Исследовательская работа по теме Амурские художники (3 класс)


Содержание:
стр.
Введение 1
Литературный обзор
Начало развития изобразительного искусства 2-4
Союз амурских художников 4
Тематика изобразительного искусства в Приамурье 5-6
Практическая часть. В мастерской А.Ф. Петренко 6-8
Заключение
Список используемых ресурсов
Приложение
В наше время расширилась востребованность художника во многих сферах жизни. Возводят новые жилые кварталы, возрождаются памятники архитектуры. Люди больше думают об украшении своего быта. На мировой уровень поднимается дизайн в издательском деле.
Неповторимая красота нашей природы, люди, масштабные стройки становятся сюжетами картин современных художников. Они создают удивительно точные образы крестьян, рабочих, учёных, военных, живущих на этой земле.
На уроках мы часто рассматриваем картины известных художников и стараемся посещать выставочные залы в нашем городе.
Мы побывали на нескольких персональных выставках амурских художников и даже в мастерской Александра Фёдоровича Петренко. А многие ли из вас знают имена амурских художников и их работы? Мы провели анкетирование учащихся 3 классов нашей школы. Из 68 опрошенных уч-ся 96% назвали имена известных русских художников. Имена амурских художников назвали только ребята нашего класса (30%). По результатам анкетирования можно предположить, что о творчестве амурских художников остальным учащимся ничего не известно. Исходя из этого, была поставлена цель нашей работы.
Цель работы: знакомство с творчеством амурских художников на примере художника пейзажиста Александра Фёдоровича Петренко.
Задачи:
Познакомиться с творчеством амурских художников
Выяснить направления и приёмы работы
Составить рекомендационный список для изучения творчества наших земляков в начальной школе
Создание буклета об амурских художниках
1
В центральной России на рубеже веков в искусстве происходили поистине революционные изменения.. А вот до Дальнего Востока эти веяния почти не доходили. Небольшой круг местных художников, в отличие от сегодняшнего дня, состоял в основном из самоучек-любителей.В городе процветала торговля, многочисленные предприниматели съезжались на золотые прииски, начинали развиваться образовательные учреждения. С изобразительным искусством было сложнее.В 1887 году в Благовещенск из Нерчинска приехал талантливый живописец и иконописец Прокопий Николаевич Рязанцев. Современники вспоминают, что его работы пользовались большой популярностью:«Редко какая семья не имела его икон, а его крупные живописные пейзажные работы раскупались знатоками искусства от высокопоставленных деятелей до рядовых купцов и учителей гимназий». У Рязанцева очень много этнографических работ: он описывал жизнь бурят, улусов,гиляков.Картина «Буряты у ручья» работы 1879 года хранится в областном краеведческом музее, и совсем недавно была отреставрирована.В это же время в город стали приезжать художники-академисты, выпускники Императорской Академии художеств. Они преподавали в школах и гимназиях рисование и черчение.
По упоминаниям в прессе, первая художественная выставка в Благовещенске прошла в 1901 году. Было выставлено почти 170 предметов: это работы местных живописцев и произведения декоративно-прикладного искусства. Однако ничего из этих экспонатов не сохранилось. Известно только, что все средства от выставки передали народной читальне.Первое профессиональное объединение художников было создано в Благовещенске в 1914 году из небольшого любительского кружка.
Председателем Амурского общества поощрения художеств первые два года
2
был Фёдор Семёнович Шадрин, сын известного в Благовещенске
промышленника.
Художники хотели организовать в городе музей изящных искусств, школу живописи, скульптуры и рисования с художественно-промышленным отделением. Увы, музея изящных искусств, или картинной галереи в Благовещенске нет, даже спустя столетие, а вот художественное училище организовать получилось. В далёком 1920 году. Удалось это двум блестящим мастерам: Петру Евстафьеву и Георгию Белащенко. Художники такого высокого уровня появились в Благовещенске вместе с теми, кто бежал от большевиков из центральной России.А позже, в 1920 году, с установлением в Благовещенске советской власти, художники Белащенко и Евстафьев организовали в городе художественно-промышленное училище. И это стало очень важным событием в истории изобразительного искусства всего Дальнего Востока.Перёкресток улиц Пионерская и Зейская. Именно в этом районе находилось художественное училище, которое организовал Евстафьев. Вокруг здания бывшей школы имени Александра Первого был сад с аллеями, цветочными клумбами и скамейками. До наших дней этот деревянный дом не сохранился. Фактически это была первая дизайнерская школа. Задача организаторов была не просто обучать рисунку, живописи. Обучение было с акцентом на промышленный дизайн. Здесь готовили дизайнеров.Однако, через некоторое время художественно-промышленное училище закрыли. По политическим мотивам. Несколько благовещенских художников – сподвижников Евстафьева эмигрировали в Китай.Среди тех, кто остался в Китае, был и живописец Владимир Панов. Он получил блестящее образование в Москве и Петербурге. В Благовещенске
художник преподавал рисование и черчение в мужской и женской гимназиях и реальном училище. После 1921 года большинство Благовещенских художников выставлялись уже в Китае. 3
Сегодня в Благовещенске работают более ста художников. Многие из них известны не только в России. И у нас есть целых два творческих союза.Так что история изобразительного искусства на Амуре продолжается.
В 1951 году в нашем городе открыты художественно-производственные мастерские, при них – творческая студия.
В союзе амурских художников трудятся 35 человек, 10 из них – заслуженные художники, трое – лауреаты премии губернатора в области литературы и искусства. Художник Владислав Афанасьев имеет статус члена-корреспондента Российской академии художеств. (2)
Каждый год они организуют более 20 экспозиций, участвуют в городских, областных, региональных, всероссийских, международных, зарубежных художественных выставках и проводят персональные выставки как в России, так и за рубежом, занимаются благотворительностью. Живописные и графические работы художников находятся в краеведческих и художественных музеях, частных коллекциях в России, а также в США, Японии, Корее, Китае, Австрии, Канаде и других странах.
Результатом творческих встреч китайских и российских художников стали международные выставки: в августе в г. Хэйхэ, в сентябре объединенная выставка всех художников Дальнего Востока в г.Харбин. Выпущен альбом «Современные художники Дальнего Востока», в который вошли Амурские художники: Афанасьев В.П., Попов С.А., Кондратьев В.В., Наконечный Ю.Г., Петренко А.Ф. В ноябре художники - В.Кондратьев, В.Серебряков, Е.Сотникова приняли участие в художественной выставке Современного искусства в музее Лип Лима г.Денжон (Южная Корея). В декабре 2010 года в г.Хэйхэ состоялось открытие 2-го Государственного художественного Российско-Китайского музея. На открытие были приглашены председатели отделений Дальневосточного региона Союза художников России.
4
В изобразительном искусстве Приамурья нашли своё развитие и тематическая картина, и пейзаж, и натюрморт, и портрет.(4)
Пейзаж Натюрморт Историческая Портрет
Водяник В.А. Наконечный Ю.Г. Савченко Н.А.
Демченко В.И. Попов С.А. Жигалов А.И.
Красников В.Г. Петренко А.Ф. Юрий Григорьевич Наконечный (Приложение 1), член Союза художников России, доцент кафедры рисунка и живописи АмГУ, рисует старый Благовещенск. В творчестве художника сложился фактически новый жанр архитектурного пейзажа, ранее почти не характерный для живописи и графики Приамурья.
Особенностью многих его работ является не голый документализм, а художественное осмысление архитектурного прошлого города. У каждого рисунка свое настроение, свой сюжет, своя маленькая история. Быть художником-документалистом гораздо сложнее, чем просто художником.
Сергей Анатольевич Попов (Приложение 2) родился и вырос на берегах Дона. Художником создан цикл работ, посвященных Амурскому казачеству: начиная с первопроходцев, с первого сплава Забайкальских казаков на Нижний Амур и заканчивая 20-ми годами прошлого века. Деревенские пейзажи со стогами сена, с лошадьми, мальчишками, бабами и казаками – все здесь из воспоминаний художника о своем детстве, о родителях и дедах. В то же время картины С.А. Попова – это не только личные воспоминания, в них заложено более глубокое мироощущение, содержащее и духовное родство поколений, и преемственность традиций, это живая связь между прошлым и настоящим. При создании композиций, раскрывающих определенный исторический период, Сергей Анатольевич много времени уделяет работе с архивными и историческими материалами. На полотнах С.А. Попова прошлое
5
и настоящее нашей страны предстает во всей полноте, противоречиях и многообразии.
Сегодня многие его картины приобретены для частных коллекций, галерей Москвы, Японии, КНР, Эстонии, Германии, Московской и Благовещенской епархий, Амурским областным краеведческим музеем, Музеем русского искусства в КНР.
Художник Водяник Владимир Алексеевич (Приложение 3) родился в 1952 году. Он был направлен из Брянска к нам преподавателем рисунка живописи в Благовещенское педагогическое училище №2. По приезду на Дальний восток сразу включился в творческую среду коллектива Амурских художников. Этот художник показал в своих картинах два вида искусства: натюрморт, пейзаж.
Художники портретисты: (Приложение 4) Савченко Николай Александрович, Жигалов Александр Иванович.
Художники пейзажисты: (Приложение 5) Демченко Владимир Иванович, Красников Владимир Григорьевич, Петренко Александр Фёдорович.
Только одарённые мастера могут так точно, проникновенно чувствовать и отражать в своих произведениях красоту дальневосточного пейзажа – от суровых северных мотивов Тынды, Зеи, Экимчана до согретых южным солнцем предгорий Малого Хингана. Это и полноводные Амур, Зея, Селемджа, Бурея, и бескрайние леса и поля.
Одна из важнейших задач – восстановление культурного пространства на огромных просторах Отечества, но в первую очередь – перед жителями России.
Мы побывали в мастерской Петренко Александра Фёдоровича
(Приложение 6). Она расположена на улице Зейской в Доме художника.
6
Комната, в которой находится мастерская не большая, но для творчества художника места хватает. Стены увешаны картинами, на стеллажах много книг, которые помогают художнику в работе. На полках стоят уже готовые репродукции к выставке. В центре мастерской находится мольберт, на котором ещё не закончена картина. Александр Фёдорович нам рассказал, какими красками он рисует и методику работы. Картину он пишет мазком, что нас очень заинтересовало, а применяет в рисунке метод лессеровки (гладкий) (Приложение 7), пастозный (объёмный) (Приложение 8). Кистью А.Ф. Петренко не пользуется. Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона. Почти все краски пригодны для лессировок: одни для прозрачных, другие для полупрозрачных.
Лессировками можно дополнить или закончить почти всякую так или иначе начатую живопись, но еще лучших результатов достигают на специально подготовленном для этой цели подмалевке. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее и холоднее, чем она предполагается быть в законченном виде; надлежащий же тон и светотень дают ему лессировки в соединении с тонами подмалевка.
Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет. На том же основании живопись, исполненная лессировками, лишена воздушности, которая достигается в живописи лучше всего красками с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет. 
Пастозность (от  HYPERLINK "http://www.art-drawing.ru/countries-and-cities/2969-italia" итал. pastoso - тестообразный), качество красочного слоя в технике живописи, которое возникает благодаря неровному нанесению
7
на грунт густой пасты-краски. Пастозность придаёт поверхности - рельефность, иногда значительную, часто сохраняющую форму, приданную ей кистью или мастихином; в наиболее выпуклых местах даёт блики. Применение пастозности позволяет усилить эмоциональную выразительность произведения, особенно убедительно передать материальную насыщенность предметного мира, раскрыть пластические возможности самой красочной массы.(8)
Этими приёмами пользуются многие художники, в том числе и А.Ф. Петренко.
Работы в мастерской художника нам очень понравились. На прощание Александр Фёдорович подарил каждому по кисти и фотографии пейзажей.
Уходя из мастерской, мы сделали вывод, что творчество амурских художников интересно, многогранно, а методы используемые для выполнения работ, разнообразны (лессировка, пастозный).
Заключение
На уроках литературы, изобразительного искусства, истории, музыки мы знакомимся с творчеством великих мастеров мировой живописи, а не знаем ничего о тех людях, которые живут рядом с нами и создают произведения , в которых отражают природу и жизнь Амурской области.
Поэтому мы рекомендуем:
посещать выставки наших амурских художников
включить в уроки литературы, изобразительного искусства, истории, музыки изучение творчества Петренко Александра Фёдоровича и других амурских художников.
А для того, чтобы заинтересовать слушателей конференции и привлечь к изложенной проблеме мы выпустили буклет о творчестве Амурских художников.
8
Список используемых ресурсов
Амурский краеведческий музей.
Альбом Владимир Водянин
Живописные работы А.Ф. Петренко.
Репродукции картин.
Словарь по искусству и архитектуре /Сост. Р.П. Андреева. – Спб.: издательский дом Литера», 2003. -448с.
Художники Приамурья. Альбом. – Благовещенск, коммерческое издательство «Зея», 2004. – 192 с.
Яков Скрипков Каталог выставки. Москва:. МГПО,- 1989. 64 с.
http://bibliofond.ru