Методика организации коллектива бального танца в условиях сельской школы»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Хореографический факультет
кафедра хореографии

Мерзликин Артем Александрович
«Методика организации коллектива бального танца в условиях сельской школы»
(выпускная квалификационная работа)
Направление подготовки «Народная художественная культура»
Профиль подготовки «Руководство хореографическим любительским коллективом»
Квалификация «Бакалавр»
Научный руководитель:
Багирова Е.В..
старший преподаватель

Барнаул 2016г.
Содержание

Введение
3

Глава I Теоретические основы бальной хореографии


1.1 Значение бальной хореографии
5

1.2 Воспитательная работа в процессе занятий в хореографическом коллективе
10

Глава II Опытно-экспериментальная работа


2.1 Цели и задачи опытно – экспериментальной работы
28

2.2 Создание коллектива бального танца в условиях сельской школы
32

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
38

Заключение
41

Библиография
43





Введение
Актуальность. На сегодняшний день бальные танцы считаются одним из самых красивых направлений хореографии. Этот настроение становится очень популярным среди всех слоев населения любых возрастов. Им занимается и дети, и подростки, и взрослые, и даже люди преклонного возраста. Бальные танцы помогают развить чувство ритма, пластичность рук, грацию, выразительность, координацию. Как ни странно, бальный танец влияет и на психологическую составляющую. Люди, которые занимаются бальными танцами, чувствуют себя уверенными в себе и в своих силах. Они становятся более раскрепощенными и интересными.
Целью моей квалификационной работы является создание необходимых условий для организации творческой, концертной деятельности хореографического коллектива в условиях сельской школы, раскрыть специфику данной работы
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть значение бальной хореографии;
- изучить различные аспекты воспитательной работы в процессе занятий;
- сформировать регламентирующие документы для создания коллектива бального танца в условиях сельской школы
Объект исследования: коллектив бального танца - театр танца «Силуэт»
Предмет исследования: методика организации коллектива бального танца.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней предпринято обоснование значения бальной хореографии в целом и методика создания коллектива бального танца в условиях сельской школы.
Практическая значимость работы состоит в создании коллектива бального танца в сельской местности
Рекомендации полезны для педагогов дополнительного образования, преподавателей ритмики и музыкальных руководителей учреждений, хореографов студий, школ и кружков на селе и в городе.
Гипотеза моего исследования: если составить регламентирующие документы, создать необходимую материально-техническую базу, то можно организовать коллектив бального танца в сельской школе
Методологическая основа исследования, использованная при изучении данной проблематики, составляет анализ теоретического материала, научной литературы, статистических данных, творческих и учебных планов, методических разработок. А так же анализ личных наблюдений и собственных творческих работ, осуществленных и поставленных в процессе работы в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Калманская детская музыкальная школа»
Методы исследования данной работы:
-эмпирический
- диагностический
-практический
- изучение литературы
В структуру квалификационной работы входит введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение и список использованной научной литературы и других источников, приложения.

Глава I Теоретические основы бальной хореографии

1.1.Значение бальной хореографии.

Бальные танцы являются молодым и развивающимся видом хореографического искусства
Танцы хороши тем, что занятия в быстром темпе и с большими физическими нагрузками чередуются с упражнениями на силу мышц, растяжкой. Прекрасно развивают координацию движений и способствуют хорошей осанке, снятию нервного напряжения и повышению эмоционального фона.
Если некоторые виды спорта или занятия музыкой могут стимулировать искривления позвоночника, то с танцами все наоборот. Правильная осанка при регулярных занятиях обеспечена.
В рамках работы участникам были предложены следующие направления бального хореографического творчества: латиноамериканская и европейская бальная программы.
Занятия танцами реально помогают избавиться от простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезней людей, страдающих бронхиальной астмой, тренируют дыхательную систему
Жизнь современного человека в информационном обществе становится всё сложнее и разнообразнее. Требует не шаблонных и привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации социуме. Стремления к общению и взаимодействию с другими людьми, уверенности, сильной воли, умения отстоять собственную позицию и точку зрения. Данные качества развиваются в коллективе, на основе технологии организации художественного и творческого процесса в коллективе. Изучая педагогическую литературу можно заметить, что на первый план выступает проблема воспитания творчески активной, духовно богатой и всесторонне развитой личности.
Танец - это единственный, всеобъемлющий способ выразить при помощи языка мимики и жестов, все свои чувства и эмоции.
Гармония - это танец. Гармоничный человек - это человек, умеющий хорошо танцевать.
В современном мире танец возведен одновременно в ранг самого доступного и самого элитарного искусства.[5, с 30]
Интерес к бальному искусству хореографии с каждым годом возрастает. Об этом говорят введение в школах углубленного изучения отдельных видов искусства. В том числе хореографии. Появляются новые стили танца, направления хореографического искусства. Все эти факты являются свидетельством нового, современного, художественного сознания людей.
Данные обстоятельства являются плодотворными предпосылками к возникновению и организации новых хореографических коллективов. И неуклонно способствуют росту и развитию уже существующих коллективов. Что отвечает потребностям современного общества.[2, с 40]
Хореографическое воспитание детей приобретает в настоящее время системный характер. Овладение детьми хореографическим искусством осуществляет эстетическое и физическое воспитание, формирует общую культуру. Занятия танцами развивают опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы. Они повышают трудолюбие ребёнка, закаляют его характер и помимо этого требуют собранности. Следовательно, на организм ребенка падает большая нагрузка: не только физическая, но и эмоциональная.
Ко всему этому прибавляется еще и умение слышать и слушать музыку, выстраивая свои действия в соответствии с её ритмами, темпами, стилем и настроением.[4, с 58]
Бальному танцу, как и любому артистическому виду спорта, присуща соревновательность, стремление к достижению высоких показателей результативности.
Большое значение имеет исполнение как технических, так и двигательных задач. Красота движений, легкость, пластика, достигается во многом за счет, ритмичности, последовательности и гармоничности сочетания движений и музыки.
В спорах по поводу этнической принадлежности бального танца, исследователи пришли к выводу, что в настоящее время танец не имеет национальности и, таким образом, не является чуждой культурой в других этносах. На самом деле, за последние годы бальный танец сочетает в себе огромное число различных видов хореографии. Он стал искусством «всех времен и народов» среди других видов хореографии. Различные слои общества, с эстетической точки зрения, воспринимают бальный танец по-разному. Это зависит от возрастных, этнических, конфессиональных и наконец, от интеллектуальных особенностей личности каждого зрителя, и исполнителя.
Более сложно обстоит ситуация с восприятием детского бального танца. Ребенок, в силу его психологических особенностей не может отобразить в танце глубину отношений между мужчиной и женщиной. В силу отсутствия должного для такого творчества жизненного опыта.[19, с.6] 
Тем не менее, сама культура танца, определяет стиль отношений, общения и поведения танцоров. Занятия танцами прививают ребенку, с первых лет, такой образ жизни, который большинство мыслящих людей считают красивым и эстетическим.
Бальный танец объединил в себе спорт и искусство. Он представляет собой богатейший вид творчества, отражающий в себе все красоты мира, которые может показать человек, используя один инструмент - собственное тело. А также красоту звука, ритма, линии, чувства, напряжения и расслабления, сексуальности. Большое значение имеет костюм танцора, как неотъемлемая часть сценического образа. В котором, четко прослеживаются современные эстетические тенденции.
Вся эта большая работа не может не отразиться на танце исполнителя, пройдя через призму души, жизненного опыта, представления о мире и о самом себе. Такое проникновение в глубокие слои искусства и творчества, его философии, не может не оказать влияния на формирование личности танцора и его мировоззрения. Момент настоящей передачи эмоционального образа и характера в бальном танце сложен и интересен. Интерес заключается в том, что нет определенного сценария, текста танцевальной партии.
Композиция в бальном танце, не несет в себе практически ни какого подтекста, не имеет сюжетной линии. Тренер, ставящий танцевальный номер паре, берет несколько критериев: ряд последовательных фигур, который должен соответствовать техническому уровню пары; внимание уделяется так же соответствию физической оснащенности пары, уклон делается в сторону стильных и современных примочек, музыкальности исполнения в зависимости от класса танцоров.
Бальный танец с потерей характерности и эмоционального образа исполнителей, становится в ряд простого спортивного состязания. В потере эмоционального и характерного образа в танце, видится его главная проблема. Если бальная хореография не подчинится четкой систематизации, то для нее не будут найдены четкие критерии оценки, а спорт просто отойдет на второй план и потеряет свое влияние на бальный танец. Ведь роль его влияния далеко неоднозначна. Поэтому, нельзя допускать уход искусства из бальной хореографии. Главная задача в реализации этого вопроса ложится на педагога. Его работа с танцевальным дуэтом, но и с коллективом в целом, должна вестись в свете развития творческого потенциала пары и коллектива, их актерских возможностей. На каждом занятии преподаватель должен вводить танцоров в творческий мир бального танца. Находить образ танца, а так же характер и образ каждой танцевальной композиции в отдельности. Педагог учит воспитанников видеть себя в каждом образе.
Отсутствие сюжета можно считать одним из наиболее важных преимуществ бального танца. Снятие рамок и условий, открывает огромные перспективы для творчества и импровизации исполнителей. Для создания характерного образа в танце может быть использован объемный и глубокий материал. Его нужно брать из истоков самобытной культуры того или другого этноса. Для глубокого воплощения характерного образа в исполняемом танце, современный хореографический коллектив должен впитывать не только танцевальную культуру, но и культуру человечества в целом.
Участники коллектива должны интересоваться различными видами бального танца. Проецировать накопленный опыт в сферу бального танцевального искусства. Исполнители могут находить различные состояния эмоционального и духовного подъема не только в себе, но и в зрителе.
Таким образом, бальный танец сочетает в себе черты, как спорта, так и искусства. Наряду с двигательными навыками, ловкостью, координацией движений, большое значение имеет эстетическое впечатление и художественное содержание танца.

1.2. Воспитательная работа в процессе занятий в хореографическом коллективе

Хореограф, педагог - это тяжёлая профессия. Например, сегодня репетировать не хочется, а надо. С чего начать, чтобы создать рабочую атмосферу? Начать надо с создания эмоционального настроя на репетицию.
Репетиция является основным звеном всей учебной, воспитательной и образовательной работы с хореографическим коллективом.
Во время проведения репетиции можно судить об уровне творческой деятельности всего коллектива. Его эстетической направленности и характере исполнительских принципов и навыков.[9, с 46]
Занятие - сложный художественно-педагогический процесс. В его основе лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения любой репетиции.
Каждый педагог должен постоянно искать приёмы, формы и методы работы с коллективом на занятии, которые успешно решали бы стоящие перед ним задачи. У каждого балетмейстера вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения занятий, организации работы всего коллектива. Что в свою очередь не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения занятий. Каждый руководитель исходя из которых, может выбрать такие приёмы, методы и формы работы, которые отражали бы его индивидуальную творческую манеру. Это порой касается молодых, начинающих хореографов, которым порой трудно найти наиболее подходящую форму и методику проведения занятий, подготовить за короткий промежуток времени коллектив к выступлению. [13, с 23]
«Когда-то Пришвин сказал, что не хотел бы снова стать юным, потому что опять пришлось бы мучиться от отсутствия мастерства. Ну, это, наверное, чересчур - жалко, когда уходит молодость. Но мастерство порой приходит действительно гораздо позже».[13, с.45]
Важной предпосылкой к успешной организации и проведения репетиций является знание руководителем основных методических и педагогических условий для организации творческой работы, его умение критически переосмыслить их в соответствии со своей индивидуальной творческой манерой, особенностями коллектива.[14, с 52]
Поэтому эффективность занятия зависит от того, насколько тщательно и всесторонне оно подготовлено.
Хотелось бы сказать о самых важных моментах организации и проведения репетиции. Мне кажется, что каждый руководитель должен знать и использовать эти положения для организации и проведения занятий своего коллектива.
Репетицию необходимо начинать вовремя. Что в свою очередь послужит хорошим уроком тем, кто опаздывает. Следовательно, приучит всех приходить на репетицию за 10 - 15 минут до начала.[1, с 43]
Безответственное отношение одних, порой раздражает и расслабляет других. Что приводит к снижению в них чувства постоянного творческого «горения».
Если в коллективе появляются нездоровые тенденции «исключительности» для участников, то резко значение всей репетиции в целом .[6, с 54]
Таким образом, начало репетиций, в строго отведенное время - это и этическое, и педагогическое требование.
Репетиция должна начинаться с разминки. Что позволит разогреть всех исполнителей и подготовит их к длительной учебной и репетиционной работе. Важно, чтобы разминка не была затянутой, так как у воспитанников должны остаться силы и эмоции для работы над репертуаром коллектива.
Из воспоминаний Мариса Лиепы о репетициях с Леонидом Михайловичем Лавровским: «Репетиция никогда не начиналась с разучивания какого-то па или танцевального куска. Каждой из них предшествовало некое органическое вступление, увертюра из разговора, рассказа, истории. Со всеми вместе, включая пианистов. Это было необходимо, чтобы войти в определённую тональность будущей работы. Он, как умелый дирижёр, настраивал свой маленький оркестрик. Когда он чувствовал, что нужная тональность получена, ещё раз окидывал взглядом всех и тихо бросал: «Начали!»».[13, с 26]
Если вся репетиция обеспечена должным образом, то усиливается её воспитательное и педагогическое воздействие. Следовательно, так важно продумать все занятие до мельчайших подробностей, их организационно-методическую и техническую стороны.
Негативно влияют, на творческий настрой участников коллектива, неожиданные вызовы руководителя. Если же возникает такая необходимость, то нужно извиниться перед коллективом и дать им задание. Контролировать ход его выполнения поручить самому опытному участнику.[18, с 9]
Всё это сказывается на художественно-эстетическом, творческом росте коллектива, психологическом настрое его участников на серьёзную творческую работу.
Следовательно, руководителю для придания своей работе стройности, логичности, педагогической и воспитательной направленности необходим хорошо продуманный и зафиксированный на бумаге план.
Знание руководителем своего коллектива, его творческих возможностей, позволяет точно и подробно составлять тематический план каждой репетиции.[20, с 5] Это требование относится как к начинающим, так и к достаточно опытным руководителям.
План репетиции включает основные направления деятельности коллектива и задачи. Которые в свою очередь предстоит решить коллективу в ходе репетиции. Задачи носят конкретный характер. Они включают технические, художественно-эстетические, педагогические и воспитательные моменты. В первую очередь для придания всей работе коллектива единой стержневой линии формулируются воспитательные задачи.
Исходя из разработанного плана, педагог ставит перед участниками конкретные задачи.[28, с 3]
Решению педагогических и воспитательных целей способствует введение специальных элементов, формирующих и развивающих нравственные качества личности. Данная деятельность относится к числу наиболее сложных, требующих особого дара, мастерства, чутья и видения развития личности каждого участника коллектива..
Характер репетиций зависит:
во-первых, от технической подготовленности воспитанников;
во-вторых, от степени сложности исполняемого и разучиваемого репертуара.
Для хореографических коллективов разного уровня, существуют свои методические установки. [15, с 6]
В зависимости от этого, время, отводимое на репетиционные занятия в различных коллективах, неодинаково. В начинающих коллективах и коллективах невысокого исполнительского уровня, репетиционная работа сведена до минимума. Преобладают учебно-тренировочные занятия. Репетиция опирается на багаж тех знаний и умений, которые накоплены участниками коллектива. Накопить же они их могут только путём систематической и упорной тренировочной работы.
Поэтому нельзя это положение понимать таким образом, что репетиции ничего не дают для художественно-технического и исполнительского уровня участников. Ведь в процессе репетиционных занятий коллектива, оттачивается мастерство его исполнителей.[27, с 30]
Существуют отличия и в содержании репетиций профессионального и начинающего коллектива. В начале работы коллектива необходимо подбирать лёгкие, разнохарактерные номера. Такой подход к подбору номеров позволяет разнообразить занятия. Он способствует быстрому усвоению исполнителями различных приёмов, умению перестраиваться с одного темпа-ритма на другой.
В течение всей репетиции, в детском коллективе, не следует работать над одним произведением. Участники в этом случае быстро устают. Номер им «примелькается», и они допускают непроизвольные ошибки, вызванные снижением внимания и усталостью. Для работы лучше брать номера в сочетании: лёгкие - трудные, быстрые - медленные, комические-лирические. На лёгких номерах исполнители «разогреваются».
Трудные номера требуют сосредоточенного внимания, эмоциональных и физических затрат. Участники коллектива должны быть хорошо настроенными на работу или уже втянутыми в неё, и в то же время не уставшими.
Не следует делать частых остановок и перерывов во время репетиции. Это нервирует, сбивает темп и настрой участников репетиции. Следовательно, частые остановки разбивают целостное представление о номере, а это значит, что усложняется работа воображения исполнителей.[11, с 8]
Многое из того, что не получается после первого прогона, начинает выигрываться через 2 или более занятий: участники улавливают стиль номера, его характерные, темповые, смысловые особенности, образно-эстетическое и эмоциональное содержание.
Во время проведения репетиции замечания нужно делать после исполнения целого номера. Можно ограничиться словесными пояснениями, высказывать их конкретно, чтобы всё было понятно.
Множественные повторения одного и того же номера снижают внимание участников, чуткость к жестам. Занятия превращаются в скучные и назойливые поучения. «Надо быть, по возможности, ровным и точным, но нельзя быть скучным». Надо одну репетицию, например, чуть-чуть, «похулиганить!». Что является одним из основных условий увлечённости и интереса детского, студенческого или профессионального хореографического коллектива.[5, с 15]
К темпу репетиции относится, и умение руководителя вовремя сделать перерыв в занятии. Целесообразнее всего его сделать через 45-50 минут после начала работы. Вторая часть репетиции может длиться 40-45 минут. Следовательно, достигается максимальная активность участников всего коллектива при таком временном соотношении обоих половин репетиции.
Важно также, чтобы репетиция носила завершённый характер. Но у ее участников сохранялось желание позаниматься еще и еще. Что само по себе настраивает их на дальнейшую самостоятельную, творческую работу. Поучить партии, движения, фигуры, отдельно поработать над техническими движениями и т.д. У коллектива всегда должно быть в готовности несколько номеров, с которыми он может выступать. На занятии необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника коллектива. Немаловажен в таких случаях и фактор возрастных и физиологических различий участников.
Репетиция - это труд. Причём труд, при котором не всегда видны результаты. Она включает элементы монотонности, что приводит к утомлению участников. Соответсвенно снижает их общую и исполнительскую активность. Обязанность руководителя – своим примером воодушевить их, не давать охладеть к творчеству.
Нужно сказать, что репетиция - это подготовка участников, поддержание в них творческого настроения и активности. Создание творческой и соответствующей морально-психологической обстановки в коллективе, вынуждают искать наиболее эффективные методы работы. Педагог использует различные подходы к достижению намеченной цели.
К речи руководителя во время репетиции предъявляются определенные требования. Прежде всего, не нужно много говорить.
Выражать мысли следует четко и коротко. Нельзя допускать грубость, одёргивания.
Про Марину Тимофеевну Семёнову, Марис Лиепа вспоминал так: «Её объяснения всегда отличаются образностью, удивительно точными сравнениями, которые находит она для объяснения задачи. Помню, в «Спящей красавице» в первой части вариации третьего акта балерине никак не удавалось сделать па-де-бурре так, чтобы Марина Тимофеевна была довольна, она ей втолковывала: «Ты когда-нибудь ходила по расплавленному асфальту? Вообрази себе, твои ноги увязли, прилипли к асфальту, ты с трудом вытаскиваешь их, отдираешь!» Ей удавалось объяснить словами физическое состояние тела: «Собери ноги! Посмотри, у тебя нога-то - дура! Глупая нога-то! Ничего не говорит, ничего не объясняет! Она рассказывать должна, чувства передавать! Ну-ка, попробуй ещё!...».[10, с 25]
Генеральная репетиция имеет свои особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией с одной стороны, но в то же время несёт на себе приметы концертного выступления (костюмы, грим, свет, звук и т.д.). Генеральный прогон является итоговым для определённого этапа подготовки репертуара коллектива к концерту, и поэтому на нем решаются такие задачи:
- подготовить психологически исполнителей к концерту;
- проверить программу, её выстроенность.
На прогоне не нужно делать частые остановки. Важно пройти все номера от начала до конца. Дать почувствовать исполнителям всю программу в целом, этим самым как бы равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение на все номера. Лучше проводить генеральную репетицию в том зале и на той площадке, где предстоит выступление. В этом случае ещё есть время отработать нюансы, связанные с переодеванием, зарядкой костюмов, выходов на сцену, настройкой света, звука и т.д.
Эстетической и художественной культуре, бальное хореографическое творчество является важнейшим аспектом воспитания.
В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев, вырабатывают у ребенка привычки и нормы эстетического поведения в социуме.
Аккуратность в хореографии, исполнительстве, опрятность формы в танцевальном классе переносится и на внешний вид детей. Следовательно, дети выделяются не только своей осанкой и прической, но и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Важнейшей стороной занятий по хореографии является воспитание этикета. Внимание и забота о других - необходимое качество характера детей. Занятия бальной хореографией решают эти задачи.
Занятия этим искусством приносят ему разносторонние эмоциональные и эстетические ощущения.
Важнейшая цель, как всего обучения, так и эстетического воспитания в целом - творческая личность ребенка. Без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Руководитель должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством.
Просмотр специальных фильмов по бальному танцу, прослушивание музыки, сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных творческих рассуждений. Полезен совместный просмотр и обсуждение концертных программ, музыкальных спектаклей, как профессиональных, так и любительских хореографических коллективов.
В коллективе воспитывают и традиции, например: посвящение в хореографы, переход из младшей группы в среднюю и т. д.
Большую воспитательную работу несет обмен опытом между коллективами и творческая взаимопомощь друг другу
Значительную воспитательную нагрузку несут и вечера отдыха с участием детей и их родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т. д.).
Педагог воспитывает у детей порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от их суждений и позиций.
Хореография - это мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на музыкальных спектаклях, видеофильмах
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Данные качества воспитываются педагогами-хореографами годами и определяют успех во многих делах. [14, с 18]
В жизни необходимо чувство ответственности, которое, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя опоздать, нельзя подвести, потому что от тебя зависят другие. Нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - формирование ребенка как личности. Развития его гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.[1, с 15]
Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Интересы детей порой непросто сосредоточить. При этом балетмейстеру приходится проявлять педагогический такт, чуткость, применять индивидуальный подход к воспитанникам. Педагог должен использовать в работе творческие возможности каждого ребенка, его перспективы. В общении с воспитанниками необходимо проявлять симпатию, уважение к их радостям, огорчениям, сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир.
Ребенок, вступая в мир хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. В силу специфики хореографического искусства пропуски без уважительных причин, не возможны. Так как дети просто не смогут выполнять задачи, с которыми они сталкиваются. То, чем начал заниматься ребенок, должно быть выполнено добросовестно и доведено до логического конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека. Поэтому воспитательную работу в коллективе хореограф должен строить по принципу интереса, который является основным и определяющим. Это вызывает у детей положительные эмоции, влияет на их нравственный настрой и развитие эстетической культуры.
Рассмотрим следующие формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе.
Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе могут быть различными по характеру и направленности творческой деятельности коллектива.
Приступая к постановочной работе, балетмейстер рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка. О быте, костюмах, традициях, образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.
Дисциплина прививает навыки организованности труда и воспитывает активное отношение к нему. Педагог побуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные цели и задачи.
Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Руководитель хореографического коллектива должен остановиться на положительных и отрицательных моментах всей программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться творческим способностям детей.
Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
Воспитательным моментом в хореографическом коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это стимул для занятий детей и их родителей зная, что никто из них не останется в стороне.
Большую пользу в художественном и эстетическом воспитании детей принесет изучение танцев народов мира.
Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей. Снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность. Бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является одной из важнейшей задачей в воспитании детей.[9, с 53]
Каждый педагог бросает все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все его особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств, для их всестороннего развития. Руководитель любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его творческом росте и развитии. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом, мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» [13, с. 178].
Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Поэтому однообразная, утомительная и напряженная работа окрашивается радостными чувствами.
В творческой деятельности хореографического коллектива заложены большие возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный и педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, формируют маленького человека и развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.
Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций.
Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время.
К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.
Методы можно разделить на: словесные, практические, наглядные [7, с. 38].
Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядно-практический метод. Исполнительское мастерство руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших группах коллектива. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Следовательно, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным. Для того чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнении.
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их подготовки. А также уровня их эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Источником интеллектуального роста и развития личности являются увлечение и вдохновение. Чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та интеллектуальная ниточка, на которой держится желание учиться. В этом случае обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, и познание становится очень крепким и необходимым. Занятия тогда становятся интересными, когда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.
В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий, возможно, предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью. Исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. При поддержке преподавателя воспитанники сначала робко, а потом и смело, и активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания на практике, в желании осуществления задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей. Потому что многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми.
Руководитель доверяет своему ученику в постановочной работе и направляет его в учебной деятельности. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета. Чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства необходимо привлекать их к аналитической работе. Организуя различные беседы, диспуты.
Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего используется метод убеждения. Данный метод используется не от случая к случаю. Подход к данному методу должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от руководителя большого терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Данное качество характера ребенка воспитывается постепенно, в культуре его общения в социуме. Следовательно педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.[8, с 145]
Необходимо обновлять и обогащать используемые формы и методы работы с хореографическим коллективом для повышения нравственного потенциала личности ребенка. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие единой цели у детей в коллективе, сплачивает коллектив и настраивает на единый творческий ритм.
У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. На начальном этапе работы целесообразно применить элементарные знания детей. Делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Цели, которые педагог ставит перед детьми, должны быть достижимыми для них.[7, с. 39].
В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством, рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель» [17, с. 49].
Основным фактором, обеспечивающим активность воспитанников на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей к открытым отношения между воспитанниками, руководителем коллектива и его учениками. Соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У участников коллектива воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность. Поэтому данные факторы приносят детям большое удовлетворение и, естественно, их активная жизненная позиция в коллективе становится выразительнее.
В коллективе возникают неформальные объединения детей. В силу определенных обстоятельств они могут разделиться на группы. Если это произошло, не надо пытаться разобщать эти группы, противопоставлять их друг другу. Нужно использовать эти детские объединения для улучшения художественно-творческого и нравственно-эстетического воспитания. Соответственно через данную группу можно воздействовать как на каждого ребенка, формируя его интерес, вкус, поведение, так и на весь коллектив в целом.

Для стабилизации коллектива необходимо его включение в большой круг общения с другими коллективами. Данное включение воспитанников поможет им в их творческом и человеческом общении. Укрепляется общественная роль своего творчества. Этому способствует установление постоянных творческих связей между педагогами не только внутри коллектива, но и в городе, и на селе.
Для верной организации, занятий руководитель ведет журнал посещаемости. Данная сторона воспитания дисциплинирует и хорошо влияет на детей психологически. Если возникают недоразумения со стороны родителей, журнал посещаемости и успеваемости детей поможет педагогу решить все возникшие конфликтные ситуации.
Существуют индивидуальные планы, в которых ежегодно педагогом оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов воспитанника, развитие его психофизических и творческих возможностей. Проанализировав данные планы можно проследить успехи и недочеты воспитанников на занятиях. При начальном этапе обучения ребенка может оказаться, что леность и инертность ученика перерастает в профессиональный интерес. Следовательно, происходит активное развитие его профессиональных данных, изменение в характере ребенка
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как: 1. Занятия расширяют художественно-эстетический кругозор ребенка, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность. 2. Дети развивают в себе ценное качество - чувство «локтя», чувство взаимопомощи и ответственности за общее дело. 3. Приучают детей четко распределять свое свободное время. 4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством. 5. Они определяют организаторские способности детей.



Глава II Опытно - экспериментальная работа.
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Если в городах края есть возможность заняться танцами не только детям, но и их родителям, то в сельской местности такой возможности практически нет. До данного момента в сельской местности отсутствовала возможность реализовать их творческий потенциал. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие современного общества человек, способный к творческому созиданию.
Цель работы: создать условия для организации основных этапов создания хореографического коллектива в сельской местности. Раскрыть потенциал учебно-воспитательной работы по формированию творческой активности детей в хореографическом коллективе.
Для достижения цели опытно-экспериментальной работы решаются следующие задачи:
 изучить социальные функции создания хореографического коллектива в сельской школе.
изучить нормативно – правовую, материально-техническую базы, регламентирующую деятельность коллектива.
изучить аспекты деятельности руководителя по созданию коллектива и управления им.
ознакомиться с различными формами существования коллективов.
изучить возрастные психолого – физиологические особенности учащихся.
формировать культуру общения и поведения в социуме.
Реализация данной опытно-экспериментально работы направлена на:
вовлечение детей и молодежи в социальное художественное творчество;
сохранение и развитие культурных, национальных и этнических традиций, танцевального искусства;
содействие физическому развитию детей и совершенствованию основных двигательных навыков;
развитие общей организованности детей, воспитание навыков общественного поведения, содействие организации дружного детского коллектива;
раскрытие педагогических принципов и методов обучения.
Этапы создания детского хореографического коллектива:
создание условий для организации хореографического коллектива.
Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения.
В результате этого сложного процесса возникла система хореографических движений составляющий созидательный материал танцевальной образности.
В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена.
1. Глубокое знание физиологических и психологических особенностей детей и организация обучения с учетом интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей детей.
2. Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств руководителя создаваемого коллектива.
3 Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в процессе обучения детей танцу; приоритет отдается занятиям творческого содержания, на которых ребенок должен сам находить правильные движения: овладение техникой в данном возрасте находится в подчиненном положении.
4. Важнейшим из подходов обучения является индивидуальный. Так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других – наоборот.
5. Активная жизненная позиция воспитанника является необходимым условием развития его личностных и креативных способностей.
материальная база
1. Помещение (класс)
2. Станки для занятий
3. Зеркала
4. Специальное помещение для мальчиков и девочек
Итогом работы в танцевальном коллективе является создание:
творческих программ, праздников, тематических занятий, детских утренников, участия в конкурсах различного уровня, где дети используют не только полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить движения, танец.
к занятиям в коллективе привлекают с самых ранних лет. Здесь закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, радости.
бальный танец учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, легкость. Приобретается культура движения, развиваются музыкальные способности, что способствует более тонкому восприятию мира искусства и всего прекрасного.
Хореография увлекает и позволяет творить, а творческая личность редко способна на отрицательные поступки. С приходом в хореографический коллектив в Вашей жизни появится много нового и интересного

2.2. Создание коллектива бального танца в условиях сельской местности.
Танец, а особенно бальный танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой многогранный язык, который в силу эмоционально - образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Преобразование музыки в танец активно, что побуждает непосредственно к танцевальному действию.
Хореографические коллективы на сегодняшний день – не слишком распространены в сельской местности. Есть музыкальные школы для любого возраста, но именно хореографических отделений, в этих школах, открыто откровенно мало, особенно в сельской местности. А ведь хореография – это правильная осанка, развитие чувства уверенности в себе, стройность, грациозность и пластика движений.
Прежде чем приступить к созданию хореографического коллектива, необходимо определиться с его статусом (кружок, студия, ансамбль, хореографическая школа). А так же с направление деятельности (вид танца). Однако, самое важное – необходимо иметь соответствующую материально-техническую и нормативно-правовую базы. 
Итак, что потребуется в первую очередь для организации хореографического коллектива? Конечно, правильное помещение. Это должна быть просторная комната с вмонтированными по стенам зеркалами и станками. Минимальная площадь данного помещения должна составлять 100 м2. Кроме того, отдельно нужно обустроить раздевалку мальчикам и девочкам: комнату в 15-20 м2, по периметру которой расставлены шкафчики и скамейки. А также наличие умывальника, душа, туалета и их состояние. Пол танцевального класса должен быть ровным и не скользящим. Все комнаты должны быть хорошо освещены и оборудованы отличной вентиляцией. Подходящие помещения уже существуют в различных дворцах культуры, школах искусств, но не всегда соответствуют заданным требованиям.
На базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Калманская детская музыкальная школа» был создан хореографический коллектив театр танца «Силуэт». При создании коллектива была использована материально-техническая база МБОУ ДОД «Калманская детская музыкальная школа».
В его состав входят три группы:
старшая (13-15 лет)
средняя (10-12 лет)
младшая (7-9 лет)
Хореографический коллектив осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», Уставом МБОУ ДОД «Калманская детская музыкальная школа», положением о деятельности театра танца «Силуэт». Данное положение регулирует порядок и правила поведения внутри коллектива.
Программа коллектива бального танца опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе обязательного минимума содержания по танцевальной деятельности с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца.
При создании хореографического коллектива придется выдержать много испытаний. Для начала придется забыть о том, какие красивые, сложные танцы вы исполняли сами и спуститься с небес на землю. Криво, неровно, не музыкально – именно так будут выглядеть ваши первые номера. Но это не страшно. Сейчас ваша цель - горящие глаза детей! Конечно, перспективно было бы набрать детей младшего школьного возраста, желательно с хорошими данными. Поставить к станку и обучать сразу по правилам. Однако вы еще никто, коллектива у вас еще нет. Родители с маленькими одаренными детками к вам сами не прибегут, не сомневайтесь. Поэтому берите всех, кто идет, учите, чему сможете научить и ждите чуда.
До demi plie еще далеко. Для начала поддайтесь всему, чем можете заинтересовать детей - любому виду, стилю, идее. Не пугайтесь, если подростки, вдруг решившие научиться танцевать, не захотят встать к станку. Да, это будет не так, как учили вас, однако работайте! Научитесь договариваться с детьми, только так вы сможете поддерживать огонек желания и старания. А вот амбиции детей и их родителей на данном этапе только помешают.
Наступает время первых костюмов. Конечно, возникает вопрос, где их взять. Если в городе данную проблему можно решить, обратившись в ателье, то в селе такой возможности практически нет. Главная надежда – государственное финансирование, дети и родители. В основном костюмы шьются за счет родительских взносов в школу.  Для начала, создаем костюмы самостоятельно. Это позволяет показать детям, на сколько дорог и драгоценен их труд. Со временем коллектив становится больше. Следовательно, возникает потребность обращаться к швее. Не всегда есть возможность найти профессионала своего дела. Найти швею, которая возьмется за пошив костюмов, это половина дела. Самым главным отрицательным фактором при пошиве костюмов, является отсутствие в сельской местности нужного фасона и типа ткани, что само по себе затрудняет процесс создания костюма.
Что касается обеспечения детей танцевальной обуви в сельской местности. В поселке не всегда можно найти балетки и танцевальные туфли. В связи с этим возникает потребность поездки в город. В большинстве случаев этим занимается руководитель коллектива. Он берет на себя ответственность за обеспечение детей танцевальной обуви. Во время поездки в город, руководитель приобретает или заказывает в пошив танцевальную обувь на весь коллектив. Если же город находится в доступной близости от населенного пункта, то родители проявляют инициативу по приобретению обуви для своего ребенка.
Помимо всех вышеизложенных проблем, существует и ряд других. Это проблема сохранения и развития творческого коллектива. При создании коллектива к вам придет огромное количество желающих, но не обольщайтесь. Со временем формирования групп, поток желающих будет становиться меньше. Так как каждый родитель и ребенок думает, что танцевать это легко и просто, но это не так. При столкновении ребенка с действительной реальностью возникает проблема отсева и оттока детей из хореографического коллектива. Важным фактором для сохранения коллектива будет являться информирование родителей и их детей, о степени сложности занятий танцами.
Дождитесь отдачи, получите первый положительный результат. Именно положительный.  Вот теперь и повышайте планку.  Пусть дети самостоятельно найдут путь к качественным изменениям, а вы им просто помогите. Новые ощущения дают новые возможности и позволяют попробовать что-то, чего не пробовали или боялись раньше. Запомните, вы – мотиватор.
  Новизна создания хореографического коллектива на селе состоит в личностно ориентированном обучении. На своих занятиях театра танца «Силуэт» во главу угла ставлю личность ребенка, его самобытность. Раскрываю его умения, талант, опыт по отношению к изучаемому материалу. Поэтому на репетиции предоставляю воспитанникам возможность пользоваться этим опытом через выбор вида и формы материала. Ребёнок вправе выбрать какую-либо одну форму или вид и может рассчитывать на успех, что будет усиливать его учебную мотивацию.
В таких условиях меняется режиссура занятия. Воспитанники не просто слушают объяснение и показ педагога, а постоянно сотрудничают с ним. Высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают другие ребята, отбирают с помощью педагога то содержание, которое закреплено научным знанием. Не принуждаю, а убеждаю обучающихся принять то содержание, которое предлагаю с позиции научного знания.
Благодаря применяемой технологии личностно-ориентированного обучения в работе моего коллектива за короткий промежуток времени были достигнуты высокие результаты. В районном фестивале песни и танца «Таланты, рожденные Россией» средняя группа коллектива стала Лауреатом. В краевом конкурсе «Юные дарования Алтая» Михейлис Юлия стала Дипломантом III степени. Двое выпускников коллектива поступили в профессиональные учреждения края по хореографической специальности.
Задача педагога состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его творческих способностей.
Формирование задачи танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их эмоционально-образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.
Основной принцип организации коллектива постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее учащиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.
Форма обучения в коллективе - это групповые и индивидуальные занятия.
Основным условием приема детей в коллектив является желание самих учащихся, а не их родителей.
Самостоятельная работа детей в целях оказания взаимопомощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.
Выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детях чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети педагог - родители. Ведь решение проблем коллектива, вместе с родителями, делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Мы живём в 21 веке. Этот век компьютеризации, внедрение более новых технологий, поэтому наши современные дети подвержены сидячему образу жизни. Для того чтобы дать обществу полноценно-развитого человека в школах водятся спортивные кружки, но не все дети хотят их посещать, вот и возникла необходимость открыть танцевальный коллектив, в который записались учащиеся желающие удивить как своих сверстников так и показать свой творческий потенциал. Учащиеся за время обучения познакомились с разными жанрами хореографического искусства: классический, бальный, народный танец. Получили представление о выразительности танцевальных движений, легкости, силе, пластики и грации.
Между членами коллектива установились дружелюбные, товарищеские отношения. Они с радостью посещали кружок, своими танцами радовали зрителей на концертах.
Результатом работы хореографического коллектива стали концерты, конкурсы как  школьного, районного, краевого, всероссийского уровней, где принимали активное участие.
Мероприятие
уровень
результат

1. «Мисс Музыка»
школьный
Диплом, 1-е место

2. хореографический фестиваль «Мы в танце»
школьный
Грамота за 1-е место

3фестиваль художественной самодеятельности «Твори Россия»
районный
Диплом III степени

4.фестиваль патриотической песни и танца «Смелые духом» посвященный 23 февраля
районный
Диплом участника

5.V молодежный смотр-конкурс «Созвездие талантов».
районный
Диплом I степени

6.VI молодежный смотр-конкурс «Созвездие талантов».
районный
Диплом I степени

7. районный фестиваль песни и танца «Таланты рожденные Россией»
районный
Диплом I степени (старшая группа), диплом I степени
( младшая группа)
Лауреат (средняя группа)

8. фестиваль посвященный «70-летию Победы в Великой отечественной войне»
районный
Диплом II степени

9 «Юные дарования Алтая»
краевой
диплом III степени


10 «Звезды провинции»
межрегиональный
Диплом участника

11«Территория творчества»
всероссийский
Диплом участника



12 флешмоб посвященный «70-летию Победы в Великой отечественной войне»
всероссийский
участие

13 флешмоб «Телефон доверия»
всероссийский
Участие


Выпускники театра танца «Силуэт», Головин Сергей и Михейлис Юлия, поступили в профессиональные учреждения края по хореографической специальности. (Алтайский краевой колледж культуры и искусств, Алтайский государственный институт культуры)
По оценке самих ребят, танцевальный коллектив помог им расширить свой кругозор, дал возможность проявить свои творческие способности, как и предполагалось.
За время педагогической деятельности, как руководителя хореографического коллектива, был разработан проект на соискание гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры - студия танца «New 5», а также принимал участие в VII международном молодежном управленческом форуме «Алтай.Точки.Роста». На котором презентовал проект школа танцев «Алые паруса». За данный проек получил сертификат участника форума.

Заключение

Эпоха научно – технического прогресса вносит существенные изменения в эстетическое сознание, мироощущение, неизбежно приводит к модификациям в сфере хореографического искусства, стиле его мышления, выразительности, которые открывают для хореографии новые образные возможности.
В выпускной квалификационной работе мной была рассмотрена и реализована следующая цель: создать необходимые условия для организации творческой, концертной деятельности хореографического коллектива в условиях сельской школы, раскрыть специфику данной работы. Создание и поддержка хореографических коллективов, в сельской местности, педагогически целесообразно, так как это – органичное звено учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство формирования творческого и эстетического потенциала личности
В первой части были рассмотрены теоретические основы бальной хореографии. На мой взгляд, основные условия необходимые для организации плодотворной творческой и репетиционной деятельности коллектива были рассмотрены с разных сторон.
Одним из важных факторов для создания хореографического коллектива является наличие руководителя, который должен быть идейным лидером, сильной творческой личностью определяющей эстетическое направление всей художественной жизни коллектива.
Руководитель должен обладать организаторскими способностями. От его профессионализма и эстетического вкуса зависит творческая составляющая коллектива, а от качеств личности – будет ли он воспитателем коллектива и сможет ли осуществлять учебно-воспитательную работу.
В практической части я рассматриваю опытно-экспериментальную работу по созданию коллектива бального танца в сельской местности. Все изложенные мною вопросы, в теоретической части работы, нашли своё отражение в педагогическом опыте. Это говорит о том, что создание коллектива бального танца в сельской местности является возможным при соблюдении законодательства Российской Федерации, подчинении нормативно-правовым актам самого коллектива и имеющейся материально-технической базе.
Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, что поставленная гипотеза работы доказана. Цели и задачи, рассмотренные мной в выпускной квалификационной работе достигнуты.

Список использованной литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология/ Г.С.Абрамова. – М.: Педагогика, 1998.- 672с. "
Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании./ Б.В.Асафьев Л.: Музыка, 1975- 140с.
Барышникова Т. Азбука хореографии./Т.Барышникова- М.: Рольф, 1999-266с.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения/ П.П.Блонский– М.: Просвещение: 1979.400с.
Горшкова Е.В. «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце»/Е.В.Горшкова – М.:Издательство «Гном и Д» 2002- 120с.
Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе/ Ю.И.Громов-Л. Просвещение 1962-200с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов– М.: 1986.-613с.
Диниц Е.В., Ермаков Д.А., Иванникова О.В. Азбука танцев/Е.В.Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005-287с..
Додонов Б.И. В мире эмоций./Б.И.Додонов- Киев.: 1987.-140с.
Ермаков Д.А. От фокстрота до квикстепа/Д.А.Ермаков.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004-80с..
Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. Учебное пособие./ В.И. Журавлев – М.: Педагогика 1990.-168с.
Жирнова Л. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности./Л.Жирнова – М., «Искусство» 1973.-224с.
Заикин Н. Мастерство хореографа/ Н.Заикин. - Орел: ОГИИК, 2007. - 248с
Захаров Р.В. Сочинение танца./Р.В.Захаров – М.: Искусство 1983.-242с.
Иванникова О.В. Латиноамериканские танцы Румба и ча-ча-ча. /О.В.Иванникова- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.-64с.
Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе/Л.Д.Ивлева- Автореф. Л.: 1985.-219с.
Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе./А.С.Каргин– М.: Просвещение, 1984.- 224с.
Каргин А.С. Призвание и мастерство./А.С.Каргин – М.: Сов. Россия, 1986.-140с.
Константиновский В.С. Учить прекрасному./В.С.Константиновский – М.: Молодая гвардия 1973.-176с.
Кряж В.Н. Гимнастика, ритм, пластика / В.Н. Кряж - Минск; Полымя, 1987. - 87с.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы./Н.С.Лейтес – М.: 1984.-296с.
Луцкая Е. Жизнь в танце./Е.Луцкая – М.: Искусство 1968.-130с.
Матюхина Т. И. Увлекательная хореография./ Т.И. Матюхина- Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010.-140сю
Машков А.В., A.M. Машкова и др. Спортивные танцы./А.В.Машков, А.М.Машкова и др. – М.СПб, 2003.-186с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество./В.С.Мухина – М.: Академия 2000.-495с.
Панферов В.И. Балетмейстер в драматическом спектакле./ В.И. Панферов – Челябинск. – 1996.- 150с.
Пин Ю.С. Пересмотренная техника исполнения латиноамериканских танцев. Джайв./Ю.С.Пин – Лондон – СПб., 1996.-47с.
Пин Ю. С. Пересмотренная техника исполнения латиноамериканских танцев. Самба./Ю.С.Пин – Лондон – СПб., 1996.68с.
Пин Ю. С. Пересмотренная техника исполнения латиноамериканских танцев. Ча-ча-ча./Ю.С.Пин – Лондон – СПб., 1996.-69с.
. Пин Ю. С. Пересмотренная техника исполнения латиноамериканских танцев. Румба./Ю.С.Пин – Лондон – СПб., 1996.-66с.
Пин Ю. С. Пересмотренная техника исполнения латиноамериканских танцев. Па-содобль./Ю.С.Пин – Лондон – СПб., 1996.-71с.
Программы для учреждений дополнительного образования детей. Выпуск     № 12. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004-50с.
Сироткина, С. Свободное движение и пластический танец в России/ С.Сироткина. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 311с.
Соломоник Ф. Музыка. Самодеятельность. Коллектив./Ф.Соломоник – М: Сов. Рос. 1983.-120с.
Смирнов И.В.«Искусство балетмейстера», учебное пособие/ И.В. Смирнов- М.: Просвещение, 1986. - 192 с
Уральская В.И. Рождение танца./В.И.Уральская– М.: Советская Россия 1982.-144с.
Филатов С.В. “От образного слова - к выразительному движению”/ С.В. Филатов - М.: Просвещение 1993. - 52 с. .  
Франио Г. Методическое пособие по ритмике / Г. Франио - М.; Музыка, 1987. - 84с.
Цорн А. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А. Цорн. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 521с
Якобсон П.М. «Психология художественного творчества»./ П.М.Якобсон – М.: Просвещение 1971- 48 с.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 144515




Vђ Заголовок 1 Заголовок 215