Доклад по теме самообразования: «Индивидуально-личностный подход к обучающимся как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала»

Доклад по теме самообразования: «Индивидуально-личностный подход к обучающимся как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала»

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие, создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческой творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.
В настоящее время происходят кардинальные перемены не только в общественной жизни страны, но и в системе просвещения. Особое внимание привлекает преподавание русского языка в школе, так как язык является не только средством коммуникации, но и средоточием духовной культуры народа, основной формой его национального и личностного самосознания, обеспечивающего функционирование общества в его историческом развитии. Такое понимание роли языка определяет особое место предмета «Русский язык» среди других учебных дисциплин, позволяет сформулировать конечную цель его преподавания в школе, включающую элементарную языковую компетентность и свободную речевую деятельность.
Цель: создание условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка
Задачи:
Изучить историю вопроса по технологии личностно-ориентированного обучения
Провести диагностику развития личности ученика
Оказывать содействие ребенку в формировании положительной Я –концепции, в овладении умениями и навыками самопознания
Организовать творческую исследовательскую деятельность школьников
Освоить и внедрить в практику информационно-коммуникационные технологии
Формировать у обучающихся навыки учебного и творческого труда
Создать для обучающихся ситуацию успеха

Основные методы исследования: анализ методической, педагогической литературы, анализ упражнений, представленных в учебниках русского языка, обобщение собственного педагогического опыта по внедрению технологии личностно-ориентированного обучения.
Объектом исследования стал 5Б, 10а, 11а классы (классы – базовые) средней школы №3 поселка Медведево Республики Марий Эл
Концепция личностно-ориентированного обучения
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Теория и практика личностно-оринтированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И.Слободчиковым, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманской и другими. Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Они считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. В качестве ведущей концепции личностно-ориентированного обучения мне наиболее близка теория И.С.Якиманской. Практическое значение данной концепции заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала, без использования так называемого приема «проб и ошибок», при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.
Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
- Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
- Формирование и развитие мышления;
- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;
- Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности.
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.
Развитие мышления ребёнка невозможно без участия учителя. Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.
Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков (например, проводить дискуссии) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.
Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.
Важным является ещё один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока.
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок

Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.

Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.

Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель.
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми.
Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных.
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

Использование технологий личностно-ориентированного обучения даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменять форму уроков в целях повышения продуктивности учебной деятельности.
Виды уроков: мозговая атака, уроки-сказки, уроки-путешествия, деловая игра, рыцарский турнир.
Формы уроков: опорные конспекты, творческие диктанты, графические диктанты, «Проверяю себя»
Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.
Результаты диагностики
Наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года по русскому языку: при 100% абсолютной успеваемости качество обучения возросло с 42% до 60%, средний балл с 3,5 до 3,7.
Результаты успеваемости по литературе: успеваемость-100%, качество знаний увеличилось с 48 до 60%, средний балл с 3,7 до 4,1.
В моей работе наблюдается снижение количества «троечников» к общему числу обучающихся (русский язык, риторика, литература). Со слабыми ребятами я постоянно провожу консультации, дополнительные занятия и использую индивидуальный и дифференцированный подход на уроке. Их количество снизилось с 88 до 54 человек, с 48 до 40%.
Количество ударников и отличников возрастает с каждым годом: от 50 до 55%.
В этом учебном году я работаю в 5, 10, 11 классах. В настоящее время у меня обучается 66 учащихся. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.
Индивидуальная работа с каждым приносит свои плоды, ежегодно мои ребята принимают участие в конкурсах и олимпиадах различных уровней.
Олимпиады
Школьные: русский язык
2008-2009 гг. Ищенко М. 10а кл. -1 место, Багмут Н. 10а кл. – 3 место, Ситдикова Лилия 9а кл. -3 место
2009-2010 гг. Ситдикова Лилия 10а кл. – 1 место, Ищенко М.11а кл. -1 место, Решетникова К. 11а кл. – 2 место, Чиванова Е. – 3 место
Литература
2008-2009 гг. Трегубова И.9а кл – 1 место, Степанова И. 9а кл. – 2 место, Багмут Н. -1 место, Ищенко М., 2 место, Емельянова О. – 3 место
2009-2010 гг. Майорова Ксения 10а кл.-1 место, Ищенко М 11а кл. -1 место
Высоких результатов в олимпиадах и конкурсах добилась Ищенко Марина (11а класс), которая является лучшей в школе, стабильно удерживает два года подряд 2 место по русскому языку и литературе в Медведевском районе, заняла 6 место в Республике Марий Эл в 2008-2009 уч.г. по русскому языку.
Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к русскому языку и литературе. С ними веду научно-исследовательскую работу, принимаю участие в дистанционных проектах, различных конкурсах и конференциях. Ежегодно готовлю учащихся к выступлениям на школьной научно-практической конференции.
Проект - одна из форм личностно-ориентированного обучения. В 2007-2008 учебном году 12 человек приняли активное участие в проектной неделе, в основном они представляли информационные проекты по биографиям писателей.
В 2008-2009 учебном году обучающиеся выполняли исследовательские проекты по русскому языку.
«Краткость – сестра таланта или Путешествие в страну Фразеологию» Трегубова Ирина, 9а класс
«Работа над дикцией при помощи скороговорок» Емельянова Оля, 10а класс
«Лексикон учащихся 9-11 классов моей школы» Казарян Татев, 11б класс
Качество этих работ значительно повысилось по сравнению с прошлыми годами. Проект Трегубовой Ирины стал лучшим в нашей школе. Ученицы 10 и 11 классов Казарян Т. и Багмут Н. защищали свои работы по биографии А.И.Солженицына на районном уровне.
2009-2010 гг.
Районный конкурс сочинений, посвященных Году Учителя
«Мой любимый учитель» – 13 человек 5Б кл.
«Настоящий учитель. Кто он?» - Кутузова Анна, Вавилова Татьяна, 10А кл.
Я постоянно формирую у детей навыки поисково-исследовательской деятельности, которая способствует формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. На уроке провожу частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на занятиях.
Положительные результаты достигаются за счет создания ситуации успеха для каждого ребенка: для этого подбираются такие задания, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы. Стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ученика, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности человека, использую эмоционально-положительный стиль общения. Это позволяет создавать в каждом классе комфортную психологическую обстановку.
Организую учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне.
Стараюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки КВН, фреймы, семинары, лекции, практикумы, использую приемы составления кластеров, синквейнов, алгоритмов и так далее. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу, дети готовят доклады, сообщения, пишут сочинения на конкурсы, путевые очерки, стихи, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Провожу викторины, тесты, использую игры: «Оратор», «Автор», «Фантазер», «Кумир», «Профи», «Поле чудес», «Счастливый случай», на уроках составляем различные типы конспектов (смешанные, монографические, сводные или обзорные), пишем разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учимся пользоваться разными видами чтения. Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и грамматических ошибок. В результате постоянно снижается количество ребят, которые имеют оценку «3» по русскому языку и литературе: 2007-2008 гг- 88 чел., что составляло 48% от общего числа обучающихся, 2008-2009гг.- 40 чел. -50%, 2009-2010 гг (1 полугодие)– 40%. Думается, что наблюдается позитивная динамика.
Результаты внеурочной деятельности
Республиканский уровень
2008-2009 гг
У1 Республиканский литературный конкурс «Волшебное русское слово» в рамках праздничной декады, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Сочинения-рассуждения:
«Язык - наш поводырь в рай или в ад» Трегубова Ирина, 9А класс - Сертификат
«Роль старославянизмов в современном русском языке» Ситдикова Лилия, 9А класс – Сертификат
Всероссийский уровень
Ежегодно мои ученики принимают активное участие во Всероссийском конкурсе по русскому языку "Русский медвежонок".
2008-2009гг.
Всероссийский дистанционный конкурс проект «Грамотеи» по русскому языку (16 человек). Призеры: Казарян Т. 11б - 2 место, Шабалина А. 11б- 3 место; 2 общекомандное место по России
Всероссийский конкурс детского рисунка «Попрыгунья-стрекоза» (к юбилею И.А.Крылова) Багмут Н. 10а – 1 место по Республике Марий Эл
Всероссийский детский литературный конкурс «Гагарин в судьбе моей страны» Ситдикова Л. 9а – 1 место по Республике Марий Эл
Всероссийский конкурс «Духовное наследие Д.С. Лихачева» Казарян Т. 11б кл – Диплом, приглашение обучаться в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов на бюджетной основе
2008-2009 гг.
Всероссийский конкурс сочинений «Мы - Наследники Победы!», посвященный 300-летию Полтавской битвы Решетникова Ксения 10 кл «300-летие Полтавской битвы» - Почетная грамота
Молодежный филологический чемпионат: Шустова С.9а- 2 место в районе, Ситдикова Л. 9а-2 место в районе, Степанова И. 9а- 5 место в районе, Степанова К. 9а-6 место в районе, Одинцова О. 10а, Гладышев Д. 10а, Ищенко М. 10а-8 место, Решетникова К. 10а-3 место в районе, Багмут Н. 10а- 8 место, Емельянова О. 10а, Баронова М. 10а- 6 место в районе, Казарян Т. 11б- 5 место в районе

2009-2010 гг.
Интернет-карусель по русскому языку (ноябрь 2009г.): Ищенко М., Багмут Н., Чиванова Е., Гладышев Д., Емельянова О. 11 кл. – 93 место из 751 команд
Ситдикова Л., Кутузова А.., Вавилова Т., Майорова К. 10 кл. – 77 место из 751 команд
Всероссийский молодежный филологический чемпионат (г. Пермь) – 23 человека (10-11 кл)
Всероссийский конкурс «Духовное наследие Д.С. Лихачева» (г. Санкт-Петербург) - Вавилова Таня, Кутузова Аня, 10а класс
Заключение
Индивидуально-личностный подход к учащимся в условиях личностно-ориентированного обучения является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.
Как известно, тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия. Во главу угла ставится уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.
Большое значение имеют программы и учебники. Больше всего мне понравился учебно-методический комплекс под редакцией М.М.Разумовской, где большое внимание уделяется изучению частей речи, а также развитию связной речи. Дети свободно говорят, рассуждают на различные темы, успешно пишут сочинения разных жанров. Уроков развития речи в 3 раза больше, чем по обычной программе.
В нашей школе постоянно преподавался предмет РИТОРИКА. В старших классах помимо уроков один раз в неделю я проводила факультатив «Развитие орфографической зоркости и умения ставить знаки препинания». В 9 классе вела элективный курс по русскому языку «Подготовка к ГИА».
Отсюда и высокие результаты на олимпиадах, конкурсах различных уровней. Отрадно отметить и тот факт, что в течение первой (иногда и второй четвертей) на всех ступенях обучения мы с ребятами занимались только повторением, отсюда и высокие результаты сдачи ЕГЭ в 9 классе в 2007-2008 учебном году (успеваемость -100%, качество-90%, средний балл-4,1).
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Некоторые учителя ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения и неуспевающим по учебным дисциплинам. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных».
Итак, в условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление.
Учащиеся могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, повышается уровень знаний ученика, формируется самостоятельность, устанавливаются доверительные отношения между школой и ребенком.
Учитель помогает каждому обучающемуся реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.


15