Технологическая карта урока Геологическая среда как часть окружающей человека среды. Экологические проблемы, связанные с освоением

Технологическая карта урока.
Предмет: География. 10 класс.
Тема урока: Геологическая среда как часть окружающей человека среды. Экологические проблемы, связанные с освоением геологической среды.
№ урока в теме: №2. В теме: «Введение в геологию»
Тип урока: изучение нового
Цель урока: Изучить понятие «Геологическая среда», оценить степень воздействия человека на геологическую среду, сформулировать основные экологические проблемы, связанные с освоением геологической среды.
Задачи урока:
Образовательные: Обобщить знания учащихся о геологической среде, составить представление об экологических проблемах геологической среды.
Развивающие: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах Планеты: помочь ученикам сформулировать основные экологические проблемы, и найти пути их решения.
Воспитательные: Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, умения работать с таблицами и статистическим материалом. Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.
Планируемый результат: Учащиеся должны знать и уметь раскрывать понятие «геологическая среда», использовать свои знания и умения, что бы формулировать проблемы геологической среды, связанные с антропогенной деятельностью.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа.
Методы обучения: : объяснительно – иллюстративный.
Приемы: Анализ, Сравнение, установка причинно-следственных связей, приемы развития интереса.
Оборудование: проектор, физическая карта мира.

Этап урока
Время
Смысловой блок
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
1 мин
Нацеливает на готовность учеников к уроку.
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, проверка отсутствующих, организация внимания учащихся к предстоящей работе, создает ситуацию успеха.
Готовят рабочее место.

Установка познавательной задачи.
1мин
Подготовить учащихся к восприятию нового материала: «Геологическая среда как часть окружающей человека среды. Экологические проблемы, связанные с освоением геологической среды»
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень важной части нашей жизни, о геологической среде. Постараемся оглянуться назад в прошлое, и оценить, как человек взаимодействовал с Геологической средой, и какие последствия этого взаимодействия мы с вами наблюдаем в настоящее время. Назовем с вами экологические проблемы, связанные с освоением геологической среды, и постараемся найти пути решения этих проблем. (Слайд 1)
Слушают учителя.

Целеполагание
2мин
Изложить цели и задачи урока (сообщает, что учащиеся будут делать на уроке)
Как же складывались отношения геологической среды и человека? Основные этапы взаимодействия Человека и ГС? Какие изменения претерпела геологическая среда в результате антропогенной деятельности? Какие последствия мы можем наблюдать в настоящее время?


Изучение нового материала
30 мин



"Каждая территория на Земле с ее рельефом, процессами и явлениями представляет собой геологическую среду жизни и деятельности человека. Геологическая среда - это окружающие нас геологические условия. Геологическая среда возникает и меняется во взаимодействии с атмосферой, гидросферой, биосферой и внутренними сферами Земли".




 "Геологическая среда это комплекс геоморфологических, геофизических и геохимических условий, в которых существует организм (в том числе человек и его хозяйство)".









"Геологической средой называют верхнюю часть литосферы, рассматриваемую как многокомпонентную систему, находящуюся под воздействием инженерно-хозяйственной деятельности человека, в результате чего происходит изменение природных геологических процессов и возникновение новых антропогенных явлений, что в свою очередь вызывает изменение инженерно-геологических условий строительства объектов на определенной территории. Основные элементы геологической среды - горные породы, подземные воды, формы рельефа, геологические процессы и явления и их инженерно-геологические аналоги"
Взаимодействие человека с геологической средой проблема не новая и уходит своими корнями в каменный век, когда пещеры стали использоваться первобытными людьми в качестве жилища, а одним из первых орудий труда стал каменный топор. Этим исчерпывалось использование ресурсных функций литосферы, и только катастрофические геологические процессы оказывали негативное воздействие на развитие человеческой популяции... (Продолжение в приложении 1)
И только с конца семнадцатого начала восемнадцатого веков воздействие человека на среду обитания стало всеобщим и, как правило, разрушительным. Началась эпоха техногенеза.
На этом этапе воздействие человечества на природную среду выражается в выработке энергетических ресурсов, загрязнении геосферных оболочек Земли. Процесс техногенеза стал явлением грандиозным по масштабам и опасным по своим последствиям.На фоне все ускоряющегося роста народонаселения это породило современный глобальный экологический кризис, признаваемый практически всеми учеными.
Техногенное воздействие на геологическую среду. (Приложение 2)
Эти воздействия можно подразделить на: 1) физические, 2) физико-
химические,
Физическое воздействие определяется горно-технической, инженерно-строительной, сельскохозяйственной и военной деятельностью. Большое воздействие на геологическую среду оказывали подземные и
наземные ядерные взрывы, проводившиеся в различных местах земного шара. В
настоящее время около 15% суши, т.е. 1/6 всей ее площади покрыта инженерными
сооружениями – дорогами, каналами, водохранилищами, промышленными комплексами,
зданиями и др., что соответствует 2-х кратному увеличению за последние 15 лет.
Физико-химическое и химическое воздействие на земную кору оказывает
организация свалок твердых бытовых отходов (ТБО), промышленные и коммунальные
стоки вод, сюда надо
добавить и неутилизированные токсичные отходы,
Техногенное воздействие сейчас проникает и в более глубокие горизонты земной коры, благодаря огромному оличеству нефтяных и газовых скважин, подземному
строительству в городах, прокладке глубокопогруженных трубопроводов, тоннелей, железных дорог и др.
Антропогенные прогибания земной коры:
·Данный процесс связан с добычей твёрдых полезных ископаемых, откачкой флюидов (воды, нефти и газов), с созданием водохранилищ, строительством в городах высотных зданий.
Антропогенные землетрясения Изменение гидростатических и гидродинамических условий при откачке из коры жидких полезных ископаемых и внедрении замещающих сред. Возбуждение человеком движений земной коры охватывает по меньшей мере её верхние части, местами проникая и глубже.
(Приложение 3)

Таблица 1 (Приложение 4) Анализ таблицы: «В первой половине 21-го века человечество приблизится к опасной черте возмущения биосферы..»
Широко используемое настоящее время в науках о Земле понятие "геологическая среда" по-разному трактуется у различных авторов в зависимости от направлений их исследований. (Слайд 2) Геологическая среда состоит из отдельных элементов - рельефа, горных пород, подземных вод, многолетней мерзлоты, а также природных процессов и т.д. Ломтадзе В.Д. дает такую трактовку этому термину: Дает первое определение ГС, расшифровывает его:
В этом взгляде интересным является то, что геологическая среда привязывается к определенной территории и то, что она взаимодействует с внешними природные силами, постоянно изменяя свое термодинамическое состояние.


Второй взгляд (Л. Мюллер, М.В. Рац, Е.М. Сергееев, В.Т. Трофимов и др.) заключается в том, что под геологической рассматривается среда взаимосвязанная с ка-ким то конкретным объектом. Это может быть любой искусственный инженерный объект или объект живой природы. (Слайд 3)
Дает расшифровку понятия: В данном случае под геологической средой понимается верхняя часть литосферы, включающая горные породы, почвы, флюиды подвергающиеся воздействию человека. Такое определение с одной стороны искусственно сужает границы геологической среды до глубины освоения литосферы человеком, а с другой расширяет, дополняя категорию новыми элементами - результатами жизнедеятельности человека, например, сточные воды, отвалы горных предприятий и т.п.

Наиболее известным считается определение данного понятия у Е.М. Сергеева  (Слайд 4). Давайте решим, чем этот термин отличается от двух предыдущих, и почему он является наиболее полным? В данном случае термин связывается с техногенной деятельностью человека, которая направлена с одной стороны на разрушение существующей природной геологической среды, а с другой - на ее преобразование с целью строительства новых хозяйственных объектов.






Как же складывались отношения геологической среды и человека? Основные этапы взаимодействия Человека и ГС? (Слайд5)
Рассказывает об этапах развития взаимодействия человека с геологической средой, демонстрирует пример взаимодействия. (Слайд 6)
Рассказывает Учащимся об Очаговой интенсификации животноводства (выпаса животных) и поливного земледелия приводившего к опустыниванию и засолению земель. (Слайд 7,8) Приведите свои примеры.
Нас интересует, как техногенная деятельность человека изменяет геологическую среду – приповерхностную часть земной коры и как скорости этого процесса соотносятся со скоростями естественных процессов. (Слайд 9)
Хозяйственная деятельность человека настолько разнообразна, что ее влияние на поверхностную часть земной коры с трудом поддается учету.







Давайте с вами приведем примеры таких воздействий, и в первую очередь разберем – Физические воздействия. (Слайд 11-14)
Формулирует вывод о физических воздействиях на геологическую среду: «Благодаря этой деятельности изменяется рельеф; происходит изменение свойств пород –
уплотнение – разуплотнение; разрушение; изменяется режим и уровень грунтовых вод и т.д.»















Приведем с вами примеры химического и физико-химического загрязнения. (Слайд 15-18) Давайте подумаем, каковы будут последствия этих воздействий?
Формулирует вывод:
Все это разрушает верхнюю часть земной коры – геологическую среду и приводит к ее необратимым изменениям.





Отдельно мне бы хотелось остановиться, на таких последствиях антропогенной деятельности как:
Прогибания земной коры. (Слады 19-21)


Антропогенные землетрясения (Слайды 22-23)






В завершении урока, я предлагаю вам провести анализ таблицы: «Масштабы некоторых природных и техногенных потоков веществ в верхних горизонтах земной коры ( в год)» (Слайд 24) И на основе этого анализа и всего пройденного сегодня попытаемся назвать пути решения экологических проблем. (Слайд 25)
Оценивают первое определение.















Оценивают второе определение, сравнивают его с первым.













Записывают третье определение, предлагают свои варианты ответа. Формулируют с учителем верный.
















Приводят свои примеры взаимодействия человека и геологической среды до эпохи техногенеза.































Приводят примеры, дают свои варианты ответа.





















Работают над таблицей.
Называют пути решения проблем.


Закрепление знаний
6 мин
Вопросы по пройденному материалу.
Итак подведем Итог:
Что же такое геологическая среда?
Как складывалась история взаимоотношений человека и ГС?
Назовите виды антропогенного воздействия. Приведите примеры.
Каковы последствия антропогенного воздействия?
Отвечают на вопросы

Задание на дом
2 мин
(Слайд 26)
Составить сканворд на тему: «Геология»
Предложите свои пути решения экологических проблем связанных с освоением геологической среды.
Записывают домашнее задание.

Подведение итогов. Рефлексия.
3 мин
Оценить деятельность детей на уроке. Определить, что понравилось на уроке. Отметить наиболее активных участников урока
Анализ отметок. Выставление отметок в дневники. Заключительная беседа по вопросам. Взаимооценка деятельности на уроке
Определяют уровень достижения своих результатов. Отвечают на вопросы учителя


15