Роль мотивации в поддержании интереса к изучению математики на разных ступенях обучения


МБОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа»
Роль мотивации в поддержании интереса к изучению математики на разных ступенях обучения
Джаткамбаева Бикан Калаубаевна
с. Ташанта,
2015г.
Сейчас перед каждым учителем стоит вопрос: как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить. Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми и формирование мотивации учения в школьном возрасте является одним из важных проблем школы.
В начальной школе и в среднем звене дети не видят для себя личностной перспективы, то есть они не задумываются о поступлений дальше в учебные заведения, кем они будут (надо учиться – поэтому учатся), не заинтересованы в получении образования. Поэтому у учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, иногда отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти (не развита память), восприятия, мышления. Значит необходима организация учебного процесса направить на формирования мотивационной сферы ученика, на становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности. С другой стороны в 5-6 классах мотивация изучения математики выше, чем в 7-8 классах, и в этих классах идет снижение результата учебной деятельности.
В старших классах уже дети понимают, что надо получать образование, учиться в старшей школе, поэтому у них мотивация положительная. Они активны в учебном процессе, видят результат своей учебной деятельности, преодолевают трудности, присутствует мотив самореализации и осознание необходимости учебы. Некоторые учат, стараются, потому, что надо сдавать ОГЭ. ЕГЭ. В 9 классе более-менее положительная мотивация у тех обучающихся, кто занимался, понимал предмет.
Чтобы развивать мотивацию к предмету, я считаю, что начиная с начальной школы поднять активную самостоятельную деятельность обучающихся (развивать мыслительные способности), как можно раньше приучать детей к самостоятельной работе, работе с литературой. Приучать детей к самостоятельности помогает творческие задания. Очень важно чтобы ребенок не пассивно ждал ответа, а самому проявить интерес, активность в получении знания. Не каждый ребенок способен попросить помощи, к этому детей надо приучать. Ребенок не должен бояться выходить к доске, психологически должен быть готов попросить помощи. Обратить внимание на личностно-ориентированное образование, то есть ориентировать на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Чтобы поднять мотивацию к обучению математике универсального способа не существует, каждый учитель дает урок как считает приемлемым, более подходящим.
Активно использовать в учебном процессе современные образовательные технологии, проблемные ситуации, тестирование, развивающее обучение, проекты. Необходимо прививать обучающимся умения самостоятельно пополнять свои знания своими силами. Должны учитываться познавательные интересы в процессе обучения, как с целью повышения мотивации активной работы, так и с целью углубления имеющихся интересов и формирования новых.
Чтобы проявить интерес к предмету, поднять мотивацию к предмету надо:
Создать благоприятную психологическую атмосферу;
Создать условия для саморегуляции личности, обеспечить самоопределение личности;
Обучить навыкам самостоятельного приобретения знании;
Привлечь обучающихся к оценочной деятельности, к самооценке;
Совместная учебная деятельность, сотрудничество ученика и учителя;
Поощрение;
Научить работать в коллективе, в команде;
Индивидуальная работа с отстающими учениками;
Внедрить современные педагогические технологии.