «Чтобы глаза хорошо видели».



3
Беседа – практикум «Витамины –наши друзья».



4
Встреча со школьным врачом «полезные и вредные привычки».



5
Праздник «Веселые старты».



6
Час откровения «Научись радоваться успеху одноклассников».




Итого:
33ч












2 класс.

Тема занятия
Колич.
часов
Дата


Я, моя семья, мои друзья.



1
Дискуссия «Зачем я хожу в школу?»



2
«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося).



3
Беседа «Что я знаю о своей школе?»



4
Откуда взялись правила поведения? -беседа



5
Несколько известных истин «Ты хочешь быть красивым».



6
Традиции воспитания в России «Чувство времени».




Мой язык – язык добра и света.
16ч


1
Литературная гостиная «Встреча с писателем».



2
Конкурс чтецов «Любимые герои сказок А.С.Пушкина».



3
Заочная экскурсия в картинную галерею «Н.Пименов, Б.Кустодиев, М.Врубель».



4
Конкурс рисунков «Любимая сказка».



5
«Умелые руки не знают скуки» - оформление новогоднего убранства класса.



6
Изготовление снежинок.



7
Народные промыслы – поделки «Семейные посиделки».



8
Шкатулка добрых дел «За что я отвечаю».



9
Этическая беседа «Недопустимость кличек и прозвищ».



10
Час откровения «Какой я друг?».



11
Уроки самоделкина «Это дело наших рук». Кормушки для птиц.



12
«Как ты к себе относишься»




Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
12ч


1
Защитники земли русской «День защитников Отечества».



2
Спортивный праздник «А ну-ка, мальчики!».



3
Уроки самоделкина «Подарки для родных к празднику «8 Марта».



4
Беседа «Предупреждаем травматизм».



5
Беседа врача «Как уберечься от простуды».



6
Тест «Как ты к себе относишься?».



7
Час откровения «Никогда, никому не завидуй».



8
Конкурс «Здоровье и дружная семья».



9
Умелые руки – поделка «Весеннее настроение».



10
Экскурсия в парк имени В.Волошиной «Все птицы в гости к нам».




Итого:
34ч















3 класс.

Тема занятия
Колич. часов
Дата


Я, моя семья, мои друзья.
9ч.


1
Откровенный разговор «Что в школе хорошо, а что мне не нравится»,



2
«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося).



3
Конкурс рисунков «Моя школа».



4
Практикум «Каким я себя вижу?».



5
Беседа «Прислушайся, как ты разговариваешь?».



6
Традиции воспитания в России. «Когда вам люди говорят спасибо».



7
Праздник – викторина «Будьте добры».




Мой язык – язык добра и света.



1
Библиотечный урок «Дар Владимира Ивановича Даля». Знакомство со словарем.



2
Конкурс чтецов «Осенние тайны».



3
Олимпиада «Знаешь ли ты русские народные сказки?».



4
Беседа о русских художниках (М.Васнецов, Билибин, А.Саврасов).



5
Конкурс рисунков «Сказки Пушкина».



6
Выставка «Русские фонарики для любимой елки».




Дерево сильно плодами, а человек – трудом.



1
Практикум «Кем я буду, когда вырасту».



2
Акция «Книжкина больница».



3
Изготовление книжек – самоделок для малышей.



4
Спортивный праздник «Старты надежд».



5
«Зимняя фантазия» - украсим наш двор.
2ч.



Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.



1
Диспут «Что может человек?»



2
Конкурс полезных советов «Порезы, ссадины и царапины».



3
Встреча с врачом «Губительная сигарета».



4
Беседа «Смотрим телевизор».



5
Практикум «Как поступить, если ты оказался в дурной компании».



6
Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья!»



7
Тест «Доволен ли ты собой?».



8
Этическая беседа «Не будь равнодушным».



9
Конкурс стенгазет «Здоровая и дружная семья».




Итого:
34ч

















4 класс

Тема занятия
Колич.
часов
Дата


Я, моя семья, мои друзья.



1
Откровенно «Хорошо ли мне в школе, а школе от меня?»



2
Права и обязанности учащегося «Заливается звонок – начинается урок».



3
Конкурс сочинений о школе».



4
Практикум «Я отвечаю за свои поступки».



5
Этическая грамматика «До дружбы надо дорасти».



6
Практикум «Когда вам люди говорят спасибо?»




Мой язык – язык добра и света.
16ч


1
Брейн – ринг «Язык наш есть тайна».



2
Библиотечный урок «Михаил Гоголев – кузбасский писатель».



3
Чтение стихов «Кузбасские поэты – детям».



4
Беседы о русских художниках (И.Левитан, И. Репин, В. Серов).



5
«Зимняя фантазия» - украсим наш двор.



6
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.



7
Дискуссия «Природа и мы».



8
Защита проектов «Народные традиции и обычаи.



9
Встреча с участниками локальных войн «Защитники Родины».



10
Практикум «Их именами названы улицы родного города» ( о героях – защитниках Отечества).




Дерево сильно плодами, а человек – трудом.



1
Дискуссия «Почему так говорят: делано наспех – сделано насмех?»



2
Практикум «Самый чистый кабинет».



3
Выставка прикладного творчества «Умелые руки».



4
Шкатулка добрых дел «зимующим птицам – наша забота» (птичьи кормушки).



5
Изготовление игрушек для детей – сирот «Помоги ближнему».




Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.



1
Клуб «Неболейка» Как живет организм?



2
Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство».



3
Встреча с врачом «Наркомания – катастрофа».



4
Этическая беседа «Ты против лжи, нечестности».



5
Тест «Ты и твой характер».




Итого:
34ч
















Список литературы для учителя
Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
Валеев И.И.Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
Игра как педагогическое средство. / И.В. Батракова. Вологда, ВГПУ, «Русь», 1998.
Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. – Псков, 1997.
Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
Козлов Н. Философские сказки. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1994.
Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.

Список литературы для обучающихся
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек».
Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории».
Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик».
Артюхова Н. «Трусиха».
Атнабаев А. «Край мой».
Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю».
Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине».
Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка – добрая душа»
Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин».
Биишева З.А. «Колесница-летунья».
Богданов Н.А «След человека».
Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица».
Бунин И.А. «Матери».
Винокуров Е.М. «Мальчики».
Волков В. «Волшебник Изумрудного города».
Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Совесть», «Чук и Гек».
Гарипов Р. «Жаворонок».
Дик И. «Красные яблоки».
Добронравов Н. «Если отец герой!».
Драгунский В.Ю. «Друг детства», «Тайное становится явным».
Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова».
Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет», «Люди сильны друг другом».
Емельянов Б. «Мамины руки».
Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
Игибаев А. «Вы не верьте».
Карим М. «О березовом листе».
Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
Клюев Е. «Сказки простого карандаша».
Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей».
Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так».
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»).
Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался».
Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
Носов Н.Н. «Весёлая семейка».
Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович».
Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки».
Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы».
Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама».
Пляцковский М. «Мама».
Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина».
Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина».
Пушкин А.С. Сказки.
Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
Симонов К.М. «Родина».
Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом».
Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филиппок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже».
Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
Яковлев Ю. «Мама»
15