Целевая программа Школа молодого педагога


Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЛЫЙ ПАРУС»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
(МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Алый парус» ___________Л.Н. Черепанова
Протокол методического совета
№____от «____»_____2009 года



ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Школа молодого педагога»
Срок реализации: 2009/2010 учебный год
Еманжелинский муниципальный район
Красногорское городское поселение
2009 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….………………3
Функции различных категорий работников МОУ ДОД ДДТ «Алый парус» в контексте реализации программы……………………………………………………………….………….6
Прогнозируемые результаты……………………………………………………………………7
Основные направления деятельности…………………………………………………………..7
Список используемой литературы……………………………………………………………..9
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современные требования к педагогу дополнительного образования детей, сформулированные в нормативно-правовых документах, предполагают, что готовность специалиста – практика к организации образовательного процесса основана не только на специальной подготовке к определенному виду деятельности, и на глубоких психолого- и социально-педагогических знаниях, широкой профессиональной и общей культуре. И это не случайно, ведь деятельность педагога в сфере дополнительного образования не ограничивается работой по той или иной методике, ибо он призван формировать личность ребенка в целом, вовлекая его в творчество.
Труд педагога дополнительного образования полифункционален и включает в себя работу с ребенком в выбранном им виде деятельности: формирование его общей культуры, расширение кругозора, воспитание личностных качеств, развитие творческих способностей. Поэтому профессиональная компетентность педагога дополнительного образования также носит полифункциональный характер. Представим её в виде структуры, включающей четыре основных компонента:
личностные качества – мировоззрение, гуманистическая направленность, личная расположенность и психологическая готовность к педагогической деятельности, преданность ей;
специальную подготовку – предметные или специальные знания, практические умения в выбранной области;
педагогическую подготовку – знание научных основ организации учебно-воспитательного процесса; свободное владение практическими методами и приемами работы с детьми, умение осуществлять выбор формы взаимодействия в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка;
педагогическую культуру – широкая общекультурная подготовка, знание и выполнение норм педагогической этики, развитость рефлексивных способностей, потребность в совершенствовании профессиональной деятельности, а также в саморазвитии и самовоспитании.
В современных научно-педагогических исследованиях перспектив развития последипломного образования педагогических кадров можно выделить несколько подходов:
культурологический, способствующий совершенствованию общекультурной подготовки педагога и развитию его представлений о культуросообразности образовательного процесса;
личностно-ориентированный, позволяющий «выстроить» личный план повышения квалификации каждого молодого специалиста;
деятельностный, вовлекающий педагога в процесс самоанализа, самоопределения и самодеятельности;
моделирующий, позволяющий задать определенное содержание в соответствии с выбранной образовательной моделью;
профессиографический, определяющий содержание подготовки в соответствии с профессиограммой специалиста;
региональный, позволяющий не только ориентироваться на общие подходы к образованию педагога, но и отражать насущные региональные проблемы его подготовки.
Необходимо научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности. Все это требует умения работать по законам творчества, используя собственный потенциал. Доказано, что между развитием человека как личности и достижением профессионального мастерства, существует взаимосвязь.
Профессионально компетентным считается такой труд педагога дополнительного образования, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, результатом которой являются индивидуальное развитие, формирование мотивации к познанию и творчеству, достижение продуктивных результатов воспитанников. Профессионализм педагога определяется также, с одной стороны, соотношением его профессиональных знаний, умений и навыков, с другой, профессиональных позиций и психологических качеств.
Этапы развития педагогического профессионализма выделяет Ю.А. Бабанский:
успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (педагог – профессионал);
использование новых подходов в решении педагогических задач (педагог-новатор);
умение педагога не только предлагать новые идеи, но и научно обосновывать их эффективность (педагог-исследователь).
Возрастание профессионализма – это адаптация к профессии через овладение её высокими образцами (мастерство) к поиску нового (творчество, новаторство).
В результате диагностики уровня профессионализма педагогического коллектива МОУ ДОД ДДТ «Алый парус» были выявлены две группы педагогов:
Творчески работающие педагоги
Педагоги данной группы исследуют и модернизируют процессы педагогической деятельности, обобщают собственный опыт работы, генерируют идеи и творчески развивают их. Основной способ работы администрации учреждения с ними – изучение и пропаганда опыта работы педагогов.
Педагоги по призванию
Педагоги данной группы понимают и признают суть педагогической профессии, стимулируют психическое развитие воспитанников, переходят к практическому воплощению в своем опыте того, что освоено в теоретическом поиске.
В 2009 – 2010 учебном году с приходом молодых педагогов в учреждение возникла новая группа - педагоги – стажеры (молодые специалисты, педагоги, испытывающие затруднения в организации образовательного процесса)
Педагоги данной группы изучают научно-методическую литературу, планируют проведение занятий с учетом современных требований, уровня развития воспитанников и передового опыта педагогов МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»
Данная программа рассчитана на педагогов – стажеров, которые стоят на этапе вхождения в профессию, первого практического овладения профессиональной деятельностью, профессионально-педагогическим общением. Основная задача администрации на данном этапе – помочь молодым педагогам стать профессионально компетентными, на высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность, педагогическое общение. Программа «Школа молодого педагога» рассчитана на 2009 – 2010 учебный год.
ЦЕЛЬ программы «Школа молодого педагога» - создать условия для профессионального роста молодых педагогов в МОУ ДОД ДДТ «Алый парус».
ЗАДАЧИ:
углублять методическую подготовку и расширять педагогический кругозор начинающих педагогов;
оказать помощь в практическом овладении профессиональной деятельностью, профессионально-педагогическим общением, совершенствовать профессионально-значимые навыки и умения;
обучить закономерностям педагогического управления и самоуправления в развивающихся и саморазвивающихся системах
Целевая программа «Школа молодого педагога» помогает обеспечить процесс подготовки начинающих педагогов по вопросам психолого-педагогического, программно-методического и организационно – нормативного сопровождения образовательного процесса. Создание дополнительной образовательной программы объединения на начальном периоде работы проходит при участии методиста по учебной работе. В этот период проводятся консультации, оказывается помощь в подборе литературы, в разработке дидактических материалов.
Посещение занятий, проведение семинаров, консультаций – все это способствует обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессионально- личностной культуры педагога.
Особое внимание в работе начинающего педагога уделяется планированию воспитательной работы, изучению личности воспитанника, организации разнообразных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Установлению педагогически целесообразных отношений с родителями. Совершенствованию профессионального мастерства педагогов способствуют панорамы педагогического опыта, которые проводятся согласно годовому плану. Они позволяют педагогам проанализировать опыт коллег, осмыслить общие проблемы, приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики.
Концепция программы
Идея личностно-ориентированного подхода. Сущность идеи заключается в ориентации на создание условий для развития личности молодого педагога: его интеллектуального и творческого потенциала, отношения к миру, людям, самому себе.
Идея индивидуального подхода. Признание уникальности и неповторимости каждой личности предполагает реализацию педагогической закономерности, согласно которой достигается тем большая результативность в развитии личности, чем более эффективно осуществляется индивидуализация различных видов деятельности.
Идея коммуникативного подхода. Процесс подготовки начинающих педагогов по вопросам психолого-педагогического, программно-методического и организационно – нормативного сопровождения образовательного процесса строится в форме общения. Такие формы, как диалог, беседа, собеседование, круглый стол развивают коммуникативные качества и позволяют каждому стать субъектом коммуникативной деятельности.
Идея творческого подхода. Творчество рассматривается как уникальный механизм развития личности педагога. Непременное условие процесса подготовки начинающих педагогов по вопросам психолого-педагогического, программно-методического и организационно – нормативного сопровождения образовательного процесса – создание атмосферы творческого поиска и созидания, направленной на обогащение собственной деятельности педагога.
Идея деятельностного подхода. Сущность идеи заключается в философском положении о том, что личность формируется в самостоятельной деятельности. Процесс организован таким образом, что педагог постоянно находится в активной позиции познавательной деятельности, осваивающего систему знаний, совершенствующего имеющиеся умения и навыки.
Принципы организации деятельности
в рамках реализации программы «Школа молодого педагога»
Принцип самопознания. Программа строится таким образом, чтобы сформировать потребность педагога заниматься исследованием собственной деятельности и своих возможностей, самоанализом и рефлексией.
Принцип саморазвития предполагает построение процесса подготовки начинающих педагогов по вопросам психолого-педагогического, программно-методического и организационно – нормативного сопровождения образовательного процесса таким образом, что в результате освоения программного материала происходит переход от развития личности к саморазвитию.
Принцип самореализации. Начинающим педагогам предоставляются широкие возможности для самореализации как в познавательной, так и в творческой деятельности.
Принцип практической направленности. Программа построена таким образом, что процесс подготовки начинающих педагогов по вопросам психолого-педагогического, программно-методического и организационно – нормативного сопровождения образовательного процесса тесно связан с практической деятельностью педагога.
Принцип научности предполагает использование научных достижений в области педагогики, психологии, теории и методики дополнительного образования и воспитания
Принцип системности и последовательности предполагает формирование у педагогов знаний, умений и навыков в определенном порядке, когда каждый элемент материала логически связывается с другим.
ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
МОУ ДОД ДДТ «АЛЫЙ ПАРУС» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
Функции директора МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль.
Функции методиста по учебной работе МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»:
организация и проведение консультаций, собеседований, других мероприятий по вопросам психолого-педагогического, программно-методического и организационно – нормативного сопровождения образовательного процесса;
помощь в разработке дополнительных образовательных программ;
персональный контроль (определение профессионального уровня вновь принятых педагогов);
организация и проведение панорам педагогического мастерства согласно годовому плану, обеспечение посещения мероприятий молодыми специалистами.
Функции методиста по воспитательной работе МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»:
организация и проведение консультаций, собеседований, других мероприятий по вопросам организации воспитательной деятельности в объединениях;
организация и проведение консультаций, собеседований, других мероприятий по вопросам организации работы с родителями воспитанников объединений;
контроль за организацией воспитательной работы в объединениях.
Функции педагога – организатора:
помощь в разработке и проведении досуговых мероприятий в объединениях начинающим педагогам дополнительного образования;
Функции инструктора по физической культуре МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»:
помощь в разработке и проведении спортивных соревнований, турниров начинающим педагогам дополнительного образования;
Функции педагогов – стажистов (наставников) МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»:
курирование организации воспитательно-образовательной деятельности в объединении
помощь в ведении документации объединения
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
приобретение новых и систематизация имеющихся педагогических, культурологических и профессиональных знаний и умений;
целенаправленное и системное изучение достижений педагогической науки и психологии и других научных знаний;
знакомство с передовым опытом коллег в области организаторской, педагогической и методической деятельности;
овладение нормативно-правовыми знаниями, обеспечивающими педагогическое руководство образовательным процессом;
овладение умением управлять собственной деятельностью: эффективно обозначать цели, прогнозировать результаты, планировать, анализировать педагогическую деятельность, намечать содержание и формы деятельности;
создание творческой, благоприятной психолого-педагогической атмосферы в МОУ ДОД ДДТ «Алый парус».
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п Мероприятие Сроки Ответственный
Консультативная помощь
1 Разработка дополнительной образовательной программы июль – сентябрь методист УР
2 Разработка вариативного модуля дополнительной образовательной программы сентябрь методист УР
3 Организация детского самоуправления в объединении сентябрь – октябрь методист ВР
4 Оформление документации объединения октябрь методист УР
5 Возрастной подход в образовательном учреждении октябрь методист УР
6 Методы воспитания ноябрь методист ВР
7 Методика подготовки и проведение конкурсных мероприятий март методист ВР
8 Совершенствование системной диагностики ЗУНов сентябрь
декабрь
апрель методист УР
9 Оформление отчетной документации апрель методист УР
10 Планирование воспитательной деятельности ежемесячно методист ВР
Панорама педагогического мастерства
1 Мастер-классы:
Изготовление новогодней игрушки
Изготовление салфеток методом гильоширование
Изготовление народной куклы декабрь
январь
февраль Беляева Т.В.
Пермякова Т.А.
Беляева Т.В.
2 Открытые аттестационные занятия, мероприятия:
Досуговое мероприятие для школьников
Занятие для дошкольников «Осень в гости к нам пришла»
Спортивный праздник «К вершинам спорта»
Беседа по профилактике ПАВ
Досуговое мероприятие для школьников
Мероприятие для воспитанников среднего школьного возраста по профориентации октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
январь Иванова В.А.
Гродская Г.Ю.
Фролова И.В.
Щербакова Т.В.
Гергерт И.В.
Леонтьева Е.П.
3 Открытые занятия и мероприятия в рамках конкурса «Педагог – наставник» февраль – март
(по плану-графику) методист УР, педагоги - стажисты
Тематические педагогические советы
1 «Совершенствование деятельности педагогического коллектива МОУ ДОД ДДТ «Алый парус» в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся» декабрь методист ВР,
инструктор ФК
2 «Совершенствование работы с родителями воспитанников объединений МОУ ДОД ДДТ «Алый парус» в свете модернизации образовательного процесса» февраль методист ВР
Выставки методической и популярной литературы
1 Быть здоровым – здорово! январь инструктор ФК
2 Работа с родителями февраль - март методист ВР
3 Организация летнего отдыха апрель методист ВР
Смотры - конкурсы
1 Смотр – конкурс дополнительных образовательных программ МОУ ДОД ДДТ «Алый парус» октябрь-декабрь методист УР
2 Педагогический КВН март методист ВР, педагоги – организаторы
Кураторская работа
1 Работа педагогов – наставников с начинающими педагогами: в течение учебного года педагоги - наставники
Ф.И.О.
педагога - стажера Ф.И.О.
педагога - наставника Квалификационная категория Редько Юлия Владимировна Волкова Татьяна Васильевна Первая к.к. Горяйнова Дарья Александровна Пермякова Татьяна Алексеевна Высшая к.к. Цивилева Елена Васильевна Леонтьева Елена Петровна Первая к.к. Лапина Дарья Александровна Беляева Татьяна Викторовна Высшая к.к. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) №2, 2002 г.
Корнева Н.Г., Буева И.И. Школа профессионального роста «Успех», с. 9
Маскин В.В., Меркулова Т.В., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 72 с.
Повышение квалификации педагогических кадров (теория и практика) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 68 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)
Социально-педагогическая поддержка личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской)/Под общей редакцией профессора, доктора педагогических наук Р.А. Литвак. – Челябинск, 2001. – 105 с.
Приложения
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Возрастной подход в образовательном процессе»
Возрастной подход в образовательном процессе — учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологические особенности группы воспитанников, обусловленные их возрастным составом. Развитие, по мнению Л.С. Выготского, — процесс, в котором существует единство материальных и психических сторон, единство общественного и личного при восхождении по ступеням развития. Критериями развития являются новообразования — новый тип строения личности, ее деятельность, психические и социальные изменения, отношение к среде, ее внутренняя и внешняя жизнь, весь ход развития в данный период.
Рассматривая развитие как процесс непрерывный, Л.С. Выготский выделяет устойчивые или стабильные возрасты — молекулярные накопления и скачкообразно обнаруживаемые новообразования, приводящие к кризисам, когда ребенок в короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Кризис, возникая незаметно, обнаруживается в виде трудновоспитуемости, выпадения из системы педагогических воздействий, снижения работоспособности и успеваемости, возникновения конфликтов. Он отмечает, что ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного периода. На основании этого подхода Л.С. Выготский предлагает свою периодизацию психического развития ребенка: кризис новорожденного (0-2 мес), младенческий возраст (2 мес. -1 г.), кризис одного года, раннее детство (1-3 г.); кризис трех лет, дошкольный возраст (3-7 л.), кризис семи лет, школьный возраст (8-12 л.), кризис тринадцати лет, пубертатный возраст (14-18 л.) кризис семнадцати лет. До Л.С. Выготского все исследователи, рассматривая социальную среду, воздействующую на ребенка, или преуменьшали, или вообще не замечали обратного влияния ребенка на формирование отношений между ним и средой. Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития», под которой он понимает отношения между ребенком и окружающей его действительностью. Для каждого возраста социальная ситуация специфична, она тоже развивается и изменяется.
Изучая созревание процессов, Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития», отмечая, что все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов, будет относиться к области подражания. Область созревающих процессов составляет зону ближайшего развития ребенка.
Размышляя о развитии высших психических функций, Л.С, Выготский формулирует основные закономерности этого процесса. Во-первых, переход от непосредственных природных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, искусственным, возникающим в процессе культурного развития психических функций. Во-вторых, отношение между высшими психическими функциями является реальным отношением между людьми: коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности. В-третьих, всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах — сначала социальном, как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихологическая, затем психологическом, как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихологическая. Структура высших психических функций — слепок коллективных социальных отношений между людьми. В-четвертых, поведение индивида идентично социальному поведению. Высший фундаментальный закон психологии поведения заключается в том, что мы ведем себя по отношению к самим себе так, как мы ведем себя по отношению к другим. Подчинение своих действий собственной власти необходимо в качестве предпосылки осознания своих действий.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Особенности развития младших школьников
Особенности физического развития
Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.
Этот возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивляемость организма заболеваниям: возраст от 8 до 10 лет отличается самым низким процентом заболеваемости за все время от рождения до наступления взрослости.
Костная система младшего школьника находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте так же еще не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительные, особенно для первоклассников.
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно развивается вторая сигнальная система, при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Они испытывают большую потребность в движениях, которую необходимо по возможности удовлетворять – разрешать побегать, порезвиться после уроков, на переменах.
В итоге, можно сделать вывод о том, что уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения.
Учебная деятельность младшего школьника
Характеристика учебной деятельности.
Ребенок стал школьником. Основной его деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
С каждым днем знания учащихся совершенствуются – увеличивается количество сведений, представлений и понятий, усвоенных школьником, знания становятся все более точными, глубокими и осмысленными, ученики постепенно подходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания объединяются в определенные системы.
В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников. Хотя заучивание играет в учебной деятельности младших школьников весьма важную роль, но строить обучение на эксплуатации памяти ученика – большая ошибка. С самого начала обучения учитель старается, чтобы учащиеся осмысливали полученные сведения, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы.
Динамика отношения к учению.
Правильное отношение к учению формируется у младших школьников далеко не сразу.
Потребность стать школьником сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение «старшего» и «занятого» члена семьи. Хотя ребенок и слышит от родителей, от учителя слова о сущности и значении школьного обучения и даже может повторять, что «учиться надо, чтобы приносить пользу Родине», но на первых порах до его сознания еще не доходит глубокий смысл этих слов, он по-настоящему не понимает, зачем надо учиться.
Но вот проходит некоторое время, и ученик обнаруживает, что учение – это не своеобразная новая игра, а труд, требующий усилий, напряжения, самоограничений. Приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.
То и дело слышишь: «Не вертись», «Не мешай», «Не разговаривай». Если ко всему этому ребенок не привык, если он пользовался излишней свободой дома, родители не требовали строго соблюдения им режима, то у него часто наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.
Вскоре после начала обучения, важнейшим мотивом учения школьника постепенно становится стремление получить хорошую отметку, одобрение, похвалу учителя и родителей, желание не огорчать родных.
На первых порах многие первоклассники не понимают конкретного значения отметки, для них важен тот факт, что учитель как-то отнесся к ним, как-то отреагировал на их работу. Но, поскольку отметка сопровождается комментарием учителя, правильное понимание ее значения наступает довольно быстро. Высокая отметка становится важнейшим мотивом ученика.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед.
Эффективность обучения и воспитания младших школьников связана, в частности, с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом.
Авторитет учителя – важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Умело пользуясь им, опытный учитель успешно формирует у школьников организованность, трудолюбие, положительное отношение к учебным занятиям.
Особенности развития познавательных процессов
Восприятие.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Своего рода созерцательной любознательностью. Однако, восприятие в 1 и начале 2 класса еще весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных предметов. Часто дети выделяют случайные детали, существенное и важное не воспринимают. Словом, младшие школьники еще не умеют рассматривать предметы.
Следующая особенность восприятия в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями ученика.
Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет для школьника – значит, что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
Характерная особенность учащихся 1-2 классов – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь, дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. Однако, учитель должен стремиться и к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее яркое, менее увлекательное и занимательное, специально обращая на это их внимание.
В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной деятельностью. Благодаря обучению, восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения.
Память.
В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается все лучшее, яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.
Порой младшие школьники (особенно в первых двух классах) склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала, но делать вывод о том, что память их вообще носит механический характер было бы неверно. Осмысленное запоминание у младших школьников имеет преимущество перед механическим запоминанием. Иллюзия же механического запоминания у младших школьников объясняется тем, что они часто склонны запоминать и воспроизводить материал дословно.
Это объясняется тем, что:
Во-первых – дети не умеют пользоваться разными приемами запоминания.
Во-вторых – дословность запоминания у учащихся начальной школы объясняется также тем, что они изучают и заучивают чаще всего материал крайне сжатый и компактный.
В-третьих – они, не владея развернутой речью, не могут свободно, своими словами излагать содержание запоминаемого материала.
Склонность учащихся к дословному заучиванию учебного материала надо тактично, но настойчиво преодолевать. Под руководством учителя, школьники овладевают приемами самоконтроля при запоминании и воспроизведении.
Воображение.
Особенность воображения у младших школьников – его опора на восприятие. Ученикам 1-2 классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.
Мышление и речь.
Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представление. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, самым младшим школьникам понять трудно.
В процессе обучения мышление интенсивно развивается.
Ученик постепенно учится выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Учащиеся 1 класса отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, относящиеся к действиям объекта.
Начиная со 2 класса, школьники все больше опираются на признаки, отражающие существенные связи и отношения между предметами и явлениями.
Ученики 3 класса способны к более высокому уровню обобщения, связанному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия, устанавливают связи между родовыми и видовыми понятиями.
В учении развивается способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению, выводам и умозаключениям. Если ученики 1 и отчасти 2 класса часто подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию (далеко не всегда правомерную), то ученики 3 класса под влиянием обучения способны дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию, построить дедуктивное умозаключение.
В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас младшего школьника, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. У школьника совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека (учителя), не прерывая его и не отвлекаясь.
Учителю следует обратить внимание и на то, что речь имеет порой недостатки, отражающие особенности ближайшей языковой среды: неправильное выражение, вульгаризмы, жаргонные словечки.
Для развития речи полезны сочинения на свободные темы, рассказы детей о своих впечатлениях от экскурсии, прочитанной книги, просмотренного фильма. Важны и систематические упражнения в выразительном чтении вслух.
Внимание.
Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные.
Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Поскольку интерес – главная побудительная причина непроизвольного внимания, то, естественно, каждый учитель стремится сделать урок интересным, занимательным. Но следует иметь в виду, что учеников надо постепенно приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса.
Процесс обучения ставит ребенка в условия, требующие от него постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания.
Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.
Формирование личности
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
В младшем школьном возрасте отчетливо можно наблюдать проявления всех четырех типов темперамента.
Характер младших школьников отличается тем, что дети импульсивны, бодры, жизнерадостны, общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. Есть и отрицательные формы поведения. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания.
Младшие школьники очень эмоциональны. С годами у детей все больше развивается способность регулировать чувства, сдерживать их нежелательное явление.
Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания коллективистических отношений.
В младшем школьном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в самый сложный и ответственный период их жизни – подростковый возраст.
Средний школьный возраст характеризуется как сложный и противоречивый в плане развития и воспитания. Особенностью этого периода является бурное изменение антропометрических данных: рост конечностей, деформирование и изменение внутренних органов, половое созревание, изменение показателей ЧСС (частота сердечных сокращений), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), АД (артериальное давление), динамической и становой силы. Под влиянием наследственных программ в этот период четко проявляются анатомо-морфологические и психофизиологические различия между мальчиками и девочками. Девочки опережают мальчиков в росте, и хотя у мальчиков потенциальные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы выше, у девочек больше размеры сердца и грудной клетки, а значит, и показатели ЧСС и ЖЕЛ выше.
У подростков может наблюдаться разбалансировка между кровообразованием и дыханием и, как следствие, падение показателей и работоспособности, так как идет снижение анаэробного порога энергообеспечения и максимального потребления кислорода. В данный период наиболее характерны проявления гипертонической болезни, бронхиальной астмы, поэтому учитель физкультуры вместе со школьным врачом и родителями должен уделять внимание вопросам гигиены занятий физкультурой, закаливанию организма, профилактике заболеваний.
В среднем школьном возрасте у мальчиков целенаправленно и эффективно развиваются такие способности, как:
скоростно-силовые (к 11-12 годам);
скорость двигательной реакции (к 11-12 годам);
собственно-силовые (к 13-14 годам);
• выносливость в динамическом (к 11-13 годам) и в статическом режимах (к 13-15 годам);
способность выполнять сложно-координационные упражнения (к 14-15 годам), упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14 годам);
выносливость в зоне максимальной интенсивности к 14-15 годам.
В этом возрасте наиболее углубленно следует воздействовать на развитие таких способностей у девочек, как:
скоростно-силовые (к 11-12 годам);
скорость движений (к 11-12 годам);
выносливость в статическом режиме (к 12-13 годам), в динамическом режиме (к 12-13 годам), в зонах большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам).
В этом возрасте у девочек-подростков эффективно развиваются координационные способности (11-13 лет) и гибкость (11-12 лет и 13-15 лет). Все это связано с бурным развитием половой системы, подвижностью таза и позвоночника. Поэтому девочкам очень полезны упражнения для брюшного пресса.
Средний школьный возраст связан с интенсивным ростом и развитием конечностей, поэтому особое внимание необходимо уделять осанке, выполняя упражнения для формирования мышц скелета; следить за позой и гигиеной. Полезны упражнения на свежем воздухе, закаливающие процедуры, плавание, кроссы, ходьба на лыжах.
Средний школьный возраст не случайно называют «трудным». Это период перехода от детства к взрослому состоянию. В этом возрасте происходят значительные изменения как в физиологической сфере человека, так и в эмоционально-личностной, психологической. Подросток труден не только для окружающих, он труден и для самого себя. В этом возрасте происходит взросление, развивается самосознание, формируется мировоззрение человека, возникают новые формы поведения, меняется мышление. Учитель должен помочь подростку приобрести знания, жизненные навыки и опыт, необходимые для выбора здорового образа жизни, обрести сопротивляемость склонности к негативному поведению. Особое внимание нужно уделять самовоспитанию, самоподготовке, самооценке.
Старший школьный возраст характеризуется завершением формирования, роста и развития систем организма, хотя отмечается неодновременное окончание биологического (полового) созревания девушек и юношей. У юношей в этот период наблюдается активный рост мышечной ткани, увеличение грудной клетки (и, соответственно, ЖЕЛ), нормализуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем (увеличивается устойчивость к нагрузкам). У юношей в старшем школьном возрасте развиваются способности: собственно-силовые, скоростно-силовые, силовая выносливость. Юноши обладают вестибулярной устойчивостью и максимальной скоростью двигательных действий. Эти качества необходимо тщательно развивать и совершенствовать. Полезны такие упражнения, как кроссы по пересеченной местности, бег в горку и с горки, плавание, ходьба на лыжах, коньках, упражнения в сопротивлении, упражнения с различными отягощениями, направленное развитие костно-мышечного аппарата, подвижные и спортивные игры.
У девушек в этот период начинает увеличиваться масса тела, расширяется грудная клетка, таз, хотя потенциальные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем остаются прежними. Поэтому целесообразно развивать собственно-силовые способности, выносливость средней интенсивности, гибкость, координационные способности. Особенно важно мышцы брюшного пресса, укреплять мышечный корсет позвоночника, формировать осанку и красоту позы, добиваться полной подвижности суставов. Полезны закаливающие средства: бег в лесу, плавание в открытом водоеме, ходьба на лыжах, спортивные игры.
В старшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на воспитание социально-психологических черт личности, так как это сложный период взросления, называемый периодом «группы риска». Учитель должен стимулировать старшеклассников к выбору здорового образа жизни, к постановке цели, к решению сложных задач, к правильной организации досуга, привлекая к занятиям в кружках и секциях по интересам, помогая юношам и девушкам сделать правильный выбор. Занятия должны строиться по принципу самостоятельной деятельности, самовоспитания, самоподготовки, самосовершенствования, самоконтроля, развития и воспитания таких качеств, как самообладание, сдержанность, самопожертвование, самоуверенность, реальная оценка своих возможностей, содружество, помощь более слабому, сопереживание, патриотизм. На занятиях с юношами (допризывной молодежью) необходимо применять упражнения прикладной направленности, развивая такие качества, как мужество, смелость, воля к победе, стремление идти до конца, героизм, упорство.
В каждой возрастной группе есть место для творчества учителя, умело, правильно, интересно построенное может обучающимся своевременно развивать физические качества и формировать психологические черты личности.
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Методы воспитания»
Методы воспитания — это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения.
Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим те, которые традиционно используются в работе педагогов дополнительного образования. Как основу используем классификацию Ю.К.Бабанского, выделившего 3 группы методов по их месту в процессе воспитания:
методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Средства воспитания — это источники формирования личности. К ним относятся:
различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);
вещи и предметы;
произведения и явления духовной и материальной культуры;
природа;
конкретные мероприятия и формы работы.
Принципы воспитания — это общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы.
В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:
Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой.В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.
Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.
Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую позицию.
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке и составлению образовательной программы
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона
Определённому уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и др.)
Современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчёте на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
Создание условий для развития личности ребёнка
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка
Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
Профилактику асоциального поведения
Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур
Интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка
Укрепление физического и психического здоровья
Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечить обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист
Пояснительную записку
Учебно-тематический план
Содержание изучаемого курса
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Список литературы
1.Титульный лист дополнительной образовательной программы включает:
Наименование образовательного учреждения
Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа
Название дополнительной образовательной программы
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа
Срок реализации дополнительной образовательной программы
Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы
Название города, населённого пункта
Год разработки дополнительной образовательной программы
2.Пояснительная записка раскрывает:
Направленность дополнительной образовательной программы
Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Формы и режим занятий
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
3.Учебно-методический план дополнительной образовательной программы включает:
Перечень разделов, тем
Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
4.Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика)
5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.)
Приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий
Форм подведения итогов по каждой теме или разделу
6.Список литературы для педагога и учащихся (раздельный)
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
объединения МОУ ДОД ДДТ ««Алый парус»
1 папка:
Образовательная программа объединения
Наглядность: схемы, карточки, образцы, приложения и т.п.
Тесты, диагностические методики, анкеты
2 папка:
Карты учета проведения бесед по ОБЖ
9 инструктажей (если в объединении занимаются дети разного возраста, например, начального и среднего звена, то должно быть 2 подборки инструктажей)
приложения, наглядность
3 папка:
Сценарии массовых мероприятий (с указанием даты проведения и автора разработки сценария)
Карты учёта посещаемости детьми кружковых и массовых мероприятий (по всем группам)
4 папка:
Журналы
Диагностические карты усвоения детьми программного материала (на каждую группу)
5 папка:
Карты учета работы с родителями воспитанников объединения
Тетрадь протоколов родительских собраний
Тетрадь отзывов и предложений о работе объединения (это может быть тетрадь из папки-передвижки)
Содержательный материал: лекции, консультации, статьи из журналов и т.п.
6 папка:
Положение об объединении
Должностные инструкции педагога дополнительного образования
Режим работы МОУ ДОД ДДТ «Алый парус» на учебный год
Анализы работы объединения за полугодие, учебный год
О диагностике детских знаний, умений и навыков
Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели, задачи и результат.
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности детского творческого объединения как педагогическую проблему, необходимо проанализировать целый ряд её аспектов:
Процедура проверки результата работы детского объединения учреждения дополнительного образования детей необходима для выявления истинного её качества (результаты отдельных ребят хорошо просматриваются на конкурсах, фестивалях, выставках, концертах, но это не даёт полной картины оценки работы, т.к. в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений).
В сфере дополнительного образования нет единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определённой деятельности, мы должны использовать образовательные программы, где определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения. Они и могут стать неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года.
При проверке уровня теоретической и практической подготовки ребенка требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в данной области деятельности и необходимыми технологическими навыками.
Подводя общие итоги диагностики результатов, педагогу необходимо обратить внимание прежде всего на степень выполнения образовательной программы (сколько детей выполнили программу полностью, сколько частично и т.д.); если правильно оценивать результативность реализации программы, то 100% «обученности» быть не может, ведь в учебной группе одновременно занимаются дети разного уровня способностей и возможностей, а часто и возраста. К тому же анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы: если работу выполнили и «перевыполнили» все дети, то, возможно, она несколько «занижена» по уровню и требует некоторого «усложнения»; и, наоборот, если программу выполнили и перевыполнили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определённом «упрощении».
Помимо этого, педагогу необходимо проанализировать общий уровень теоретической и практической подготовки детей, для того чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы или недостатки.
Методическое обеспечение процесса обучения
в системе дополнительного образования
Одно из современных требований к дополнительному образованию детей – использование сберегающих педагогических технологий, что связано не только со значительными физическими и эмоциональными изменениями современных детей и подростков, но и с новым укладом жизни подрастающего поколения.
Огромную роль в процессе обучения педагоги всех стран отводят наглядности.
Наглядность – один из принципов процесса обучения и воспитания, предполагающий конкретизацию любого изучаемого явления на каждом уровне проникновения в его сущность.
Виды наглядности:
Естественный или натуральный (ископаемые, гербарии, образцы горных пород, живые объекты, чучела и т.п.);
Объемный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.д.);
Схематический или символический (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, географические карты и т. п.);
Картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы и др.);
звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
Смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные фильмы);
Дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и др.);
Учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора детей и т. д.)
Применение наглядных средств должно сопровождать весь процесс познания ребенка, они могут широко использоваться при повторении, закреплении и проверке изученного учебного материала.
Для того чтобы наглядные пособия полноценно выполняли свою дидактическую роль, они должны соответствовать следующим требованиям:
быть безупречными в научном отношении, должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу;
отображать реальную действительность и помогать проникать в сущность учебного процесса;
соответствовать возрастным особенностям детей.
Обобщая изложенное, необходимо добавить, что каким бы полным и разнообразным ни был бы методический фонд учебного кабинета, его педагогическая значимость будет недостаточной, если он не систематизирован и не оформлен таким образом, чтобы его можно было представить
Паспорт программы
Наименование Программы Целевая программа «Школа молодого педагога»
Основной разработчик Программы Методист МОУ ДОД ДДТ «Алый парус» по учебной работе Зяблина О.А.
Уровень действия Программы МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»
Адресат программы Молодые педагоги МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»
Цель Программы Создать условия для профессионального роста молодых педагогов в МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»
Задачи Программы углублять методическую подготовку и расширять педагогический кругозор начинающих педагогов;
оказать помощь в практическом овладении профессиональной деятельностью, профессионально-педагогическим общением, совершенствовать профессионально-значимые навыки и умения;
обучить закономерностям педагогического управления и самоуправления в развивающихся и саморазвивающихся системах
Срок реализации Программы 2009 - 2010 учебный год
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы приобретение новых и систематизация имеющихся педагогических, культурологических и профессиональных знаний и умений;
целенаправленное и системное изучение достижений педагогической науки и психологии и других научных знаний;
знакомство с передовым опытом коллег в области организаторской, педагогической и методической деятельности;
овладение нормативно-правовыми знаниями, обеспечивающими педагогическое руководство образовательным процессом;
овладение умением управлять собственной деятельностью: эффективно обозначать цели, прогнозировать результаты, планировать, анализировать педагогическую деятельность, намечать содержание и формы деятельности;
создание творческой, благоприятной психолого-педагогической атмосферы в МОУ ДОД ДДТ «Алый парус»