Интегрированный урок чтения и русского языка Тема урока: Авторская сказка и черты народной сказки в ней. /на примере сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»/

Интегрированный урок чтение – русский язык
Тема урока: Авторская сказка и черты народной сказки в ней.
/на примере сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»/

Ход урока


1.Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей пришло к нам на урок. Давайте поприветствуем их! Тихо садимся и начинаем наш урок. Сегодня у нас не обычный урок, ребята. Если вы будете внимательными и активными, он получится очень интересным, и мы успешно справимся со всеми заданиями. Желаю вам удачи!

2.Введение в тему
Итак, начнём!
- Скажите, ребята, в связи с чем, мы оформили эту выставку?
( Нынче эта книжка-юбилярша!)
- Сколько лет ей исполняется? (130 лет)
- А кто написал эту книгу? (А.Н.Толстой)
- Сейчас Лера Шиляева вкратце познакомит нас с биографией А.Н Толстого. 2 слайд

- Ребята, А.Н. обработал много русских народных сказок, сохраняя особенности народной речи. Кроме того сочинял собственные сказки.
3 слайд.
Самая известная из них, «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
В предисловии сказки А.Н. написал

- И действительно Пиноккио и Буратино – сказочные персонажи, очень похожие друг на друга. Но их приключения, которые начинаются очень похоже, совершенно разные и по-разному заканчиваются.

- Ребята, давайте вспомним, откуда же взялся Буратино? Найдите в тексте описание появления Буратино на свет /Чтение текста/.

- Итак, мы с вами отправляемся в маленький городок на берегу Средиземного моря для того, чтобы встретиться с героями сказки А. Н. Толстого.

3.Работа по теме

– В широкополой шляпе он ходил с прекрасной шарманкой по городам и добывал себе на хлеб пением и музыкой.
(Папа Карло)

– Кто принёс Папе Карло полено?
(Джузеппе)

– Как звали хозяина кукольного театра?
(Карабас Барабас)

– Какое звание он имел?
(Доктор кукольных наук)

– Как звали девочку с голубыми волосами?
(Мальвина)

– Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами.
(Пьеро) Его лицо обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.

– Как звали благородного пса Мальвины?
(Артемон)

– Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика.
(Говорящий сверчок)

– Назовите имя продавца пиявок.
(Дуремар)

– Два неразлучных героя, один из которых хитрый, а другой глупый.
(Лиса Алиса и Кот Базилио)

– Как звали героиню сказки, которая была хранительницей золотого ключика?
(Черепаха Тортила)

– Ну а теперь, давайте вместе назовём имя главного героя!
(Буратино)

- Посмотрите, какой он симпатичный! Только вот почему–то он грустный. Как вы думаете, почему? (Не любит учиться)
- Так давайте мы ему поможем! Он получил задания от Мальвины, а справитсья с ними без вашей помощи, ну никак не может!
- Вы готовы? (Да)
- Тогда вперёд!

ЗАДАНИЯ ОТ МАЛЬВИНЫ

1.Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.
ПРОВЕРКА

2. Определите в каждой строчке орфограмму и найдите лишнее слово.

ФИЗМИНУТКА

– Скажите, ребята, кто помог Буратино в трудный момент?
(Друзья)
– А вы, умете дружить? (Да)

- Молодцы! Сейчас вы нам это докажете, когда дружно в группах выполните следующее задание Мальвины! Но заданий несколько, поэтому мы их по- дружески разделим каждой группе.

- Первая выполнит синтаксический разбор предложения, вторая – фонетический разбор слова, третья – проведёт морфемный анализ группы слов, а четвёртая приготовит выразительное чтение отрывка.

– Ну что, ребята, вы готовы приступить к своим заданиям? (Да)
– Молодцы! Желаю удачи! Даю вам 4 минуты.

ПРОВЕРКА

- Скажите, ребята, какие жанры литературы вы знаете?
Слайд - жанры литературы
- Как вы думаете, в каком жанре написано это произведение А.Н. Толстого?
( Сказка или Сказка – повесть)
- Сегодня мы должны доказать свои предположения о принадлежности данного произведения к тому или другому жанру и характерные признаки данного жанра, а также найти черты народной сказки.

- Скажите, какие сказочные приметы вы знаете?
СЛАЙД
- Давайте подумаем, имеет ли это произведение сказочные приметы?
- Принадлежность к волшебному миру
- Какой самый значимый предмет в сказке, из-за которого началась борьба между добром и злом?
(Этот ключик от двери, которая ведёт в волшебный мир – мир театра. О нём мечтали все куклы.
- Почему ключик должен быть обязательно золотым? Какие золотые предметы встречались вам в других сказках?
(Златая цепь, золотое яблочко, золотое кольцо, золотой волос,)

- Как вы думаете, а полено тоже было волшебным?
(Да)

А теперь давайте вспомним распространённую композицию народной волшебной сказки. Герой-бедняк уходит из дома, нарушает запрет. Проходит испытания. Встречается с волшебным помощником и получает волшебную вещь. Снова проходит испытания и возвращается домой с победой!

- Исследуем, похожа ли по композиции сказка Толстого на народную сказку.
(Отец Буратино беден. Папа Карло отправляет сына в школу и запрещает ему сворачивать в сторону. Буратино нарушает этот запрет. Попадает в компанию Кота Базилио и Лисы Алисы, лишается золотых. Встречается с черепахой Тортилой, которая дарит ему золотой ключик. Снова проходит испытание. За ним гонятся Карабас Барабас, полиция, Дуремар. Ключом открывает дверцу в каморке папы Карло и обретает счастье!

- Какой вывод мы можем сделать?
(Сказка А.Н.Толстого похожа на народную.)

- А теперь давайте попробуем перечислить признаки повести.
СЛАЙД

- А теперь скажите, похожа ли эта сказка на повесть? (Да)

- Так к какому же жанру мы отнесём это произведение?
(Повесть-сказка)

- Молодцы, ребята! Совершенно верно!!!
СЛАЙД







15