Географическая игра «Экологические проблемы современности»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рощинская средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
муниципального района Волжский Самарской области




Экологические проблемы современности

Географическая игра
9-10 классы

Учитель: Егорова Ольга Николаевна
высшая квалификационная категория


















2013-2014 учебный год
Цель игры: закрепить экологические и географические знания, привить интерес к учебной и исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
дидактическая - повторение и закрепление ранее полученных знаний
воспитательная – формирование экологической культуры, правил поведения в природе
развивающая – развитие творческого потенциала учащихся, интереса к предмету, умения применять знания в условиях среды
Оборудование: вертушки со стрелкой, блокноты, ручки, секундомер.
Девиз первой команды:
«Природа – наш друг, товарищ и брат»
Девиз второй команды:
«Светить всегда, светить везде –вот лозунг наш»
Правила игры
Составляются команды по шесть человек из наиболее подготовленных участников. В состав жюри входят учителя биологии, географии, классный руководитель, два наиболее авторитетных ученика старших классов.
Команды располагаются в одной из частей учебного кабинета за сдвинутыми попарно партами. Место жюри- между ними. Остальные участники должны иметь блокноты и ручки, на столе ведущего- секундомер.
Командам предлагается для обсуждения ряд нестандартных вопросов экологической тематики. Вопросы сформулированы в двух вариантах, примерно одинаковых по сложности. После вращения стрелки указатель на ней отмечает номер вопроса по списку у ведущего и по цвету сектора – команду, которая отвечает первой. Ведущий учитель называет количество баллов за ответ после консультации с другими членами жюри. В случае неправильного или неполного ответа у команды соперника появляется шанс дать свои варианты ответа и уточнить формулировку другой команды. За правильные уточнения можно получить дополнительные баллы. Команды по жребию отвечают на все подготовленные вопросы. Время на подготовку зависит от сложности вопросов и составляет от одной до трех минут.
Ход игры
I. Приветствие
Учитель: Здравствуйте, уважаемые члены жюри, учащиеся. Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить экологические проблемы в форме игры – брейн - ринга
Учитель сообщает правила игры.
II. Основная часть. Игра.
Ведущий вращает вертушку, указатель на стрелке отмечает номер вопроса и цвет сектора команды, которая отвечает первой.
Первый вопрос: время на ответ- 1 минута, оценка- 5 баллов.
1 команда: Построить экологическую цепочку «Мышь и сыр».
2 команда: Построить экологическую цепочку «Коршун и яблоки».
Ответы:
Мышь- гнезда шмелей- урожай клевера- удои молока –количество сыра.
Коршун – мелкие птицы- личинки вредителей- яблоки.
Второй вопрос: оценка 3 балла, время на ответ- 1 минута.
1 команда: Приведите аргумент в пользу ядерной энергетики.
2 команда: Тепловая электростанция работает на каменном угле. Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения?
Ответы:
Малое количество ядерного горючего, низкие транспортные расходы, не нужна привязка к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых, незначительное загрязнение воды и воздуха( при условии нормальной работы), низкая стоимость электроэнергетики.
Часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактивные примеси (уран, торий и др.). Когда сжигается огромное количество угля, в залежах сажи и шлаках концентрируются радиоактивные несгоревшие примеси.
Третий вопрос: оценка 3 балла, время на ответ- 1минута.
1 команда: Расставьте по степени загрязненности предприятия города Самары по количеству выбросов в атмосферу.
2 команда: Расставьте по степени загрязненности атмосферного воздуха города Самарской области.
Четвертый вопрос: оценка-2 балла, время на ответ – 1минута.
1 команда: Если осушить болота в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды?
2 команда: Если вырубить лес в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды?
Пятый вопрос: оценка по одному баллу за каждый ответ, время на ответ – 1 минута.
1 команда: Исполнить хором народные или современные песни «антиэкологического содержания».
2 команда: Исполнить хором народные или современные песни природоохранного содержания.
Ответы:
«Во поле береза стояла»; «Елочка» и др.
«Не рвите цветы, не рвите»; « Не губите, мужики, не губите, не рубите дерева, не рубите» и др.
Шестой вопрос: оценка – 1 балл за каждый ответ, время на ответ – 1 минута.
1 команда: Каков новый экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?
1. Каждый кулик свое болото хвалит.
2. Репу да горох не сей подле дорог.
3. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
2 команда:
1. Ложка дегтя портит бочку меда.
2.Что имеем, не храним, потерявши- плачем.
3. Лес рубят- щепки летят.
Ответы:
1
Тесная связь организма со средой обитания, его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях( место обитания).
Загрязнение сельскохозяйственной продукции тяжелыми металлами (соединение свинца, кадмия) и другими опасными для здоровья веществами вблизи автотрасс.
Отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах, отрицательные воздействия человека на окружающую среду, запоздалое осознание и понимание этих последствий людьми в целом.
Сброс малых объемов высокотоксичных отходов в реки; попадание нефти в океаны и моря в результате аварий нефтяных танкеров.
2
Невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера.
Необходимость полнее использовать отходы и вторичные ресурсы, влияние строительства промышленных и других объектов на окружающую среде.
Сброс и отвалы ценного минерального сырья; загрязнение окружающей среды и последствия этого.
Седьмой вопрос: Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие загадки и сказки?
1 команда:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Течет, течет - не вытечет.
Бежит, бежит –не выбежит».
2 команда:
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
«Зимой в поле лежат, весной в реку побежали»
Ответы:
Знаменитая фраза «Не пей из копытца – козленочком станешь» может быть интерпретирована как предостережение от использования источников загрязнения питьевой воды. Ответ на загадку: незарегулированный сток маслосырзавода и сахарного завода.
Эпизод с царевной и яблоком- аналог потребления продукции с избыточным содержанием нитратов или ядохимикатов. Минеральные удобрения, внесенные на поле, с талыми водами попадают в реки.
III. Подведение итогов.
Учитель: Мы благодарим вас за активную познавательную работу. Нам понравились ваши ответы. Команды достойно играли, показали свои знания и умения в области экологических проблем и высокую экологическую культуру.
Награждение грамотами и подарками.













Список использованной литературы
Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995.
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Школа-Пресс, 1996.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательный учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 классы. – М.:Дрофа, 1997.
Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. 10(11) класс. – М.: Дрофа, 2001.