Рабочая программа курс по выбору Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Токаревская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
«Принято»
Руководитель МО_________/______________/
Протокол № ____ от « » 2014 «Утверждаю»
Директор________Щекочихина О.В.
Приказ №_____ от «__»______2014
Рабочая программа
Учебный курс по русскому языку
«Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Класс 9
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ основное общее
Уровень обучения базовый
Срок реализации: 01. 09. 2014- 25.05.2015
Составитель :Лебеденко Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории

Токарево 2014
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 9 классе.Цель  курса -  закрепить умения создания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры, эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Задачи курса:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- развивать речевые универсальные учебные действия.
Программа рассчитана на 34 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся умеют:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Прогнозируемый  результат
Программа элективного курса предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.Данное задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Календарно-тематическое планирование 
Планир.
дата
проведения урока
Фактическая дата
проведения урока Номер темы и ее название Всего часов на тему Из них
Теоретические занятия Практические занятия дрТема 1 Введение 1 Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения задания 15. 1 0,5 0,5 Тема 2. Логика построения текста-рассуждения 19 Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1 0,5 0,5 Тезис сочинения на лингвистическую тему 1 0,5 0,5 Комментарий к тезису 1 0,5 0,5 Интерпретация к высказываниям о языке 1 0,5 0,5 Тезис. Варианты формулировки тезиса. 1 0,5 0,5 Практическая работа. Определение тезиса в тексте 1 0,5 0,5 Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов) 1 0,5 0,5 Грамматический уровень языковой системы 2 1 1 Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте. 1 0,5 0,5 Лексический уровень языковой системы 2 1 1 Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.
1 0,5 0,5 Изобразительно-выразительные средства языка. 1 0,5 0,5 Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте 1 1 1 Язык и речь 1 0,5 0,5 Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте 1 0,5 0,5 Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения 1 0,5 0,5 Практическая работа . Делаем выводы. 1 0,5 0,5 Тема 3. Логика развития мысли в тексте-рассуждении 3 1. Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения) 0,5 0,5 2.Работа со схемой сочинения- рассуждения 0,5 0,5 3.Практическая работа. Построение логических схем к тексту. 0,5 0,5 Тема 4. Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении. 2 0,5 1,5 Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении. 0,5 0,5 Практическая работа. Сохранение логики текста. 1 Тема 5. Речевое оформление сочинения 9 Грамматические нормы (морфологические) 1 0,5 0,5 Грамматические нормы (синтаксические нормы) 1 0,5 0,5 Лексические нормы 1 0,5 0,5 Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок. 1 1 Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала. 1 1 Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать. 1 0,5 0,5 Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения  на заданную тему или/и по прочитанному тексту. 2 2 Редактирование и рецензирование сочинений на лингвистическую тему 1 1 Итого: 34 Список использованной литературы:
ГИА. Практикум по русскому языку. Выполнение задания С2. Сочинение на лингвистическую тему/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2014
Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю.Понимаю. Могу.: рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 классы/ Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. –Ростовн/Д: Легион, 2011.