Методическая разработка урока по биологии Удивительное многоголосье птиц Челябинской области.


УДИВИТЕЛЬНОЕ МНОГОГОЛОСЬЕ ПТИЦ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Учитель биологии МБОУ СОШ№4 г. Сатка Челябинской области

Цель урока: освоение учащимися разных способов познания особенностей птиц Челябинской области.
Задачи:
Организовать виртуальное исследование звуковых файлов с использованием материалов кейсов
Обеспечить создание продукта совместной деятельности
Сформировать ценностное отношение к особенностям человеческого восприятия различных источников информации (особенно звука) при изучении характеристик птиц нашей местности
Технология: кейс-технологии
Информационные технологии
время Деятельность учителя Деятельность учащихся Предполагаемый результат Примечания
Начать наше занятие я хотела бы с произведения М. Лермонтова. Послушайте, наверняка у вас возникнут некоторые образы.
ЗВУКИ


Что за звуки! неподвижен, внемлю
Сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Всё, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ, милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.
У меня возникают ассоциации….. Наверняка, у вас возникли свои образы и ассоциации. Слушают музыку и стихи
Называют ассоциации, образы, возникшие при прочтении стихов Появление первых образов на основе звуков Слайд 1
Стихи звучат на фоне звуков голосов птиц, сначала громче, затем потише
Звуки рождают образы. Кроме этого, звуки являются носителями информации. Давайте послушаем звуки природы и проанализируем, какие особенности природы они отражают.
Итак. Звуки рождают образы. Звуки являются источниками информации. Звуки отражают уникальные особенности территории. Слушают звуки леса и называют особенности природы территории Актуализация звука как источника информации о территории (уникальном отражении той территории своей местности)
Появление опыта понимания особенностей птиц по характерному звуку Слайд 2
Звук - это ресурс для изучения биологии.
Наша деятельность сегодня будет продуктивной. То, что вы создадите, будет уникально и по форме, и по содержанию. Я предлагаю вам сегодня создать экспозиции музея звуковых биологических образов, в котором разные птицы представят свои голоса

Откуда появилась такая идея? Я предлагаю посмотреть небольшой отрывок из передачи Дмитрия Крылова «Непутевые заметки»
Для кого может быть нужен такой музей? Для кого мы будем создавать такой музей?
Слабовидящие или лишенные зрения люди не должны быть лишены возможности познавать мир. И я предлагаю создать музей именно для таких людей. В обычном музее что делают? Смотрят. А в нашем музее люди будут слушать звуки голосов птиц и узнавать их по голосу. Смотрят ролик и понимают значимость звуков для людей с ограниченными возможностями
Согласование целей Слайд 3
У вас в группах имеются кейсы по 5 группам птиц Челябинской области. Каждый кейс содержит:
звуковой ряд, соответствующий определенным голосам птиц,
научные тексты и фотографии различных птиц,
контурная карта Челябинской области,
клише текста для экскурсовода,
информацию о современном музее
кадастр птиц Челябинской области Знакомятся с материалами кейса Актуализация кейса Договоритесь в группе и выберите номер кейса
Распределите роли в группе.
Внимательно послушайте задание:
Создать экспозицию Музея звуковых биологических образов и сопроводить текстом экскурсовода.
Для этого вам необходимо
Прослушать звуковой ряд голов птиц
Соотнести звуковой ряд с научными текстами и определить название птицы, определить систематическое положение
Создать яркий, образный текст экскурсовода, сопоставляя звуковой ряд и материалы кейса. Текст избыточный!!!
Время работы – 12 минут
Работа в группах.
Согласовывают свои интересы и выбирают номер кейса
Внимательно слушают задания, задают вопросы на понимание
Создают экспозицию обозначения на контурной карте птиц, которых определили по звуковому ряду Группы выбрали звуковой ряд для создания экспозиции
Проведено виртуальное исследование по материалам кейса и создан продукт совместной деятельности - текст экскурсовода и карта с изображениями птиц
Слайд 4
Ноутбуки с кейсами
Слайд 5
Слайд 6
Прежде, чем поместить ваши экспозиции в музей, их нужно проэкспертировать. Я прошу выйти экспертов групп.
Сейчас группы будут представлять свои экспозиции. Нам предстоит понять, что это за птицы. Представление экспозиций
Вопросы экспертов и аудитории к группам
Представляют экспозиции Группы представили результат своей работы Слайд 7
Выдать экспертные листы
Рефлексия
Орнитология – это наука удивительных открытий! Эта наука может смотреть на мир с самых неожиданных точек зрения. Это тоже способ познания территории и нашей области и другой. Давайте добавим нашим экспозициям человеческих звуков.
Выступления групп
Я вернусь к тому, что мы составляли экскурсию для необычных людей. Как вы считаете, нам это удалось? Было бы интересна и познавательна им такая экскурсия?
Воспроизводят звуки человеческих голосов своих птиц
Высказывают свою точку зрения по отношению к звуковым образам Группы продолжили звуковой ряд человеческими звуками
Учащиеся осознают значимость разных способов восприятия звуков Слайд 8
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ№1
группа удалось ли группе использовать звук как ресурс познания территории? Удалось ли группе верно определить птицу? Возможные вопросы к группам
Удалось в полной мере Удалось частично Не удалось удалось Не удалось Какие звуки стали определяющими?
Какие звуки вызвали затруднения?
Какие звуки вам показались не типичными для птиц данной территории?
4.Чего не хватило для более полной картины музея звуковых биологических образов?
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ№2
группа удалось ли группе использовать звук как ресурс познания территории? Удалось ли группе верно определить птицу? Возможные вопросы к группам
Удалось в полной мере Удалось частично Не удалось удалось Не удалось 1.Какие звуки стали определяющими?
2.Какие звуки вызвали затруднения?
3.Какие звуки вам показались не типичными для птиц данной территории?
4.Чего не хватило для более полной картины музея звуковых биологических образов?
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ№3
группа удалось ли группе использовать звук как ресурс познания территории? Удалось ли группе верно определить птицу? Возможные вопросы к группам
Удалось в полной мере Удалось частично Не удалось удалось Не удалось 1.Какие звуки стали определяющими?
2.Какие звуки вызвали затруднения?
3.Какие звуки вам показались не типичными для птиц данной территории?
4.Чего не хватило для более полной картины музея звуковых биологических образов?
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ№4
группа удалось ли группе использовать звук как ресурс познания территории? Удалось ли группе верно определить птицу? Возможные вопросы к группам
Удалось в полной мере Удалось частично Не удалось удалось Не удалось 1.Какие звуки стали определяющими?
2.Какие звуки вызвали затруднения?
3.Какие звуки вам показались не типичными для птиц данной территории?
4.Чего не хватило для более полной картины музея звуковых биологических образов?