Технологическая карта урока русского языка на тему Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Технологическая карта урока русского языка
учителя МБОУ « Сятракасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики Никитиной Любови Валерьевны (по учебнику Т.А.Ладыженской )
Класс: 5
Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
Тип урока: Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные:
знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа и об их лексических группах; уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой, правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа, разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа; точно, уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного числа, в речи

2) Метапредметные:
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

3) Личностные:
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно – демонстративный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.
Основные понятия: грамматические категории, единственное и множественное число имен существительных.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Включение в деловой ритм.
Вступительное слово
Создание проблемной ситуации.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к работе
Фронтальная
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
работают в парах(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

2.Актуализация знаний
и пробное учебное действие
Орфографическая разминка.
Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность обучающихся по освоению орфограмм
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
Групповая
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Выявление места и причины затруднения
Взаимопроверка, обсуждение результатов.
Наблюдения на с.61(2 часть) учебника
- В каком числе употребляется слово ПОГОДА?
- О каких существительных говорилось в предыдущем параграфе?
- Чем существительное ПОГОДА отличается от них?
Размышляют над вопросами.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Групповая
Личностные: стремятся преодолевать свои трудности, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Сделайте вывод из своих наблюдений

- Вспомните, какую работу мы проделали на предыдущем уроке (составили опорную таблицу по существительным, имеющим форму только множественного числа). Сделаем аналогичную таблицу по материалам § 94.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность, дополняет ответы
Формулирует цель учебной деятельности в диалоге вместе с учителем.
Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями
Индивидуаль
ная, групповая
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач


5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Составление таблицы или опорного конспекта, в котором содержится следующая информация:
В форме единственного числа употребляются следующие группы существительных:
-название вещества, материала, продуктов (мука, золото, керосин)
- название группы предметов, людей как единства (студенчество);
- название признака, качества, состояния, свойства (тишина, белизна);
Задание. Составьте предложения на тему «Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные.
- Можно ли сказать в магазине: «Дайте мне два молока и три сметаны»?
Работают в группах. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
Фронтальная
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, презентации.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи.

Физкультминутка

Делают движения упражнения



6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы.
1–я группа выпишет слова, обозначающие название вещества, материала.
2–я группа – группы предметов, людей.
3–я группа – признака, качества, состояния, свойства.
Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны. Группы дополните своими примерами. Даются слова для справок.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
Индивидуаль ная, групповая
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.
Выполняют упражнения
Индивидуаль ная
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации

8. Включение в систему знаний и повторение
Проверка правильности выполнения заданий.
Игра «Ты – мне, я – тебе»
А) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.
Сила, правда, богатство, слезы, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет, застой.
Б) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.
Оттепель, праздник, встреча, рассвет
Принимают участие в игре, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы.
Фронтальная
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Организует рефлексию.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу.
Индивидуальная
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегрированных, сложных умений.
Личностные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность .

10.Домашнее задание
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
Советует поработать с орфографическим словарём.
Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю.
Индивидуальная
Дифференцированные задания



15