Технологическая карта открытого урока Путешествие по природным зонам России 4 класс.


Технологическая карта урока
окружающего мира в 4 классе
по теме «Путешествие по природным зонам»
(УМК «Школа России»)
Место: ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Старое ЭштебенькиноУровень: районное методическое объединение начальных классов
Дата проведения: 19 ноября 2012 г.
Тема урока Путешествие по природным зонам
Цели педагогической деятельности 1.формировать целостное представление о природных зонах России.
2.обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
3. воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
4.умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
Тип урока Урок актуализации и обобщения ранее полученных знаний.
Планируемые образовательные результаты          личностные:
самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в природных зонах.
                познавательные:
 работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций; УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке    выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения);  при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
               регулятивные: 
управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
              коммуникативные: 
речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природных зонах ;-познакомить с географическим положением этих природных зон,климатическими условиями, растительным и животным миром идеятельностью человека;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну
-формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
 
Методы и формы обучения Объяснительно- иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая, беседа, демонстрации, показ, работа в команде, в парах, рефлексия(обратная связь)
Образовательные ресурсы 1)Презентация на тему «Путешествие по природным зонам»
2)Видеофильм «Природные зоны Росии»
Режим доступа:
3)Интерактивная физминутка
4)Электронное приложение к учебнику окружающего мира 4 класс
5) Интерактивный тест « Природные зоны» (Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass).
5. Карта природных зон(настенная и настольные(для каждого ученика)
6. Гербарий
Оборудование ноутбуки , интерактивная доска, видиоролик, интерактивные тесты, интерактивная викторина
Литература при разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы совзаимо-действия Универсальные учебные действия Промежу-
точный контроль ЭОР
I.Организа-ционный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.
-А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
- Ребята, давайте улыбнёмся новому дню, друг другу, нашим гостям подарим улыбку. Ведь улыбка – это залог успеха и хорошего настроения.
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Проверяют готовность и самоготовность к уроку. Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника; определяют собственно ориентированный взгляд на разнообразие природы.
Устный опрос
II. Актуализа-ция знаний и фиксация затрудне-ний в деятель-ностиРазгадывание загадки. «На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю ……глобус».
Загадываю загадку, провожу беседу по вопросам:
1.Вы любите путешествовать?
Мы вместе с глобусом отправимся в путешествие. А куда спросите вы? Ответ на него вы дадите сами, посмотрев видеоролик.
Отгадывают загадку, отвечают на вопрос Фронтальная Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о глобусе, о том где находится наша страна, на каком материке; логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения Устные ответы
III. Постанов-ка учебной задачи. Просмотр видеофильма
« Природные зоны России». Организую просмотр видеофильма
-Внимание на экран. О чём пойдёт речь на уроке?
Так куда мы совершим путешествие? А что такое природная зона? Какие природные зоны есть на территории России?( открывается слайд электронной презентации ) Проверка правильности показа подтверждается нажатием на слайд указкой ( используются возможности интерактивной доски) интерактивная доска
Расположите природные зоны в порядке следования с севера на юг (слайд электронной презентации)
Задачи нашего урока…
1.Мы будем путешествовать по природным зонам России- нашей страны.
2.Ответ детей: природная зона –это территория с одинаковым климатом.
3.Дети перечисляют
(арктическая пустыня, тундра, лес, степь, пустыня, субтропики)..4.На слайде показывают названные природные зоны.
5. Располагают природные зоны в порядке следования с севера на юг, проверяют правильность , используя возможности интерактивной доски)
Определяют задачи урока….. Фронтальная Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. Устные ответы

IV. Физминутка(интерактивная) Провожу
физкультминутку Выполняют упражнения Фронтальная Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя
V. Выявление места и причины затрудне-ния. Постанов-ка проблемы.
Игра викторина. «Защити свою природную зону»-Работа в командах.
( 3 команды) Какие правила работы в команде, группе?
1.Показываю слайды электронной презентации, где описывается природная зона.
2. Загадываю загадки о растениях и животных данной природной зоны.
3. Продолжи цепь питания( использую электронную презентацию).
4.Провожу блиц-опрос.
5. Рассели животных по природным зонам.
6. Разреши экологическую ситуацию? Называют правила работы в группах:
1.Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать.3. Прийти к единому мнению.4. Представить работу группы. 
Выполняют практическое задание:
1.Команды называют природную зону.
2. Команды отгадывают загадки.
3.Каждая команда продолжает цепь питания.
4. Каждая команда отвечают на 1 вопрос по своей природной зоне.
Команда на интерактивной доске расселяет животных своей зоны. Правильность тут же проверяется с помощью интерактивной доски.
5. Каждая команда помогает разрешить экологическую ситуацию Фронтальная Познавательные: характеризуют особенности и свойства воды; формулируют выводы по исследуемому материалу;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения

работа в группах




VI. Построение проекта выхода из затрудне-ния. Открытие новых знаний.
Найдите на картах свою природную зону.
( раздаются небольшие карты природных зон). Ответьте на вопросы на обратной стороне карты.
.Раздаю карту природных зон России. Дети отыскивают каждый свою природную зону и отвечают на индивидуальные вопросы.
Самостоятельная работа Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания; анализируют объект, выделяют главное.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Самостоя-тельное задание, самопро-верка
VII. ФизминуткаПровожу физкультминутку
Выполняют упражнения Фронтальная Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя
VIII.Первич-ное осмысле-
ние и закрепле-ние изученного. Самостоя-тельная работа с самопро-веркой по эталону. Самостоятельная работа. Подведение итогов урока. Чем болеет ваша зона? Какие экологические проблемы характерны для неё. Что нужно делать, чтобы их не было? А сейчас я хочу проверить, что вы усвоили во время нашего путешествия. Работаем индивидуально. На . ноутбуках на рабочем столе вы интерактивный тест. Выполните его и компьютер оценит каждого из вас и поставит вам оценку. Эта оценка будет поставлена вам в дневник и журнал. Интерактивный тест «Природные зоны России» . Поясняю задание Называют правила работы в группах:
1.Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать.3. Прийти к единому мнению.4. Представить работу группы. 
Выполняют практическое задание
Выполнение интерактивного теста Работа в группах Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – дополняют и расширяют имеющиеся
знания о природных зонах РосииСамостоятельное задание, самопро-верка

IХ. Работа с электронным гербарием. Отгадай что это за растение? 3 растения каждому ученику. Дети на компьютерах открывают электронное приложение «Гербарий», называют природную зону, где они растут. Индивидуальная Регулятивные: самостоятельно называют природную зону- среду обитания растения.
Коммуникативные: умение аргументировать свой выбор. Х. Домашнее задание, инструк-таж по его выполне-нию. Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.
1.Задания в рабочей тетради.
2. Задание – ответить на вопросы по карточке.
3.Задание – нарисовать любую природную зону. Выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. Индиви-дуальная Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирают уровень сложности задания.
Коммуникативные: умение аргументировать свой выбор.
VIII. Рефлексия Обобщить полученные на уроке сведения.
На какой остров ты сегодня попал? ( На слайде карта с островами: о. Грусти, о.Успеха, о.Непонимания, о.Удовольствия, о.Радости) Почему? Объясните.
- Урок окончен! Еще раз всем большое спасибо!
Дети отвечают на вопрос о том, куда они попали на уроке и комментируют почему?
Фронтальная Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.
Личностные: оценивают своё эмоциональное состояние на уроке.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Устные ответы. Оценивание учащих-ся за работу на уроке
Приложение1.
Блиц- опрос:
Почему леса называют лёгкими планеты?
Зачем растениям пустыни колючки?
В каком лесу темнее : в еловом или сосновом?
Дерево, считающееся одним из самых лучших среди растений по очищению воздуха от вредных примесей.
Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К»- кислые?
Самая холодная зона (арктическая пустыня)
В этом лесу рядом с березкой растет сосенка (смешанные леса)
Здесь так жарко, что почти ничего не растет (пустыня)
В этой зоне растут почти одни травы (степь)
Одни сплошные ёлки, да сосенки (тайга)
В этой зоне обитают полярная сова, полярный волк, песец и северный олень (тундра)
Приложение2.
Экологические ситуации:
1.Один из «врагов» человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров?
2. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?
3. По мнению учёных, в Антарктиде находятся крупные месторождения полезных ископаемых. Почему же международные экологические организации выступают против их разработки, предлагая превратить Антарктиду в заповедный континент? Как может отразиться добыча полезных ископаемых на экологическом равновесии в Антарктиде?