ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Изобразительного искусства и художественного труда «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО »

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детский (подростковый) центр

ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «_____»_________ 2009г.
(ПРОТОКОЛ № ___________)

Согласовано:_________
Зам директора по УВР
Петрова Н.Н.
«____»________2009 г.

УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ПЕРОВА В.А.
«_____»___________ 2009г.



·
·
·ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Изобразительного искусства и художественного труда
«В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО »






Составитель: Маркова Татьяна Федотовна
Педагог дополнительного образования,
Возраст обучающихся 6 – 14 лет
Срок реализации программы 3 года

Якутск


Пояснительная записка.
Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Цель: создание условий для развития личности ребенка, приобщение его к изобразительному искусству, обогащение духовных потребностей и развитие его творческой активности.

Задачи:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
Формирование художественно-творческой активности: накопление знаний об искусстве, готовность и способность творчески их использовать в собственной продуктивной деятельности;
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

В программе используется технология развивающего обучения:
постепенное усложнение материала;
оптимальный темп;
личностно – ориентированный подход.

Основные идеи:
творчество не является уделом избранных;
творчеству можно обучать;
творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям;
При определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;
Включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;
Максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);
Стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Научно теоретическое обоснование:
В основе программы лежит опыт работы Неменского
Основные принципы программы:
- Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса не только давать знания, но формировать личность;
- Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
- Принцип интеграции: совмещение в одной программе общности театральной деятельности с различными видами искусств;
- Принцип целостности: соблюдение единства обучения, воспитания и развития с одной стороны, системность с другой.
Программа рассчитана для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Дети разбиты на 3 возрастные группы:
Возрастной состав в группах
1 год обучения (6-8 лет);
2год обучения (9-11 лет);
3год обучения (12-14 лет).
В дифференцированных группах тема объясняется одинаково, а задания даются детям в зависимости от года и обучения, и возраста обучаемого.

Программа имеет 3 этапа:
1 этап – подготовительный (1 год обучения)
2 этап – развивающий (2 год обучения)
3 этап – завершающий (3 год обучения)
По желанию ребенок может посещать занятия и после 3 года обучения.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Формы:
занятия в учебном кабинете:
тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
комплексные или интегрированные (изучение одной темы с использованием 2 – 3 видов творческой деятельности);
игровые
итоговые (праздники, творческий зачет)

выездные занятия:
учебные экскурсии;
выставки;

Методы:
словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение
наглядные: иллюстрации, аудиоматериалы, видеоматериалы, наблюдения
практические: упражнения для рук
Контрольная диагностика:
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений, навыков воспитанников.
На занятиях используются различные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, клубные конкурсы, выступления;
- итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в городских и республиканских конкурсах.
Цели и задачи по этапам
1 год обучения:
Это подготовительный этап. Главная цель на этом этапе приобщить детей к наблюдению за окружающим миром, развить важнейшие художественные способности каждого ребенка.

Основные задачи подготовительного этапа:
формировать у детей наблюдательность, внимательность к
окружающему миру;
знакомство и первичное освоение разнообразных
художественных материалов: живописных, графических, пластических;
первичное знакомство с основами цветоведения, композиции,
перспективы;
приобретение умений и навыков при пользовании карандашом,
мелками, красками, кистями и фломастерами;
развивать пространственное воображения и фантазию.

2 год обучения:
Это развивающий этап. Дети получили общие представления о
некоторых видах искусства, его приемах. Главная цель приобщать к активному творчеству у них воспитывается потребность к художественному самовыражению с помощью средств изобразительного искусства.

Основные задачи развивающего этапа:
формировать практические умения и навыки свободного
кистевого письма;
продолжить знакомить детей с основами и особенностями
цветоведения;
знакомить с изделиями народных мастеров художественных
промыслов;
углублять знания о средствах художественной выразительности
цвет, ритм, симметрия, композиция;
обучать первоначальным навыкам самостоятельных, творческих
работ, направляя деятельность детей и предоставляя им больше самостоятельности.

3 год обучения:
Это завершающий этап всего цикла обучения. Цель добиться от обучающихся, потенциально стать специалистами в области художественного и декоративно-прикладного творчества, выполнения собственных творческо-сюжетных композиций.

Основные задачи завершающего этапа:
повторение и самостоятельное углубленное изучение
декоративно-прикладного искусства;
научить детей правильно организовывать и планировать свою
работу, оценивать ее результаты;
развивать творческую активность и фантазию;
формировать художественно- эстетические вкусы;
профориентация обучающихся на профессии художественных
промыслов.

Ожидаемый результат
Критерием достижения в конечной цели программы служит только конкретный продукт деятельности ребенка, который имеет свои критерии сложности и которые можно сравнить с тем, что должен уметь делать ребенок в конце каждого этапа обучения.
К концу подготовительного этапа группа детей должны уметь:
смешивать краски, пользоваться палитрой, рисовать графическими материалами, правильно компоновать изображения на бумаге, уметь делать разметку, сравнивать предметы и их части между собой по общему тону, по цвету, в сюжетных работах передавать элементарные движения, различать теплые и холодные цвета, уметь получать дополнительные цвета.
К концу развивающего этапа дети должны уметь правильно скомпоновать рисунок на листе бумаги, передать объем и пространство в рисунках, уметь рисовать мелкие детали, уметь строить эскизы рисунка, правильно и умело пользоваться ножницами, клеем, скотчем; владеть основными приемами декоративно-прикладного искусства.
К концу завершающего этапа должны уметь составлять сложные композиции на сказочные и бытовые темы, должны отработать навыки свободного кистевого письма до автоматизма, владеть приемами росписей народных промыслов, чувствовать ритм и гармонию, уметь выражать настроение, чувства, эмоции в своих работах.
Учебно-тематический план изостудии «Коллаж»
На 2013 – 2014 уч. год
1 года обучения
Группы № 1, занимаются 2 раза в неделю по 1 часу


Раздел, тема
Количество часов



теория
практика
всего

1
Введение в программу
Знакомство с программой, особенности первого года обучения
Правила техники безопасности в изостудии


1

1





2

2

2
Живопись
Свойства красок
Королева Кисточка и волшебные превращения красок
Праздник теплых и холодных цветов
Серо-черный мир красок
Красочное настроение


1
1

1
1
1

2
2

2
2
2

3
3

3
3
3



5
10
15

3
Рисунок
Волшебная линия
Точка
Пятно
Форма
Контраст форм


1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

3
3
3
3
3



5
10
15

4
Декоративное рисование
Симметрия
Стилизация
Декоративные узоры
Орнамент
Сказочная композиция


1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

3
3
3
3
3



5
10
15

5
Конструирование из бумаги
Работа с рваной бумагой
Работа с мятой бумагой
Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги)


1
1
1


2
2
2

3
3
3



3
6
9

6
Выразительные средства графических материалов
Цветные карандаши
Гелиевые ручки, тушь
Восковые мелки, фломастеры
Пастель, уголь


1
1
1
1

2
2
2
2

3
3
3
3



4
8
12

7
Экскурсии в музеи и на выставки
6

6

8
Итого:
28
44
72









Учебно-тематический план изостудии «Коллаж»
На 2013 – 2014 учебный год
2 года обучения
Группа № 2, занимаются 2 раза в неделю по 2 часа


Разделы, тема
Общее кол-во часов



Теория
Практика
Всего

1
Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения
«Чем и как работают художники»
Любимый сказочный персонаж
1
1
2

2
Знакомство с новыми видами и жанрами изобразительного искусства 


«Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти)
1
1
2


«Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти)
 
2
2


«Радуга» смешение красок
-
2
2


«Осенние листочки» (работы с натуры)
-
2
2


Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению
-
2
2


Экскурсия на станцию юннатов
-
2
2


«Волшебный мир аквариума» (работа по памяти)
-
2
2


Портрет (аппликация)
-
2
2


«Сказочное дерево» (работа по представлению)
-
2
2


«Моя любимая игрушка» (работы с натуры)
-
2
2


Маски из папье-маше
1
1
2


Маски из папье-маше
 
2
2


Маски из папье-маше
 
2
2


«Этюд фантастический мир» (работа по воображению)
-
2
2


Разноцветные бабочки (по памяти)
-
2
2


Портрет друга (графическая работа)
-
2
2


«Фантастический зверь»
-
2
2


В чем красота зимы. Первый снег.
-
2
2


Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)
0,5
1,5
2


Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)
 
2
2


Изготовление объемной игрушки
-
2
2


Наброски фигуры человека
-
2
2


«Наши зимние забавы» (работа по памяти)
0,5
1,5
2


«Наши зимние забавы» (работа по памяти)
 
2
2


Графическая работа «Маленькие и большие»
-
2
2


Оригами «Жар Птица»
0,5
1,5
2


«Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»
1
1
2


«Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»
Кто спешит на елку
 
2
2


Кто спешит на елку
0,5
1,5
2


Натюрморт «Овощи и фрукты»
-
2
2


Композиция «Окно»
-
2
2


Новогодняя открытка
-
2
2


Рождественский сувенир
0,5
1,5
2


Рождественский сувенир
Транспорт (графическая работа)
 
2
2


Транспорт (графическая работа)
Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»
-
2
2


Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»
1
3
4


Мы рисуем домашних животных (графическая работа)
-
2
2


Узор на стекле
-
2
2


«Веселый человек» (графическая работа)
-
2
2


«Сказочный дворец (работа по представлению)
-
2
2


Матрешки
0,5
1,5
2


Композиция «Цирк»
0,5
1,5
2


Композиция «Цирк»
 
2
2


Русский народный костюм
1
1
2


Русский народный костюм
 
2
2


«Вспомним лето» (аппликация из природных материалов»
0,5
1,5
2


«Вспомним лето» (аппликация из природных материалов»
Цветовой круг
-
2
2


Цветовой круг
«Сказка»
1,5
1,5
2


«Сказка»
 
2
2


«Сказка»
«Жили были» (работа по представлению)
 
2
2


«Жили были» (работа по представлению)
 Мозаика из цветной бумаги
-
2
2


Мозаика из цветной бумаги
1,5
1,5
2


Готовим подарки своим мамам
0,5
1,5
2


Готовим подарки своим мамам
 
2
2


Готовим подарки своим мамам
«В царстве нежности»
1,5
1,5
2


«В царстве нежности»
 
2
2


«В царстве нежности»
Композиция на экологическую тему. Плакат
 
2
2


Композиция на экологическую тему. Плакат
0,5
3,5
4


Композиция на экологическую тему. Плакат
Натюрморт из предметов быта
 
2
2


Натюрморт из предметов быта
0,5
1,5
2


Натюрморт из предметов быта
Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
 
2
2


Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
0,5
1,5
2


Рисование на противопожарную тему.
Безопасность дорожного движения
 
2
2


Архитектура
-
2
2


«Дождик» (по представлению)
-
2
2


«Первые цветы» (работа с натуры)
0,5
1,5
2


«Первые цветы» (работа с натуры)
 
2
2


«На поляне» (по представлению)
-
2
2


Кляксография
0,5
1,5
2


Кляксография
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ учащихся
 
2
2

3
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ учащихся
0,5
2,5
3


Всего часов
15,5
128,5
144



15