Рабочая программа «Ритмика и танец с элементами танцетерапии»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55
с углубленным изучением
отдельных предметов»

Рабочая программа
«Ритмика и танец с элементами танцетерапии»
Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
высшей категории
Солуянова
Маргарита Ивановна
Казань – 2015
Содержание
Пояснительная записка ____________________________________3
Содержание программы «Азбука музыкального
движения». 1 год обучения ____________________________________4
Тематический план. 1 год обучения __________________________6
Учебно-тематический план. 1 год обучения____________________7
Содержание программы. 1 год обучения______________________11
Содержание программы «Учимся танцевать народные,
детские, историко-бытовые танцы». 2 год обучения________________17
Тематический план. 2 год обучения___________________________19
Учебно-тематический план. 2 год обучения____________________20
Содержание программы. 2 год обучения ______________________25
Содержание программы «Учимся танцевать
современные танцы». 3 год обучения ____________________________29
Тематический план. 3 год обучения___________________________31
Учебно-тематический план. 3 год обучения____________________32
Содержание программы. 3 год обучения_______________________37
Особенности построения занятий_____________________________41
Особенности методики обучения _____________________________42
Условия реализации программы______________________________45
Заключение _______________________________________________46
Список литературы_________________________________________47
Пояснительная записка.
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.
Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогом, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Это направление нашло отражение в авторской общеобразовательной рабочей программе «Ритмика и танец с элементами танцетерапии», составленной в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Программа разработана на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-7 классы, утвержденная Министерством образования 2001г., авторского учебного пособия для начальных классов «Азбука танца», авторской методической разработки «Развитие пластического видения мира через систему творческих заданий».
Программа соответствует уровню стандарта образования. Материал рассчитан на 3 года обучения.
 Цель программы:   
Обучение основам хореографии. Формирование у учащихся знаний, навыков, умений, необходимых для занятий классическим, народным, современным танцами. Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.
Задачи:
Образовательная – приобретение учащимися теоретических и практических навыков, знаний и умений, целостное и систематическое обучение детей на основе овладения и освоения программного материала.
Развивающая – развитие логики и координации движения, формирование навыков выполнения движений, ориентации в пространстве, соотношение пространственных движений с музыкой, физическое развитие тела, а также творческого воображения и чувства прекрасного.
Воспитательная – воспитание эстетического вкуса, любви к искусству танца, чувства коллективизма у детей младшего и среднего школьного возраста. Программа «Ритмика и танец с элементами танцетерапии» базируется на следующих принципах: личной ориентации, общедоступности, креативности, системности, диалогичности, единства обучения, воспитания и развития. А также раскрывает следующие аспекты:
Креативные потребности детей и их родителей, обусловленные, с одной стороны желанием родителей развить способности детей, с другой же стремлением детей к самореализации и самовыражению.
Познавательные потребности детей и их родителей, которые определяются стремлением к расширению объема знаний, формированию новых умений и навыков.
Коммуникативные потребности детей в общении со сверстниками и педагогом.
Досуговые потребности детей, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
Содержание программы
«Азбука музыкального движения»
1 год обучения
Цель: формирование основных теоретических знаний и танцевальных умений и навыков на основе овладения программным материалом.
Задачи:
Обучающие
формирование элементарных знаний и умений (основная терминология, базовые движения и элементы);
художественное просвещение в области хореографии;
формирование знаний о здоровом образе жизни (режим дня, питание, физическая культура, гигиена).
Воспитательные
приобщение обучающихся к народной культуре и традициям;
формирование внимания, чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;
формирование эстетического вкуса.
Развивающие
развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости координации);
развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.
Предполагаемые результаты первого года обучения.
В конце первого года обучения обучающиеся должны:
Знать:
танцевальную терминологию, применяющуюся при изучении материала (опорная нога, работающая нога, основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца), план класса;
правила техники безопасности;
правила взаимодействия в коллективе.
Уметь:
вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения;
выполнять начальные упражнения по позициям в темпе и ритме музыки;
сохранять во время движения правильную осанку;
чувствовать характер музыкального произведения;
правильно исполнить два подготовительных portdebras;
ориентироваться в пространстве;
исполнить переменный шаг, галоп, подскоки.
изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в разном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
Навыки: выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно и с помощью педагога.
Тематический план
1 год обучения

п/п
Тема Количество часов
Всего Теория
Практика
1 Ритмика 9 1 8
2 Танцевально- ритмическая гимнастика 38,5 3 35,5
3 Танцевальные этюды и танцы 44 1 43
4 Музыкально-подвижные игры 5 5
5 Концертная деятельность 8,5 8,5
6 Мероприятия воспитательного характера 15 12 3
Итого 120 17 103
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п Название темы Всего кол-во часов Тео-рия Прак-тика
Раздел №1 Ритмика
1.1 Вводное занятие. Правила по технике безопасности 1 1 1.2 Упражнения для согласования движений с музыкой хлопки в такт музыке 1 1
хлопки и удары ногой на сильную долю, на вторую долю такта 1,5 0,5 1
мелодия и движения на м/р 2/4, 4/4 1,5 1,5
такт 1,5 1,5
движения, связанные с различной динамикой звука 1,5 1,5
притопы 1 1
Раздел №2 Танцевально-ритмическая гимнастика.
2.1 Ориентировка в пространстве. Правила и логика перестроения из круга в круг и обратно, в колонну
перестроение в колонну 1 1
перестроение в круг 1 1
перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам 1 1
2.2 Танцевальные шаги и бег
бытовой 1
1
шаг галопа 1,5 1,5
марш 1,5 1,5
подскоки 1,5 1,5
бег с подскоком 1 1
разных животных 1 1
2.3 Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа на полу на развитие основных групп мышц:
тренировка голеностопного сустава 1,5 1,5
тренировка коленного сустава 1,5 1,5
тренировка тазобедренного сустава 1,5 1,5
выработка гибкости тела 1,5 1,5
движения головы 1 1
движения плеч и корпуса 1 1
улучшение выворотности ног 1 1
исправление сутулости 1 1
упражнения на развитие амплитуды балетного шага 1 1
2.4 Азбука хореографии
понятие «поклон» 1 1
понятие «станок» 1 0,5 0,5
понятие «опорной» и «работающей» ноги 1 0,5 0,5
план класса 1 1 постановка корпуса 1,5 1,5
позиции ног 1,5 1,5
позиции рук 1,5 1,5
подготовительное1,2 port de bras. 1 1
2.5 Движения у станка (лицом к станку)
demi plie на 2 такта при м/р. – 4/4 по I, II, V позициям 2,5 0,5 2
battemen tendu на 2 такта при м/р. – 2/4 по I позиции releve на 2 и 1 такта при м/р. – 2/4 по VI позиции 2 2
перегибы корпуса назад и в сторону на 2 такта при м/р. – 2/4 по I позиции (на середине зала) 1 1
прыжки на двух ногах по I позиции 1 1
Раздел №3 Танцевальные этюды и танцы
3.1 «Переходная полька» 8 1 7
3.2 «Танцующие утята» 8 8
3.3 «Веселые мартышки» 8 8
3.4 «Снеговики» 8 8
3.5 «Макарена» 6 6
3.6 «Если нравится тебе» 6 6
Раздел №4 Музыкально-подвижные игры
4.1 развивающие игры 1 1
4.2 припевки и потешки 1 1
4.3 игры малой интенсивности 1 1
4.4 музыкально-творческие игры 1 1
4.5 игры с предметами 1 1
Раздел №5 Концертная деятельность
5.1 Выступление с хореографической композицией в День знаний 1 1
5.2 Выступление с танцевальной композицией в концерте, посвященном Дню учителя, Дню пожилого человека 1,5 1,5
5.3 Участие в школьном новогоднем представлении «Новогодний серпантин». 1,5 1,5
5.5 Выступление с танцевальной композицией к Международному женскому дню 8 марта 1,5 1,5
5.6 Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы 1,5 1,5
5.7 Концертное выступление на Последнем звонке 1,5 1,5
Раздел №6 Мероприятия воспитательного характера
6.1 Посещение Казанского Кремля 2 2 6.2 Посещение музея изобразительных искусств 2 2 6.3 Фотосессия 4 1 3
6.4 Просмотр и обсуждение видеоматериала 2 2 6.5 Посещение отборочных туров Российского фестиваля «Весенние выкрутасы» 2 2 6.6 Подбор и реставрация костюмов, реквизита. 3 3 Содержание программы
1 год обучения
Раздел №1 Ритмика.
Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющей свободно, красиво и координировано, правильно выполнять движения под музыку, соответствующей её структурным особенностям, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности, учит детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства в музыке, согласовать движения с музыкой. Нужно учесть, что недостаточное развитие на первом этапе обычно сильно тормозит развитие танцевальных способностей у детей. Сюда входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, творческие и музыкальные задания и игры.
Упражнения для согласования движений с музыкой
Тема 1: Определение музыкального ритма.
хлопки в такт музыке
марш с вытянутого носка в продвижении;
шаг «журавля».
Тема 2: Хлопки и удары ногой на сильную долю, на вторую долю такта
Тема 3: Мелодия и движения на м/р. 2/4, 4/4
Тема 4: Движения, связанные с различной динамикой звука (чередование ходьбы на пятках (f) и полупальцах (р))
Тема 5: Притопы
подготовка к дробным выстукиваниям;
подготовка к русскому одинарному ключу;
тройной притоп.
Раздел №2 Танцевально-ритмическая гимнастика.
Очень и объемный раздел программы служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых для занятий хореографией.
C помощью упражнений этого раздела необходимо сформировать осанку учащихся, обеспечить правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развить физические данные, координацию движений, скорректировать недостатки в осанке и физическом развитии.
Ориентировка в пространстве.
Тема 1: Перестроение в колонну
перестроение в шеренгу по команде;
перестроение в колонну по одному, в пары и обратно;
перестроение из колонны по два в колонну по четыре и обратно.
Тема 2: Перестроение в круг
передвижение по кругу по ходу часовой стрелки и против;
сужение и расширение круга.
Тема 3: Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам
свободное размещение в зале;
«воротца».
Танцевальные шаги и бег
бытовой, легкий, шаркающий шаги;
марш;
шаг галопа (боковой подскок);
русский переменный ход;
основной шаг польки;
бег с подскоком;
характерные шаги и бег различных животных
выразить образ в разном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа на полу на развитие основных групп мышц
Теория:
тренировка голеностопного сустава;
тренировка коленного сустава;
тренировка тазобедренного сустава;
выработка гибкости тела.
Практика:
Тема 1: Движения для головы (на 2 такта при м/р. – 2/4):
повороты направо-налево;
вверх-вниз;
наклоны с различной амплитудой.
Тема 2: Движения плеч и корпуса:
подъем и опускание плеч;
наклоны корпуса вперед и в сторону;
повороты, выводя правое и левое плечо вперед.
Тема 3: Улучшение выворотности ног.
Тема 4: Исправление сутулости:
развитие гибкости позвоночника.
Тема 5: Упражнения на развитие амплитуды балетного шага:
продольный шпагат;
поперечный шпагат (канат);
Азбука хореографии:
Теория:
понятие поклон;
понятие «станок»;
характер музыкального сопровождения упражнений;
прослушивание музыкальных фрагментов из балета;
понятие опорной и работающей ноги;
план класса.
Практика:
Тема 1: Постановка корпуса.
Тема 2: Позиции ног:
I, II, III, IV (полувыворотные), VI.
Тема 3: Позиции рук:
подготовительное положение;
I, II, III позиции;
перевод рук из позиции в позицию.
Подготовительное porte de bras.
Движения у станка
Тема 4: Demi plie на 2 такта при м/р. – 4/4, по I, II, V позициям (лицом к станку).
Тема 5: Battement tendu на 2 такта при м/р. – 2/4 по I позиции (лицом к станку).
Тема 6: Releve на 2 и 1 такта при м/р. – 2/4 по VI позиции (лицом к станку).
Тема 7: Перегибы корпуса назад и в сторону на 2 такта при м/р. – 2/4 по I позиции (на середине зала).
Тема 8: Прыжки на двух ногах по I позиции.
Раздел № 3 Танцевальные этюды и танцы.
«Переходная полька»
разучивание основных элементов польки;
рисунок танца;
постановка танца.
«Танцующие утята» - хореографическая композиция на основе танца утят.
разучивание элементов композиции;
постановка танца.
«Веселые мартышки» - танцевальная композиция.
разучивание основных элементов танца;
разучивание текстового сопровождения;
постановка танца.
«Снеговики» -хореографическая композиция .
разучивание элементов картины;
постановка танца.
«Макарена» - танцевальная композиция на основе музыки Макарена в исполнении испанского дуэта «Лос дель Рио».
разучивание основных элементов Макарены;
рисунок танца;
постановка танца.
«Если нравится тебе» - танец под диктовку
разучивание основных элементов танца;
разучивание текстового сопровождения;
постановка танца.
Раздел № 4 Музыкально-подвижные игры.
Целью раздела «Музыкально-подвижные игры» является формирование у учащихся знаний и навыков творческого, эмоционального, артистического исполнения игр.
Одними из основных задач являются:
создание условий для развития фантазии и мышления, чувственности и интеллектуального познания себя и мира в целом;
укрепление скелетно-мышечного аппарата ребенка через игру, через систему творческих заданий.
Игры служат ступенью, подготовкой к дальнейшим полноценным номерам, строящимся по всем законам драматургии. Музыкальные игры чередуются с учебным материалом, объединяются в танцевальные игровые упражнения и миниатюры. Только в игре происходит наиболее оптимальное усвоение новых знаний. Проигрывая ту или иную ситуацию, ребенок как бы осваивает ее, интегрирует общественный опыт, в том числе и в области хореографии.
«Музыкально-подвижные игры» - это поиск пластики образа, состояния, настроения. Здесь ребята импровизируют под музыку, играют в музыкальное, либо литературное зеркало.
Причастность ребенка к самодеятельному художественному творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфики человеческого качества – способности к преобразовательной деятельности.
Организация пространства, в котором находятся дети, правильно подобранная музыка, вызывающая определенное настроение, создание воображаемых игровых ситуаций – все это погружает ребенка в особый мир, где он чувствует себя свободным и раскованным, где снимаются все барьеры и запреты, где он может свободно себя реализовать. Однако сама по себе обстановка, как бы эстетична она не была, не может полностью увлечь ребенка. Для этого необходимо участие другого человека, который своим интересом к деятельности вызвал бы у ребенка ответный. В младшем школьном возрасте таким человеком может и должен стать педагог. Его задача – не просто продемонстрировать, как и что нужно делать, но и «заразить» ребенка своей увлеченностью, открыть ему радость творчества.
Задача педагога как раз состоит в том, чтобы помочь ученику увидеть себя, свою индивидуальность и оригинальность в продуктах своей деятельности. Ощущение своей состоятельности дает ученику уверенность в себе и свободу для самореализации.
Тема 1: Развивающие игры:
«Знакомство»;
«Почтальон»;
«Море волнуется»;
«Шофер»;
«Воздушный шарик»;
«Ручеек»;
«Не перепутай место».
Тема 2: Припевки и потешки:
«Бараны»;
«Солнышко»;
«У медведя во бору».
Тема 3: Игры малой интенсивности (в положении сидя на стуле).
«Музыкальные стулья».
Тема 4: Музыкально-творческие игры:
«Два сигнала»;
«Мои эмоции».
Тема 5: Игры с предметами:
«Музыкальная змейка»;
«Все вместе».
Раздел №5 Концертная деятельность
Выступление с хореографической композицией в День знаний
Выступление с танцевальной композицией в концерте, посвященном Дню учителя, Дню пожилого человека
Участие в школьном новогоднем представлении «Новогодний серпантин»
Выступление с танцевальной композицией к Международному женскому дню 8 марта
Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Концертное выступление на Последнем звонке
Раздел №6 Мероприятия воспитательного характера
Посещение Казанского Кремля
Обсуждение хореографических композиций-участниц Городского конкурса «Солнечный мост»
Посещение отборочных туров Российского фестиваля «Весенние выкрутасы»
Фотосессия
Подбор и реставрация костюмов, реквизита.
«Учимся танцевать народные, детские, историко-бытовые танцы»
2 год обучения
Цель: углубление и систематизация основных знаний и совершенствование практических умений и навыков обучающихся.
Задачи:
Обучающие
формирование специальных знаний и умений по курсу;
художественное просвещение в области хореографии;
формирование знаний о характерных особенностях национальных танцев;
освоение более свободного владения корпусом, движениями головы, рук;
развитие гибкости, пластичности и выразительности.
Воспитательные
приобщение обучающихся к народной культуре и традициям;
формирование внимания, чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;
формирование эстетического вкуса.
Развивающие
Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, танцевального шага, устойчивости, координации);
Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.
Предполагаемые результаты второго года обучения
В конце второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
отличительные особенности танцев (народных, историко-бытовых);
характерные особенности исполнения русского, татарского народных танцев;
манеру исполнения историко-бытовых танцевIX века;
основные позиции и положения ног и рук в народно- сценических танцах;
основные танцевальные движения и комбинации танцев (народных, историко-бытовых).
положение «носок против пятки» в движениях с 5-й позиции.
Уметь:
самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев;
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнениях.
передавать эмоциональную окраску композиции танца;
соотносить свои движения с услышанной музыкой;
Навыки:
выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно или после предварительного показа педагогом.
Иметь навык выворотного положения ног «пятка напротив носка» в battement tendu c I позиции (вперед, назад, в сторону).
Тематический план 
2 год обучения

п/п
Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Ритмика 22 6,5 15,5
2 Танцевально- ритмическая гимнастика 92 7,5 84,5
3 Танцевальные этюды и танцы 60 60
4 Музыкально- подвижные игры 8 8
5 Концертная деятельность 21 21
6 Мероприятия воспитательного характера 31 20 11
Итого 234 34 200
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п Название темы Всего кол-во часов Тео-рия Прак-тика
Раздел №1 Ритмика
1.1 Вводное занятие. Правила по технике безопасности 2 2 1.2 Повторение изученного за 1 год обучения 2 0,5 1,5
1.3 Упражнения для согласования движений с музыкой:
Затакт; 2 0,5 1,5
Дирижирование из затакта; 2 2
анализ музыки (определение характера музыкального размера, строения); 4 2 2
Закрепление знаний и навыков, полученных на первом году обучения; 4 4
Одночастная музыкальная форма; 2 1 1
Установление последовательности, чередования крупных и мелких подразделений в музыке (частей и фраз); 2 0,5 1,5
Поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4, начиная движение по очереди, вступая на начало каждого следующего такта. 2 2
Раздел №2 Танцевально-ритмическая гимнастика
2.1 Ориентировка в пространстве.
Закрепление знаний и навыков, полученных на первом году обучения 4 0,5 3,5
Перестроение из одного круга в два (внешний и внутренний) 2 2
Перестроение в три концентрических круга, двигающихся в разные стороны. 2 2
2.2 Танцевальные шаги и бег
русский переменный ход вперед и назад 2 2
боковой русский ход: припадание 2 2
«ёлочка» 2 2
«гармошка» 2 2
ход в стиле ретро 2 2
скрестный ход 2 2
три бега татарского народного танца 2 2
ходы татарского народного танца 2 2
2.3
Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа на полу на развитие основных групп мышц
упражнения на развитие выворотности ног 6 6
упражнения на напряжение и расслабление мышц 4 4
упражнения по исправлению недостатков осанки 4 4
упражнения на развитие амплитуды танцевального шага и подвижности в тазобедренном суставе 6 4
разворачивание стоп в сокращенном состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI позицию, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях. 6 6
упражнения, направленные на работу каждой части тела, каждой группы мышц независимо друг от друга (изоляция) 6 1 5
пульсометрия 2 2
2.4 Азбука хореографии
теоретическое определение упражнений экзерсиса 2 2 позиции и положения рук в народно- сценическом танце 2 1 1
позиции и положения ног в народно- сценическом танце 4 1 3
определение направления движения, знание понятия «крест» 2 0,5 1,5
разные этапы прыжка temps leve soute 2 0,5 1,5
2.5 Упражнения экзерсиса 1 года обучения с увеличением количества движений и темпа исполнения
demi plie на 1 такт при м/р. – 4/4, на 4 такта при м/р. – 3/4 (лицом к станку); 2 4
grand plie на 2 такта при м/р. – 4/4, на 8 тактов при м/р. – 3/4 (лицом к станку); 4 4
battement tendu на 2 такта при м/р. – 2/4 (лицом к станку) 2 battement tendu jete на 2 такта при м/р. 2/4 (лицом к станку) 2 2
rond de janbe par terre 4 4
releve lent на 2 такта при м/р. – 4/4 (лицом к станку) 2 2
перегибы корпуса, растяжка (лицом к станку) 2 0,5 2
I port de bras (на середине зала) 4 0,5 3,5
подготовка к прыжку temps leve soute на 2 такта при м/р. – 2/4 (лицом к станку) 2 2
temps leve soute en face в I, II, III позициях ног. 2 2
Раздел №3 Танцевальные этюды и танцы
3.1 «Четыре поросенка» 12 12
3.2 «Чишмяле» 12 12
3.3 «Колесо» 14 14
3.4 «Волшебные ложки» 14 14
3.5 «Па де грас» 14 14
Раздел №4 Музыкально-подвижные игры
4.1 развивающие игры 2 2
4.2 припевки 2 2
4.3 игры малой интенсивности 2 2
4.4 музыкально-творческие игры 2 2
Раздел №5 Концертная деятельность
5.1 Выступление с хореографической композицией в День знаний 1 1
5.2 Выступление с танцевальной композицией в концерте, посвященном Дню учителя, Дню пожилого человека 2 2
5.3 Участие в Городском конкурсе «Солнечный мост» 2 2
5.4 Участие в школьном новогоднем представлении «Новогодний серпантин» 4 4
5.5 Участие в районном конкурсе «Танцевальная мозаика» 4 4
5.6 Выступление с танцевальной композицией к Международному женскому дню 8 марта 2 2
5.7 Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы 4 4
5.8 Концертное выступление на Последнем звонке 2 2
Раздел №6 Мероприятия воспитательного характера
6.1 Посещение Казанского Кремля 2 2 6.2 Посещение музея изобразительных искусств; 3 3 6.3 Обсуждение хореографических композиций- участниц Городского конкурса «Солнечный мост»; 2 2 6.4 Фотосессия 6 3 3
6.5 Просмотр и обсуждение видеоматериала 6 6 6.6 Посещение отборочных туров Российского фестиваля «Весенние выкрутасы» 4 4 6.7 Подбор и реставрация костюмов, реквизита. 8 11
Содержание программы
2 год обучения
Раздел №1: Ритмика.
Упражнения для согласования движений с музыкой
Тема 1: Закрепление знаний и навыков, полученных на первом году обучения.
Тема 2: Затакт
хлопки на затакт и первую долю;
дирижирование из затакта;
хлопки и удары ногой на сильную долю, на вторую долю такта
Тема 3: Анализ музыки: определение характера музыкального размера, строения.
Тема 4: Установление последовательности, чередования крупных и мелких подразделений в музыке (частей и фраз).
Раздел №2: Танцевально-ритмическая гимнастика.
Ориентирование в пространстве.
Тема 1: Закрепление знаний и навыков, полученных на первом году обучения.
Тема 2: Перестроение из одного круга в два (внешний и внутренний):
«Воротца»;
«Ручеёк»;
«Звёздочки»;
«Плетень»;
«Корзиночка».
Тема 3: Перестроение в три концентрических круга, двигающихся в разные стороны:
«построение «Шен».
Танцевальные шаги и бег
русский переменный ход вперед и назад;
боковой русский ход: припадание;
«ёлочка»;
«гармошка»;
ход в стиле ретро;
скрестный ход.
Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа на полу на развитие основных групп мышц
Теория:
теоретические определение упражнений экзерсиса;
определение направления движения, знание понятия «крест»;
разные этапы прыжка temps levesoute;
пульсометрия.
Практика:
Тема 1: Упражнения экзерсиса 1 года обучения с увеличением количества движений и темпа исполнения.
Тема 2: Упражнения на развитие выворотности ног.
Тема 3: Упражнения на напряжение и расслабление мышц;
Тема 4: Упражнения по исправлению недостатков осанки:
кифоз;
лондоз;
ассиметрия лопаток.
Тема 5: Упражнения на развитие амплитуды танцевального шага и подвижности в тазобедренном суставе.
Тема 6: Разворачивание стоп в сокращенном состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI позицию, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях.
Тема 7: Упражнения, направленные на работу каждой части тела, каждой группы мышц независимо друг от друга (изоляция).
Упражнения на развитие:
мышц шеи;
плечевого пояса;
грудной клетки;
верхней части туловища;
бедер;
ног;
стоп.
Азбука хореографии
Теория:
теоретическое определение упражнений экзерсиса;
определение направления движения, знание понятия «крест»;
разные этапы прыжка temps levesoute.
Практика:
упражнения экзерсиса 1 года обучения, с увеличением количества движений и темпа исполнения;
demi plie на 1 такт при м/р. – 4/4, на 4 такта при м/р. – 3/4 (лицом к станку);
grand plie на 2 такта при м/р. – 4/4, на 8 тактов при м/р. – 3/4 (лицом к станку);
battement tendu на 2 такта при м/р. – 2/4 (лицом кстанку);
battement tendu jete на 2 такта при м/р. 2/4 (лицом кстанку);
rond de janbe par terre;
relevelent на 2 такта при м/р. – 4/4 (лицом кстанку);
перегибы корпуса, растяжка ( лицом к станку);
Iportdebras (на середине зала);
Temps leve soute вV позиции ног.
Итоговое занятие.
Раздел №3: Танцевальные этюды и танцы.
«Четыре поросенка» - хореографическая композиция разучивание основных элементов композиции;
работа с шумовыми музыкальными инструментами;
рисунок танца;
постановка танца.
«Волшебные ложки» - хореографическая композиция на основе русского народного танца
разучивание основных элементов композиции;
работа с реквизитом (желуди, корзинка);
рисунок танца;
постановка танца.
«Чишмяле» - хореографическая композиция.
разучивание основных элементов композиции;
рисунок танца;
постановка танца.
Раздел № 4 Музыкально-подвижные игры
Тема 1: Развивающие игры:
«Картинка»;
«Туннель»;
«Сказочник».
Тема 2: Припевки:
«Бегут ножки по дорожке»;
«На реке»;
«У Аленки»;
«Утро»;
«Ручеёк».
Тема 3: Игры малой интенсивности (в положении сидя на стуле):
«Барыня»;
«Яблочко».
Тема 4: Музыкально-творческие игры:
«Совушка-сова»;
«Зеркало»;
«Взлет».
Тема 5: Игры с предметами:
«Музыкальная шкатулка»;
«Ленты».
«Учимся танцевать современные танцы»
3 год обучения
Цель: развитие творческой деятельности одаренных детей и активизация внутреннего потенциала личности воспитанников.
Задачи
Обучающие:
совершенствование исполнительского мастерства обучающихся;
формирование навыков постановочной работы;
формирование знаний, умений и навыков исполнения танцев в танцевальных коллективах и сольно.
Воспитательные
формирование потребности в дальнейшем повышении профессионального мастерства и применении практических навыков;
приобщение к культурным ценностям и сохранению традиций своего народа;
воспитание адекватной самооценки.
Развивающие
развитие умений коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся;
развитие творческого восприятия и мышления;
развитие творческой активности.
Предполагаемые результаты 3 года обучения
В конце третьего года обучения обучающиеся должны
Знать:
основные композиционные принципы построения танца;
последовательность построения композиции танца;
правила коллективной и самостоятельной творческой деятельности.
Уметь:
исполнять основные сюжеты танцев;
создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;
вступать каноном;
анализировать работу коллектива и каждого обучающегося;
взаимодействовать в коллективе;
самовыражаться в творческом процессе.
Навыки: самостоятельно исполнять упражнения у станка и на середине зала;
создавать простейшие композиции с комбинированием изученных движений танцев;
сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению задач и упражнений;
Использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Тематический план
3 год обучения

п/п
Тема Количество часов
Всего Теория
Практика
1 Ритмика 21 6,5 14,5
2 Танцевально-ритмическая гимнастика 93 7 86
3 Танцевальные этюды и танцы 66 66
4 Музыкально-подвижные игры 8 2 6
5 Концертная деятельность 21 21
6 Мероприятия воспитательного характера 31 23 8
Итого 240 38,5 201,5
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п.п. Название темы Всего кол-во часов Тео-рия Прак-тика
Раздел №1 Ритмика
1.1 Вводное занятие. Правила по технике безопасности 2 2 1.2 Повторение изученного за 2 год обучения 2 0,5 1,5
1.3 Упражнения для согласования движений с музыкой:
канон 2 0,5 1,5
Поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4, начиная движение по очереди, вступая на начало каждого следующего такта. 2 2
анализ музыки (определение характера музыкального размера, строения) 4 2 2
Закрепление знаний и навыков, полученных на втором году обучения. 3 3
Двухчастная музыкальная форма 2 1 1
Трехчастная музыкальная форма 2 0,5 1,5
Поочередное вступление (каноном), начиная движение по очереди, вступая на начало каждого второго следующего такта. 2 2
Раздел №2 Танцевально-ритмическая гимнастика
2.1 Ориентировка в пространстве.
Закрепление знаний и навыков, полученных на втором году обучения 3 0,5 2,5
Перестроение в три конических круга 2 2
Перестроение в три концентрических круга, двигающихся в разные стороны. 2 2
Фигура «Шен» 2 2
2.2 Танцевальные шаги и бег
русский переменный ход вперед и назад 2 2
«ёлочка» в повороте 2 2
«гармошка» в повороте 2 2
три бега татарского народного танца в разных темпах 2 2
ходы татарского народного танца в разных темпах 2 2
2.3
Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа на полу на развитие основных групп мышц
пульсометрия 2 0,5 1,5
упражнения на развитие выворотности ног 4 4
упражнения на напряжение и расслабление мышц 4 4
упражнения по исправлению недостатков осанки 4 4
упражнения на развитие амплитуды танцевального шага и подвижности в тазобедренном суставе 6 1 5
разворачивание стоп в сокращенном состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI позицию, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях. 6 6
работа каждой части тела, каждой группы мышц независимо друг от друга (изоляция) 6 1 5
2.4 Азбука хореографии
теоретическое определение упражнений экзерсиса 2 2 определение направления движения, знание понятия «крест» по2 2 0,5 1,5
temps leve soute по всем позициям 2 0,5 1,5
2.5 Упражнения экзерсиса 2 года обучения с увеличением количества движений и темпа исполнения
demi plie на 1 такт при м/р – 4/4, на 4 такта при м/р – 3/4 (одной рукой за станок) 2 2
grand plie на 2 такта при м/р – 4/4, на 8 тактов при м/р. – 3/4 (одной рукой за станок) 4 4
battement tendu на 2 такта при м/р – 2/4 (одной рукой за станок) 2 2
battement tendu jete на 2 такта при м/р 2/4 (одной рукой за станок) 2 2
rond de janbe par terre 4 4
relevelent на 2 такта при м/р. – 2/4 (лицом к станку) 2 2
sur le cu de pie спереди, сзади, обхватное 2 0,5 1,5
перегибы корпуса, растяжка (одной рукой за станок), II, III port de bras (на середине зала) 4 0,5 3,5
temps leve soute en face в I, II, III позициях ног. 2 2
sagmann de pie на середине зала 2 2
Раздел №3 Танцевальные этюды и танцы
3.1 «Колесо» 12 12
3.2 «Веселенький урок» 12 12
3.3 «Мой мир» 14 14
3.4 «Аниса» 14 14
3.5 «Па де грас» 14 14
Раздел №4 Музыкально-подвижные игры
4.1 развивающие игры 2 2
4.2 припевки 2 2
4.3 игры малой интенсивности 2 2
4.4 музыкально-творческие игры 2 2
Раздел №5 Концертная деятельность
5.1 Выступление с хореографической композицией в День знаний 1 1
5.2 Выступление с танцевальной композицией в концерте, посвященном Дню учителя, Дню пожилого человека 2 2
5.3 Участие в Городском конкурсе «Солнечный мост» 2 2
5.4 Участие в школьном новогоднем представлении «Новогодний серпантин». 4 4
5.5 Участие в районном конкурсе «Танцевальная мозаика» 4 4
5.6 Выступление с танцевальной композицией к Международному женскому дню 8 марта 2 2
5.7 Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы 4 4
5.8 Концертное выступление на Последнем звонке 2 2
Раздел №6 Мероприятия воспитательного характера
6.1 Посещение Казанского Кремля 2 2 6.2 Посещение музея изобразительных искусств 3 3 6.3 Обсуждение хореографических композиций- участниц Городского конкурса «Солнечный мост» 2 2 6.4 Фотосессия 6 6 6.5 Просмотр и обсуждение видеоматериала 6 6 6.6 Посещение отборочных туров Российского фестиваля «Весенние выкрутасы» 4 4 6.7 Подбор и реставрация костюмов, реквизита. 8 8
Содержание программы
Третий год обучения
Раздел №1 Ритмика.
Упражнения для согласования движений с музыкой
Тема 1 Закрепление знаний и навыков, полученных на втором году обучения.
Тема 2: Канон
Поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4, начиная движение по очереди, вступая на начало каждого следующего такта.
Тема 2: Анализ музыки (определение характера музыкального размера, строения).
Двухчастная форма музыкального произведения
Тема 3: Установление последовательности, чередования крупных и мелких подразделений в музыке (частей и фраз).
Раздел №2: Танцевально-ритмическая гимнастика.
Ориентирование в пространстве.
Тема 1: Закрепление знаний и навыков, полученных на втором году обучения.
Тема 2: Перестроение в три конических круга;
«Пирамида»;
«Диагональ в кругу»;
Тема 3: Перестроение в три концентрических круга, двигающихся в разные стороны:
Построение «Шен».
Танцевальные шаги и бег
татарский переменный ход вперед и назад;
борма по кругу;
«ёлочка» в повороте;
«гармошка» в повороте;
ход назад с подскоком;
скользящий ход.
Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа на полу на развитие основных групп мышц
Теория:
теоретические определение упражнений экзерсиса;
пульсометрия.
Практика:
Тема 1: Упражнения партерного тренажа 2 года обучения с увеличением количества движений и темпа исполнения.
Тема 2: Упражнения на развитие выворотности ног.
Тема 3: Упражнения на напряжение и расслабление мышц;
Тема 4: Упражнения по исправлению недостатков осанки.
Тема 5: Плоскостопие
плоско-вальгусная постановка стопы.
Тема 6: Упражнения на развитие амплитуды танцевального шага и подвижности в тазобедренном суставе.
Тема 7: Разворачивание стоп в сокращенном состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI позицию, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях.
Тема 8: Упражнения, направленные на работу каждой части тела, каждой группы мышц независимо друг от друга (изоляция).
Упражнения на развитие:
мышц шеи;
плечевого пояса;
грудной клетки;
верхней части туловища;
бедер;
ног;
стоп.
Азбука хореографии
Теория:
теоретическое определение упражнений экзерсиса;
определение направления движения, знание понятия «крест» по 2;
Практика:
упражнения экзерсиса 2 года обучения, с увеличением количества движений и темпа исполнения;
demi plie на 1 такт при м/р. – 4/4, на 4 такта при м/р. – 3/4 (одной рукой за станок);
grand plie на 2 такта при м/р. – 4/4, на 8 тактов при м/р. – 3/4 (одной рукой за станок);
battement tendu на 2 такта при м/р. – 2/4 (одной рукой за станок);
Battement tendu jete на 2 такта при м/р. 2/4 (одной рукой за станок);
rond de janbe par terre;
relevelent на 2 такта при м/р. – 4/4 (одной рукой за станок);
sur le cu de pie
перегибы корпуса, растяжкаодной рукой за станок);
II,III формы portdebras (на середине зала);
Temps leve soute en face вI, II, IIIпозицияхног;
Sagmann depie на середине зала.
Раздел №3: Танцевальные этюды и танцы.
«Колесо» - хореографическая композиция разучивание основных элементов композиции;
работа с обручами, надувными мячами;
рисунок танца;
работа в парах;
постановка танца.
«Веселенький урок» - хореографическая композиция на основе музыки в исполнении группы «Friendship».
разучивание основных элементов композиции;
работа с реквизитом (очки, рогатка, журнал);
рисунок танца;
постановка танца.
«Мой мир»- хореографическая композиция;
разучивание основных элементов композиции;
рисунок танца;
постановка танца.
«Аниса» - хореографическая композиция на основе народных танцев татар-мешар;
разучивание основных элементов композиции;
рисунок танца;
постановка танца.
Раздел № 4 Музыкально-подвижные игры
Тема 1: Развивающие игры:
«Ручеек»;
«Кто быстрее»;
«Кукла- кукловод».
Тема 2: Припевки:
«Утушка»;
«Эпипэ»;
«Во поле береза стояла»;
«Блины»;
«Как пошла коляда».
Тема 3: Игры малой интенсивности (в положении сидя на стуле):
«Буги-вуги»;
«Летка-енька».
Тема 4: Музыкально-творческие игры:
«Как у наших у ворот»;
«Разбитые зеркала»;
«Парус».
Тема 5: Игры с предметами:
«Музыкальная шкатулка»;
«Волшебный обруч»;
«Веселые мячи».
Особенности построения занятий
Занятия по программе «Ритмика и танец с элементами танцетерапии» составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям занимающихся. Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Каждое занятие состоит из трех частей:
Подготовительной
Основной
Заключительной
Деление занятия на части относительно. Каждое занятие – единое целое и включает все виды деятельности (игры, ритмику, танцевально – ритмическую гимнастику, музыкально – подвижные игры, разучивание танцев). При этом нужно сочетать материалы разных разделов программы, например:
Ритмика 5-10минут, танцевально-ритмическая гимнастика 15-20 минут, разучивание этюдов или танцев 15-20 минут, музыкально-подвижные игры 5минут.
Подготовительная часть занятия занимает 5 – 15 % общего времени и зависит от решения основных задач урока. Задача этой части занятия подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой.
Основная часть занятия длится 70-80 % общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др. На этой стадии дается большой объем знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия могут входить: танцевально - ритмическая гимнастика, разучивание этюдов или танцев.
Заключительная часть занятия длится 5-10 % общего времени. Если в основной части занятия имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц, на восстановление дыхания. Если занятие направлено преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае хорошо использовать игро-танцы и музыкально- творческие игры малой интенсивности.
При проведении занятий необходимо использовать разнообразные методические приемы обучения. Так, при объяснении того или иного движения приводятся образные сравнения. Это помогает детям правильно осваивать движения, создает особое настроение, что вызывает желание активно действовать, сопереживать. Положительные эмоции, похвала при игровом методе обучения активизируют работу сердца, нервной системы, повышают собственную значимость, помогают увлекать детей, что делает обучение наиболее эффективным.
Особенности методики обучения
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций, комплексов упражнений, танцев, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения условно можно разделить на три этапа:
начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
этап углубленного разучивания упражнения;
этап закрепления и совершенствования упражнения.
На начальном этапе обучения создается предварительное представление об упражнении. Педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, «опробывают» упражнение. Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном отображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным, кратким, с использованием специальной терминологии. В дальнейшем при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина сразу же воссоздает образ движения у обучаемых – они легко вспоминают отдельные элементы в композиции.
По первым попыткам выполнения упражнения педагог может судить, как обучаемый понял свою задачу, и в зависимости от этого планировать дальнейший путь обучения. При обучении несложным упражнениям начальный этап может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить все вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит также от умелого и своевременного предупреждения и исправления ошибок. Это дополнительные и ненужные движения, несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность основных мышечных групп, отклонение от направления и амплитуды движений, искажение общего ритма упражнения. Данные ошибки являются характерными на стадии формировании умения. Исправлять ошибки необходимо начиная с более грубых.
На этапе углубленного разучивания упражнения происходит уточнение и совершенствование деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Расчленение упражнения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.
Процесс разучивания существенно укоряется, если удается обеспечить занимающихся информацией о качестве выполнения упражнения. К таким приемам можно отнести: выполнение упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров.
Только тогда, когда выполнение изучаемого упражнения отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает определенную школу движений, можно считать, что этап формирования двигательного навыка закончен.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в формировании движений, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. Здесь необходимо, совершенствуя качество исполнения упражнения, формировать индивидуальный стиль.
Этап совершенствования можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Лишь после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
Направляющая и воспитывающая роль педагога состоит в формировании «школы движений», сознательному отношению к обучению. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и творческому труду.
Условия реализации программы
Для полноценной работы хореографического коллектива необходимо светлое просторное постоянное помещение с хорошей вентиляцией. Помещение оборудуется специальными «станками» - длинными, круглыми, гладко обструганными палками диаметром 7-10 сантиметров, которые укрепляются на кронштейнах вдоль стен. Станок служит ученику опорой во время упражнений и при разучивании танцевальных элементов.
Следует установить в комнатах, отведенных для занятий, большие зеркала, чтобы ученики, отрабатывая танцевальные движения, видя свое отражение в зеркале, могли бы контролировать себя и устранять ошибки. Так же в хореографическом классе должно быть наличие ковриков для занятий партерным экзерсисом.
Музыкальный материал для уроков подбирается заранее, при этом определяется необходимый темп, нюансы, остановки (паузы) и т. д. Возможно использовать фонограммы, как для учебной работы, так же и для постановочной, для этого нужно оборудовать класс аудиоаппаратурой.
Благоприятные условия для проведения уроков по хореографии, которые создает сам педагог, являются залогом успеха в работе с начинающими танцорами.
Заключение
Некоторые моменты рекомендуемой программы обучения могут быть заменены другими или же можно включить дополнительный материал.
Это решает сам педагог. Главное, чтобы предлагаемый материал был увлекательным, доступным для учащихся данного возраста. А также отличаться оригинальностью и простотой. Это зависит от индивидуального подхода педагога к обучению. Каждый педагог должен отличаться своим творческим почерком, в котором отражается его индивидуальность, способности и знания.
Список литературы:
Нормативный документ. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
Санитарно- эпидемиологические правила и нормы.
Конвенция о правах ребенка.
Роткина Т. С. «Классификация программ дополнительного образования», «Поиск», ОЦДЮТ, 2002.
Базарова Н., Мей Б. «Азбука классического танца». Л. Искусство. 1983.
Бахто С. «Программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств». 1984.
Ваганова А. «Основы классического танца».
Васильева Т. «Секрет танца». ТОО «Динамит», ООО «Золотой век», 1997.
Васильева-Рождественская М. «Историко-бытовой танец». М. Искусство. 1987.
Дешкова И. «Загадки Терпсихоры». М. Детская литература. 1989.
Кленов А. «Там, где музыка живет», 3-е изд. испр. – М. Педагогика-Пресс. 1994.
Климов А., Федорова А. «Теория и методика преподавания русского народного танца». М. 1972.
«Народный танец. Методическая разработка для хореографических отделений ДМШ и школ искусств». М. 1985.
«Танец: ритм и пластика. Программа экспериментального курса». М. 1989.
Ягодинский В. «Ритм, ритм, ритм!». М. 1985.