Статья Из опыта работы с родителями руководителя ансамбля бального танца Мечта

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей школа искусств с.Баган Новосибирской области














Статья
"Из опыта работы с родителями руководителя ансамбля бального танца "Мечта"
















Автор: Гордичук Ольга Ивановна,
методистДШИ
Соавтор: Оразалина СветланаАлександровна,
преподаватель ДШИ











Баган – 2014г.


АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА: преподавателям ДШИ, педагогам дополнительного образования.
У каждого педагога свой опыт взаимодействия с родителями и свои формы сотрудничества. Это зависит и от направления творческих занятий, и от социальной и психологической обстановки в детском коллективе.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА: возрастная категория (младшего дошкольного и школьного возраста)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГОМ: 19 лет

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА:
Важнейшим организационным педагогическим условием успешной работы по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни детей является работа с родителями, цель которой – сделать их союзниками педагогов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:
Система взаимодействия: школа, ансамбль, семья, социум
Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Семья и учреждение дополнительного образования дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА:
В учреждении дополнительного образования детей Детская школа искусств решаются общие с семьей задачи:
- учатся делать то, что нравится,
- учатся быть созидателями и творцами.
Родители должны знать, где и чем занимаются их дети и поддерживать то, чему их учат в школе искусств. Важно, чтобы радость и успех ребенка были замечены не только педагогом, но и родителями.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА:
В ансамбле бального танца «Мечта», руководитель: Оразалина Светлана Александровна, реализуется образовательная программа «Мечта окрыленная танцем», в которой большая роль отводится работе с родителями, а именно - установлению отношений доверия и сотрудничества между педагогом и родителями, а также оказание действенной помощи семье по воспитанию и развитию личности ребенка.
Цели:
- просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
- консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
- коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:

Диагностическая работа по изучению семьи
(знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество)
Педагогу важно добиться активной воспитательной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Необходимо определить запросы родителей, согласовать с ним режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и образовательном учреждении.
В этом может помочь такая форма работы с родителями как анкетирование родителей, которое позволяет в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по различным психолого-педагогическим темам.

Педагог ориентируется на категории семей:

Семьи, которые озабочены развитием,
воспитанием и обучением детей.
Именно по их инициативе ребенок
приходит в школу искусств. Мотивация таких
семей – «изменить моего ребенка».
Семьи, где родители ведут себя довольно отстраненно. Дети из таких семей самостоятельно приходят в школу, родители даже часто не знают об их творческих успехах.

Организация просвещения родителей







Для того чтобы воспитательная работа в детском коллективе была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой, доверительной формы общения между ними. Вовремя найденное слово, умение и желание помочь, поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать правильный совет иногда гораздо больше сближает с родителями и укрепляет авторитет педагога, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность
* помощь родителей в укреплении учебно-материальной базы объединения.
* проведение мероприятий с партнерским участием родителей (партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе).
* проведение совместных мероприятий общего досуга.
4. Формы совместной деятельности педагогов, родителей, детей
Форма познавательной деятельности
Это дни открытых занятий, праздник творчества, концерты, экзамены. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Форма трудовой деятельности
Оформление кабинетов, пошив концертных костюмов и изготовление аксессуаров к ним ,укрепление материально-технической базы школы и создание более комфортных условий для занятий, благоустройство и озеленение.
Форма проведения досуга
Совместные праздники, подготовка и участие в концертах, спектаклях, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы , экскурсионные поездки, семейные праздники и фестивали и т д. Родители могут не только помочь в оценке результатов,но и непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.
В ансамбле «Мечта» популярными стали следующие активные формы сотрудничества:
Открытые уроки с приглашением родителей;
Участие родителей к подготовке детей к концертной деятельности и поддержка их выступления на сцене;
Оказание спонсорской помощи родителей на развитие учебной материальной базы(приобретение техники, пошив костюмов, проезд учащихся на конкурсы);
Мероприятия совместного досуга: -празднование нового года, походы, посиделки с чаепитием, конкурсно-игровые программы .

5. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе





1 2 3 4

Диагностика и мониторинг процесса воспитания

Предмет мониторинга

Что изучается
Как изучается

1. Детский коллектив как условие развития личности
Методики:

· «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

· «Наши отношения» (Л.М. Фридман)

· Изучение уровня развития детского коллектива

· Социологическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

2. Личность ребенка как главный показатель эффективности процесса воспитания

· Методика ученого В.А. Караковского.

· Тестовая диагностика личностного роста обучающегося (П.В. Степанов, И.В. Кулешова, Д.В. Григорьев).

· Методика индивидуального диагностического собеседования.

3. Диагностика воспитанности личности

Работы Ю.К. Бабанского, Н.И. Монахова,
Н.Е. Щурковой, Л.И. Куликовой, и др.
И.С. Марьенко

4. Удовлетворенность детьми организацией УВП в ОУ.
. Удовлетворенность родителей организацией УВП в ОУ.
Методики

· А.О.Степанова

· А.А. Андреева

5. Программное обеспечение процесса воспитания
Анализ программ, воспитательных планов


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА:

1. Применение диагностики «Наши отношения» (по Л.М. Фридману) позволило педагогу изучить ребят. Итоги отслеживания уровня межличностных отношений в коллективе:
Всего ребят - 42 человека.
10 % - в нашей группе принято помогать без напоминания;
61 % - в нашем коллективе оказывается помощь только своим друзьям;
20 % - помощь оказывается только тогда, когда об этом просит сам воспитанник;
9 % - помощь оказывается только тогда, когда требует педагог;
0 % - в нашей группе не принято помогать друг другу;
0 % - в нашей группе отказываются помогать друг другу.

Итог:
Уровень межличностных отношений стал намного выше за 3 года, что способствует формированию у детей такого качества как взаимопомощь.

2. Диагностика личностного роста обучающегося.
С целью обеспечения уровня устойчиво-позитивного отношения к нравственным качествам развития личности ребенка, Светлана Александровна внедряет в практическую деятельность диагностику «Тестовая диагностика личностного роста обучающегося» (П.В. Степанов, И.В. Кулешова, Д.В. Григорьев).

Итог:
за период 7летнего обучения в объединении воспитанники отдают приоритет таким ценностям как мир, знания, труд, культура, в отличие от таких, как добро, истина, красота, которые многими понимаются по-разному.

3. Используя рекомендации педагога-психихолога И.С. Марьенко, позволило определить уровень воспитанности детей. В качестве критериев: отношение к обществу, труду, людям.
Осуществляя ежедневно в естественных условиях наблюдение и используя другие методы (специальные ситуации, тесты и т. д.) педагог осмысливает накапливаемые данные и фиксирует их, чаще в памяти, и в специальном «сводном листе». Наличие у педагога компьютера, позволяет осуществлять это с помощью компьютерной памяти.
Показатели воспитанности по возрастным группам (1-5кл)
- отношение к занятиям
- любознательность
- трудолюбие
- отношение к себе, сверстникам, взрослым.
- эстетический вкус
От автора:

·Воспитание вызывает позитивное влияние на ребенка или ориентирующее на негативные ценности.


·Результатом воспитания является формирование четкого набора полезных качеств личности (некий стандарт)
Итог:
анализируя методом наблюдений уровень воспитанности коллектива «Мечта», можно заметить, что у основной массы детей достаточно хорошо развиты следующие показатели: регулярность посещения занятий, старательность, внимательность, культура речи, взаимопомощь и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Уровень воспитанности детей можно оценить – удовлетворительно.

4. Применение методики А.А. Андреева позволило определить
- уровень удовлетворенности детьми организацией УВП.
Итог:
95% - удовлетворенность обучающимися жизнью в ДШИ соответствует достаточному уровню, что свидетельствует о комфортном социально-психологическом климате.
. – уровень удовлетворенности родителей организацией УВП в учреждении.
Итог:
80% - удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения ДШИ стабильно соответствует достаточному уровню.


ВЫВОД:
Организованный воспитательный процесс в ансамбле бального танца «Мечта» способствует позитивным изменениям в личности воспитанников.
Каждому педагогу необходимы терпение и готовность к целенаправленному поиску путей решения этой проблемы. Доверие, откровенность, желание поделиться своими тревогами, сомнениями, заботами - будут возникать чаще, если родители почувствуют, что судьба ребенка искренне волнует педагога, и он хочет им помочь.







ЛИТЕРАТУРА:

Артемьев Т.И. Методический аспект проблемы способностей.- М.: 1977.
Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах.- М.: 1982.
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. – СПб., 1988.
Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры. – М.: Дрофа, 2003.
Кучменко В.С. Половозрастное воспитание учащихся, основы сексологии.- М.: Просвещение, 1992.
Лутошкин А.Н. Какой у нас коллектив. – СПб., 2000.
Степанов П.В., Кулешова И.В. , Григорьев Д.В. Тестовая диагностика личностного роста обучающегося. - М.: Просвещение, 1999.
Фридан Бетти. Загадки женственности.- М.: 1994.
Фридман Л.М. Наши отношения.- М.: Просвещение, 1989.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша.- М.: 1982.
Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам.- СПб., ООО Синус Пи, 2006.

родительские собрания
(одна из коллективных форм работы с семьей)

индивидуальная работа
(индивидуальная беседа, консультации на разнообразные темы)


Удовлетворенность детей и их родителей жизнедеятельностью группы

Формирование детского коллектива

Развитие личности

Уровень воспитанности