Урок по химии на тему Типы химических реакций на примере свойств воды.


Урок 46
Тема: Типы химических реакций на примере свойств воды.
Цели урока: актуализировать знания о типах химических реакций на примере свойств воды.
Задачи: обучающие: сформировать знания об условиях взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, о физических свойствах воды, её роли в природе и жизни человека; научить составлять уравнения всех типов химических реакций, характеризующих химические свойства воды, оперировать понятием гидроксид;
развивающие: развивать навыки использования имеющихся знаний для изучения физических и химических свойств конкретного вещества;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, бережное отношение с своему здоровью; воспитывать культуру речи и культуру общения.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная; словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Оборудование: диск «Химия 8 класс. Вода»
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
Приветствие обучающихся.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Положительный настрой на работу.
2. Актуализация знаний (10 мин.)
Самостоятельная работа (см. КИМы, сам. работа №19 стр. 72-73 (базовый и усложнённый уровень)
3. Изучение нового материала (20 мин.)
Вводное слово учителя: Стихотворение А.А.Фета
В кружево будто одетыДеревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
А всё это – только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
План:
1. Вода в природе. Физические свойства воды. Роль воды в природе и жизни человека.
2. Типы химических реакций на примере свойств воды.
Задание: Познакомьтесь с текстом §33 (§34) 1-4 абзац.
Вопросы к тексту:
В каких агрегатных состояниях существует вода на нашей планете?
Почему существует проблема пресной воды в отдельных странах?
Какова тенденция дефицита пресной воды в ближайшем будущем?
Опишите физические свойства воды? Назовите отличительное свойство твёрдой воды по отношению к жидкой.
Вопрос: Назовите все типы химических реакций. Дайте определение реакций разложения, соединения, замещения и обмена.
Реакция разложения:
Электролиз воды - реакция разложения воды под действием электрического тока. (один из обучающихся записывает уравнение реакции, указывает условие протекания реакции)
2Н2О = 2Н2 + О2Реакция соединение:
Демонстрация опыта взаимодействия воды с оксидом кальция и оксидом серы (диск)
(один из обучающихся записывает уравнение реакции, указывает условие протекания реакции)
СаО + Н2О = Са(ОН)2
SO2 + H2O = H2SO3
Запись в тетради: Оксиды металлов 1А и 2А групп при взаимодействии с водой образуют щёлочи (растворимые основания).
Оксиды неметаллов (кроме оксида кремния) при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислородсодержащие кислоты.
Гидроксиды
Основания Кислородсодержащие кислоты
Реакция замещения:
Демонстрационный опыт взаимодействия натрия с водой (диск) (один из обучающихся записывает уравнение реакции, указывает условие протекания реакции)
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Запись в тетради:
Металлы 1А и 2А групп при комнатной температуре взаимодействуют с водой с образованием щёлочи и водорода; остальные металлы, расположенные в ряду активности левее водорода, при нагревании взаимодействуют с водой с образованием оксида металла и водорода.
Реакции обмена:
Слово учителя: Обратите внимание, что в некоторых ячейках таблицы растворимости стоят прочерки, которые обозначают, что данные вещества разлагаются водой, т.е. гидролизуются.
Определение: Гидролиз – реакция обменного взаимодействия вещества с водой, приводящая к его разложению.
Гидролиз – основа жизнедеятельности живых организмов (гидролиз белков, жиров и углеводов)
Демонстрационный опыт: гидролиз карбоната натрия - изменение окраски индикатора на щелочную. (один из обучающихся записывает уравнение реакции, указывает условие протекания реакции)
Na2CO3 + H2O = 2NaOH + CO2 + H2O
Вывод: Вода – химически активное вещество: взаимодействует с металлами, оксидами металлов и неметаллов, с некоторыми солями.
4. Закрепление изученного материала (10 мин.)
Задание №1 (обучающиеся записывают уравнения реакции, указывают условие протекания реакции, называют тип реакции, называют продукты реакции).
5. Подведение итогов урока (3 мин.)
Рефлексия: Я узнал … Я научился … Было сложно … Было интересно … .Домашнее задание: §33, упр. 3,4 (п.), повт. §29-32;
творческое задание: сообщения «М.В. Ломоносов – великий русский учёный», «А.Л.Лавуазье – выдающийся французский химик», «Р.Бойль – английский физик и химик».