Программа дополнительного образования Школа юного робототехника для детей старшего дошкольного возраста


Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
-2349574133«учебно-программные издания»
00«учебно-программные издания»
Программа дополнительного образования
научно-технической направленности
«Школа
юного робототехника»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Ненева Е.М., преподаватель
ГПОУ СГПК им. И.А. Куратова
Сыктывкар ► 2016 ◄ ГПОУ «СГПК»

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Школа юного робототехника» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей.
Программа может быть реализована как в рамках дополнительного образования детей на базе ГПОУ СГПК им. И.А. Куратова, так и в рамках основной общеобразовательной программы дошкольной организации в пределах образовательного стандарта, а также в рамках программ дополнительного образования детей, реализуемых в ДОО.
Направленность программы по содержанию – научно-техническая, по функциональному предназначению – учебно-познавательная, по форме организации – групповая, по времени реализации – годичная.
Вид программы – модифицированная программа, составленная на основе Примерной парциальной образовательной программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности (Учебно-методический центр РАОР, Москва, 2016).
Новизна программы состоит в том, что представлен алгоритм работы с детьми на основе линейки конструкторов Huna-MRT (конструкторы MRT Basic, MRT Junior). Возможность присоединения блоков с шести сторон позволяет создавать по-настоящему трехмерные модели реального мира и предметно-игровой среды для обучения и развития ребёнка.
Актуальность программы обусловлена, с одной стороны, интересом общества охватить детей различными формами работы, способствующими формированию технической грамотности, начиная с дошкольного детства, с другой стороны, недостаточной представленностью в образовательных программах дошкольного образования видов деятельности и компонентов предметно-пространственной среды, способных пробудить интерес дошкольника к науке и технике. Образовательная робототехника отличается от игр с конструкторами или роботами тем, что направлена, в первую очередь, на создание благоприятных условий для приобщения детей к техническому творчеству, формированию у них первоначальных технических навыков, знакомству с основами строения технических объектов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с линейкой конструкторов Huna-MRT обеспечивает реализацию «специфически детских» видов деятельности детей дошкольного возраста – игровой и конструктивной, а также является средством развития конструктивной деятельности детей.
Цель программы – изучение основ робототехники, овладение навыками начального технического конструирования.
Задачи программы:
Познакомить с основными компонентами конструктора Huna-MRT.
Научить использовать готовые инструкции – схемы и поэтапно собирать модель.
Научить подсоединять модель к электронным частям.
Развивать лидерские качества и коммуникационные навыки в небольших группах.
Развивать творческие способности и логическое мышление детей.
Развивать мелкую моторику руки.
Отличительная особенность программы – программа ориентирована на изучение основ робототехники без применения программируемых устройств. Преимуществом образовательных конструкторов Huna-MRT перед большинством аналогичных конструкторов является отсутствие необходимости программировать поведение создаваемых конструкций, при этом наличие электронных элементов (датчиков, моторов) позволяют создавать огромное разнообразие движущихся моделей и изучать основы робототехники. Дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма и написание программы.
Возраст детей – программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Сроки реализации – программа рассчитана на 1 учебный год (56 занятий).
Форма организации занятий – групповая (2-3 человека на комплект). Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Длительность занятий – 30 минут, самостоятельная игровая деятельность 15 минут.
Количество занятий в неделю – 2 раза.
Количество обучающихся в группе: 7-9 человек.
Ожидаемые результаты:
Возраст Показатели
5-7 лет знает и называет основные детали конструктора (название, назначение, особенности);
осуществляет без помощи взрослого подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету).
самостоятельно определяет количество деталей в конструкции моделей;
самостоятельно воспроизводит технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
самостоятельно конструирует, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
самостоятельно подсоединяет двигатель к левому или правому разъему;
самостоятельно подсоединяет аккумулятор к разъему питания;
самостоятельно анализирует, планирует предстоящую практическую работу, осуществляет контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно создает различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.
Способы определения результативности:
Критерии Критерии оценивания
1 балл 2 балла 3 балла
Знание основных элементов конструктора, способов их соединения. Ребенок неправильно называет детали, неправильно использует способы соединения, отказ от помощи взрослого. Ребенок испытывает затруднения, использует подсказку взрослого Ребенок правильно называет все элементы и способы их соединения.
Навык подбора необходимых деталей Ребенок неправильно подбирает детали, отказывается от помощи взрослого Ребенок испытывает затруднения, использует подсказку взрослого Ребенок без ошибок подбирает необходимые детали
Умение использовать схемы, инструкции в процессе сборки Ребенок неправильно собирает по схеме, инструкции, отказывается от помощи взрослого. Ребенок самостоятельно по схеме собирает модель, имеются неточности, использует подсказку взрослого Ребенок правильно собирает по схеме, в процессе сборки модели может изменить некоторые детали на подобные.
Навыки работы с электронными элементами конструктора. Ребенок неправильно подсоединяет электронные элементы к разъёму питания, отказывается от помощи взрослого. Ребенок самостоятельно подсоединяет электронные элементы к разъёму питания, имеются неточности, использует подсказку взрослого Ребенок правильно подсоединяет электронные элементы к разъёму питания.
Создание проекта Ребенок отказывается от создания проекта. Ребенок ставит перед собой задачу, подбирает необходимые инструменты для реализации, создает модель, использует подсказку взрослого Ребенок самостоятельно готовит проект, проводит анализ результатов.
Уровни овладения результатами освоения программы: низкий – от 1,0 до 1,7 баллов, средний – от 1,8 до 2,3 баллов, высокий – от 2,4 до 3,0 баллов.
Формы проведения итогов: выставка детских работ, открытое занятие.
Учебно-тематический план
№ Тема
занятия Длительность занятия Дата
1 Кики, мой друг. 30 мин октябрь
2 Волшебный мост в страну «КиккиЛэнд». 30 мин 3 Упрямый козлёнок. 30 мин 4 Жираф. 30 мин 5 Краб. 30 мин 6 Страус. 30 мин 7 Морские обитатели страны «КиккиЛэнд». 30 мин 8 Конструирование по замыслу. 30 мин 9 Доверчивый барашек. 30 мин ноябрь
10 Царь-зверей Лев. 30 мин 11 Лиса. 30 мин 12 Муравей. 30 мин 13 Ленивый кузнечик. 30 мин 14 Гитара. 30 мин 15 Материнская плата. 30 мин 16 Кролик. 30 мин 17 Играем с роботом. 30 мин декабрь
18 Храбрая лягушка. 30 мин 19 Самолет. 30 мин 20 Автомобиль. 30 мин 21 Трехколесный велосипед. 30 мин 22 Вертолет. 30 мин 23 Вертолет. 30 мин 24 Корова 30 мин 25 Черепаха. 30 мин январь
26 Лягушка. 30 мин 27 Робот-крокодил 30 мин 28 Робот-собачка. 30 мин 29 Качели 30 мин 30 Дом фермера. 30 мин 31 Робот-лодка. 30 мин 32 Оленья упряжка 30 мин 33 Робот-улитка. 30 мин февраль
34 Робот-цыплёнок. 30 мин 35 Робот-мышь 30 мин 36 Робот-орёл 30 мин 37 Робот-автомобиль 30 мин 38 Аттракцион «Колесо обозрения» 30 мин 39 Аттракцион «Чашки» 30 мин 40 Карусель 30 мин 41 Пляжное кресло, подставка для книг. 30 мин март
42 Волк 30 мин 43 Загородный домик 30 мин 44 Робот-рулетка 30 мин 45 Весы (принцип рычага) 30 мин 46 Робот-мельница 30 мин 47 Балансирующие качели 30 мин 48 Робот-качели30 мин 49 Горка 30 мин апрель
50 Робот-подъемный кран 30 мин 51 Робот-эвакуатор 30 мин 52 Робот-лифт 30 мин 53 Робот-кролик 30 мин 54 Робот-электроудочка 30 мин 55 Открытое занятие. Робот-рыба 30 мин 56 Итоговое занятие. Проект «Роботы-помощники». Выставка работ. 30 мин Содержание программы
№ Тема Содержание занятий Дата Длительность занятия
Конструктор Huna Kicky BasicБазовый уровень 1 октябрь 1 Кики, мой друг. Знакомство с конструктором Huna, с названиями (блок, вал, втулка) и функциями деталей. Соединение деталей. Игра «Найди пару». Подготовка рабочего места, правильное и рациональное размещение инструментов и материалов, уборка рабочего места. Правила безопасности при сборке роботов. 30 мин
2 Волшебный мост в страну КиккиЛэнд. Различные конструкции мостов. Прочность – основной закон архитектуры. Изготовление моста по технологической карте. Игра «Что прочнее». 30 мин
3 Упрямый козлёнок. Сказка «Два упрямых козлёнка». Инструкция по сборке козлёнка. Игра «Кто как говорит». 30 мин
4 Жираф. Сказка «Жмурки» (отличительные особенности животных). Понятия «высокий», «низкий». Сборка жирафа, подбор основных деталей. Игра: «Соедини части тела животных». 30 мин
5 Краб. Сборка краба с двумя клешнями, подбор основных деталей. 30 мин
6 Страус. Сборка страуса, подбор основных деталей. 30 мин
7 Морские обитатели страны КиккиЛэндСборка роботов без инструкции. Игра «Найди морепродукты». 30 мин
8 Конструирование по замыслу. Содержание будущей постройки, тема постройки, общее описание постройки. 30 мин
Базовый уровень 2 ноябрь 9 Доверчивый барашек. Шотландский баран, его отличительные черты. Сборка барана, подбор основных деталей. Игра «Какую пользу приношу». 30 мин
10 Царь зверей Лев. Лев, его отличительные черты. Сборка робота-льва. Игра «Найди недостающие части». 30 мин
11 Лиса. Повторение сказок, где один из героев – лиса. Сборка лисы. Анализ образца, выделение основных частей животных. 30 мин
12 Муравей. Рассказ «Муравей и кузнечик». Сборка муравья. Игра «Трудолюбивые муравьи». 30 мин
13 Ленивый кузнечик. Сборка кузнечика. Игра «Узнай по тени». 30 мин
14 Гитара. Сборка гитары для кузнечика. Игра «Обведи по контуру». 30 мин
Базовый уровень 3 15 Материнская плата. Материнская плата и ее возможности. Подсоединение двигателя. Принцип механического движения. 30 мин
16 Кролик. Сказка «Заяц и лягушка». Сборка кролика. 30 мин
17 Играем с роботом. Учить подключать к роботу элементы питания и приводить его в движение. Игра с роботом. декабрь 30 мин
18 Храбрая лягушка. Сборка лягушки. Игра-аппликация «Засели пруд». 30 мин
19 Самолет. Рассказ «Давай покатаемся». Воздушный транспорт. Сборка самолета. Инструкция подключения элементов питания к самолету. Игра «Собери самолет». 30 мин
20 Автомобиль. Наземный транспорт. Сборка автомобиля. Игра–раскраска «Раскрась автомобиль» 30 мин
21 Трехколесный велосипед. Наземный транспорт. Сборка трехколесного велосипеда. Игра «Такой разный спорт». 30 мин
22 Вертолет. Воздушный транспорт. Сборка вертолета. Присоединение элементов питания. Запуск пропеллера на вертолете - вращение, трение, сила. 30 мин
23 Вертолет. Воздушный транспорт. Сборка вертолета. Присоединение элементов питания. Запуск пропеллера на вертолете - вращение, трение, сила. 30 мин
Базовый уровень 4 24 Корова Сборка коровы. Игры «Кого как зовут» 30 мин
25 Черепаха. Сборка черепахи. Игра «Кто что делает» январь 30 мин
26 Лягушка. Сборка лягушки. Игра «Что сначала, что потом» (процесс роста лягушки) 30 мин
27 Робот-крокодил История про голодного крокодила. Сборка крокодила с использованием материнской платы и двигателя. Игра «Где живет крокодил». 30 мин
28 Робот-собачка. История про жадную собачку. Сборка собаки с использованием материнской платы и двигателя. Игра «Сосчитай-ка» 30 мин
Базовый уровень 5 29 Качели Сборка качели. Понятия сзади, спереди, сбоку и т.д. Игра «Детская площадка» 30 мин
30 Дом фермера. Сборка двухэтажного дома фермера. Игра «Что из чего сделано» 30 мин
31 Робот-лодка. Сборка лодки. Игра «Продолжи рисунок» 30 мин
32 Оленья упряжка Новый вид транспорта. Сборка оленьей упряжки. Игра «Найди пару». 30 мин
33 Робот-улитка. Сборка улитки. Игра-раскраска «Раскрась домик улитки». февраль 30 мин
34 Робот-цыплёнок. Сборка цыплёнка. Игра «Пройди лабиринт». 30 мин
Базовый уровень 6 35 Робот-мышь Сборка цыплёнка. Игра «Паззлы». 30 мин
36 Робот-орёл Сборка орла. Игра «Узнай, чей след». 30 мин
37 Робот-автомобиль Сборка автомобиля. Игра «История транспорта». 30 мин
38 Аттракцион «Колесо обозрения» Сборка колеса обозрения. Анализ конструкции. 30 мин
39 Аттракцион «Чашки» Сборка вращающихся «чашек чая». Анализ конструкции. Игра «Назови соседей числа» 30 мин
40 Карусель Сборка карусели. Анализ конструкции. Игра «Что похоже на карусель» 30 мин
Конструктор HUNA KICKY Junior март 3
Средний уровень 1 41 Пляжное кресло, подставка для книг. Ферменная конструкция. Сборка пляжного кресла и подставки для книг на основе ферменной конструкции. Игра «Что прочнее» 30 мин
42 Волк Сборка волка. Модификация изделия (преобразование волка в лису, собаку, кабана, кошку). Игра «Расставь события сказки по порядку». 30 мин
43 Загородный домик Сборка домика. Игра «Такие разные дома». 30 мин
44 Робот-рулетка Сборка игровой рулетки с подключением электромотора. Игра-аппликация «Заполни мешочек» 30 мин
Средний уровень 2 45 Весы (принцип рычага) Принцип рычага. Сборка весов. Игра «Найди дорогу». 30 мин
46 Робот-мельница Принцип рычага. Сборка водяной мельницы. 30 мин
47 Балансирующие качели Понятие баланс. Сборка качелей. Игра «Кто тяжелее» 30 мин
48 Робот-качелиСборка качелей с использованием электромотора. 30 мин
49 Горка Сборка горки. апрель 30 мин
Средний уровень 3 50 Робот-подъемный кран Шкив. Типы шкивов: подвижный, неподвижный. Сборка крана с использованием электромотора, ИК датчиков. Управление моделью. 30 мин
51 Робот-эвакуатор Шкив. Типы шкивов: подвижный, неподвижный. Сборка эвакуатора с использованием электромотора, ИК датчиков. Управление моделью. 30 мин
52 Робот-лифт Шкив. Типы шкивов: подвижный, неподвижный. Сборка лифта с использованием электромотора, ИК датчиков. Управление моделью. 30 мин
53 Робот-кролик Сборка кролика с использованием электромотора, ИК датчиков. Управление моделью. 30 мин
54 Робот-электроудочка Сборка удочки с использованием электромотора, ИК датчиков. Управление моделью. 30 мин
55 Открытое занятие.
Робот-рыба Сборка рыбы с использованием электромотора, ИК датчиков. Управление моделью. 30 мин
56 Итоговое занятие. Проект «Роботы-помощники». Выставка работ. Составление плана действий, применять его для решения практических задач. Анализ и оценка проделанной работы. 30 мин
Методическое обеспечение программы
Методические и дидактические материалы:
комплект инструкций и методических материалов к линейке конструкторов Huna MRT,
технологические карты, схемы пошагового конструирования,
наборы картинок с реалистичным и стилизованным изображением разных предметов в соответствии с учебно-тематическим планом работы,
презентации, учебные фильмы, тексты художественных произведений (по темам занятий),
игрушки для обыгрывания конструкций,
картотека игр с использованием конструктора Huna MRT.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы:
конструкторы Huna MRT,
сортировочные контейнеры для деталей,
компьютер (ноутбук),
проектор, экран, доска,
столы, стулья (по росту и количеству детей),
стол, стул для педагога,
стеллаж для хранения конструкторов.
Список использованной литературы:
Конструктивно-модельная деятельность детей 5-6 лет [Текст]: программа по художественному моделированию и конструированию/ авт.-сост. Е. М. Кузнецова. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016.
Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности/ Учебно-методический центр РАОР. – Москва, 2016
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки. – Москва: Творческий центр Сфера, 2015.
Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие/ Н. В. Шайдурова. – Москва: Сфера, 2008.