Урок русского языка в 5 классе. Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.


Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
учитель русского языка и литературы
А.М. Жумабекова
Цели урока:
Формировать представление об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа;
Развивать творческую фантазию учащихся, способность представлять отвлеченные понятия;
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: тестовые задания на каждый стол, листы-бланки для выставления баллов, сигнальные карточки.
Вид: парная групповая работа.
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного.
А) Проверка выполнения домашней работы. Упр. 510 (взаимопроверка).
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнюю работу соседа. После проверки ставят оценку и комментируют ее.
Б) Тест по теме «Имя существительное» (раздается на каждый стол и ребята в паре работают над заданиями).
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
Д. В предложении имена существительные могут быть сказуемым.
2. Определите, в каком столбике а,б,в,г – указание на род соответствует роду данных существительных:
а б в гРояль ж. м. ж. м.
Лосось м. ж. ж. м.
Кофе м. ср. ср. м.
Янтарь ж. ж. м. м.
3. Укажите, где верно указана форма мн.ч. существительных:
А. директоры; г. торты;
Б. профессора; д. выговора;
В. тренеры; е. маляра.
4. Где нужен ь?
а б д гТрикотаж.. - ь ь -
Удач.. - ь - ьРоскош.. ь ь - -
Гореч.. ь - - ьПроверка работы осуществляется следующим образом: учитель читает ответы, ученики проверяют и в бланки заносят баллы (5 баллов - за правильное выполнение; 4 балла - за одно исправление; 3 балла – за два исправления; 0 баллов – за три и более исправлений).
В) Синтаксическая пятиминутка.
Запись под диктовку предложение
У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!».
Учащиеся составляют схему, выписывают существительные, в которых нужно определить их род, число.
Проверка: вызванный ученик чертит на доске схему, называет существительные, указывает их род и число, остальные – проверяют и оценивают свою работу так же, как в задании Б.
- Можно ли образовать от этих существительных форму множественного числа?
3. Новая тема.
Наблюдения на с.206 учебника.
Опрос учащихся. Учащиеся читают текст. После чтения отвечают на вопросы:
- В каком числе употребляется слово погода?
- О каких существительных говорилось в предыдущем параграфе?
- Чем существительное погода отличается от них?
- Сделайте вывод.
- Прочтите вывод в учебнике.
4. Закрепление темы.
1) Напиши слово. На доске записаны глаголы. Образуйте от них имена существительные с помощью суффикса –ени-. Разберите их по составу, определите род. Все ли из этих существительных образуют форму множественного числа? Какое окончание они имеют? (Работа в парах.)
Увлекать, сожалеть, удивлять, сотрясать, дрожать, объявлять, разъяснять, раздражать, сокращать.
Проверка: вызванный ученик объясняет, как он работал, остальные проверяют свои работы и записывают баллы.
2) «Кубанская речь». Найдите существительные, которые в литературном языке употребляются в ед. ч. Что обозначает на Кубани выделенное слово?
1. – Как там наша Кубань? А помнишь, какие там зеленя? 2. С гарбузами женихи скиснут, как жмыхи. 3. Неправда и зло, они как ржа, любые железа точат. 4. И бегут мои годы по жизни, как быстрые воды, и шумят мои волосы в небе, как ковыли. 5. Под рукою плывут ячмени. 6. Наша улица широка - бурьянами поросла. 7. С крыши капали капели.
3) Грамматическое задание.
Образуйте от данных слов соответствующие грамматические формы.
Р.п. ед ч. – волки, арбуз, ноготь, мох, лен, рот, лоб, вор.
Им.п. мн.ч. – хозяин, брат, область, ремень, ухо.
Р.п. мн.ч. – мысль, отрасль, волосы, куры.
4).Игра «Ты – мне, я – тебе»
а) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.
Сила, правда, богатство, слезы, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет, застой.б). Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.
Оттепель, праздник, встреча, рассвет.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите слова которые употребляются только в ед.ч.
- Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи.
- Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной?
6. Домашнее задание: § 95, упр. 515.
№п.п. Задание. Баллы. Кол – вонабранных баллов Оценка.
1 Проверка
домашней работы. 5 33-35 5
2 Тест. 5 29-32 4
3 Синтаксическая пятиминутка. 5 25-28 3
4 Напиши слово. 5 24 и меньше 2
5 «Кубанская речь». 5 6 Грамматическое задание. 5 7 Игра «Ты – мне, я – тебе». 5