«Охраняемые растения Волгоградской области».

Краеведение.
«Охраняемые растения Волгоградской области».
Цели:
-познакомиться с охраняемыми растениями Волгоградской области
-работать над развитием любознательности, памяти, внимания, устной речи, расширением словарного запаса детей.
-прививать любовь к живой природе, воспитывать бережное отношение к ней, желание охранять растения.

Оборудование: кокошники цветов, акции юннатов (приложения 1-6), презентация «Охраняемые растения Волгоградской области.
План:
I . Сообщение темы занятия.
-Мы сегодня будем говорить об охраняемых растениях Волгоградской области.
-Назовите их.
-Как вы думаете, какие это растения?
-В какой книге мы можем прочитать о них? (Красная книга)
-У нас есть Красная книга Волгоградской области, посмотрите на нее.
II . Постановка проблемы занятия.
- Почему некоторые растения называют охраняемыми?
- Почему их надо охранять?
- Как их надо охранять?
-Кто их может охранять?
- Эту проблему - кому и как надо охранять растения, мы решим сегодня на занятии .

Праздник цветов.

Ведущий:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла весна.
Ведущий: По каким признакам вы узнали, что к нам пришла весна?
А вот и весна пришла к нам в гости.
Весна:
Я весна – красна
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах рощу цветочки,
Прогоняю с речки лед,
Светлым делаю восход.
Я красавица – весна,
Я вам праздник принесла.
Ведущий:
Спасибо, Весна, что ты пришла к нам на праздник цветов. Вы, наверное, знаете, что именно весной появляются первоцветы - самые первые цветы.

Весна.
Звонкой барабанной дробью отметил приход весны в заповедный лес дятел. Высоким и голубым стало небо, ярче солнце, длиннее день.
Еще в середине марта прилетели скворцы и грачи. Отдыхать некогда, начались заботы по строительству гнезд. Скворцы выдворяют из своих прошлогодних квартир воробьев, возле скворечников шум и гам. Сороки тоже возводят жилища. Ломают с деревьев и таскают в гнезда небольшие веточки галки( картины птиц на доске).

1.Чтение стихов о весне.
Далеко еще до мая,
Но проталина видна.
И уж сердце понимает:
Приближается весна.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора

И все засуетилось,
Все гонит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захвотя
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.



Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну услышала она,
И ей невольно улыбнулась.
2. Появление цветов (дети в кокошниках).
Подснежник

Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Ведущий
Подснежник-король сегодняшнего дня, ведь он самый первый весенний цветок.

Ветреница.
Пришел апрель, умчались вьюги,
Дни зимней стужи сочтены.
Уж близки летние досуги,
Уж слышен сладкий звон весны.
Ведущий
А теперь угадайте этот цветок.
Когда он зацветает, прилетают дикие утки и гуси.
Гусиный лук.

Пускай грозят еще морозы,
Пусть по утрам на лужах лед,
Не страшны нам поздние угрозы,
Зима назад не повернет.

Ведущий
А это растение зацветает, когда весна постепенно переходит в лето. Аромат этих белоснежных цветов изыскан и тонок.
Ландыш.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы.
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты.
Медуница.
Что случилось с медуницей?
Медуницы небылицей?
Вроде розовой была.
Посинела, отцвела.
Ведущий
Вот и гости собрались. Но не все цветы смогли приехать. Их очень много и они прекрасны.

3. Вальс цветов.
(Все цветы вместе с весной танцуют)
4. Игра «Цветик-семицветик».
На лепестках цветика -семицветика описание цветка. Его нужно угадать.

Ведущий
Послушайте сказку, которую поведал мне сказочник, он очень просил, чтобы я рассказала ее вам.

Сказка.
На небольшой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, А насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрел на эту поляну, он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге встретил друзей, ребятам стало очень завидно. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был добрым мальчиком. Он рассказал друзьям о поляне. Дети гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал разговор детей и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что там он увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели и он заплакал.
-Как вы думаете, почему?
Ведущий
Мы сегодня много говорили о цветах. Ведь они радуют наши глаза, греют души, отогревают сердца. Но эта красота в опасности.
Давайте все вместе будем беречь наше богатство - нашу красоту-цветы.

-Как их надо беречь?

Вот букет он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись лепестки.
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие лепестки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно, стало на поляне-
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое!
Ведь подснежники не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою !
Только очень просим нас не рвать».
IV. Работа на станции юных натуралистов.
– Кто из вас ходит в кружок юных натуралистов?
-Что вы там делаете?
- В каких полезных акциях по охране растений вы участвуете? ( «Операция первоцвет», «Спасем первоцветы», «Обращение к михайловцам», « Помоги спасти!».
Обобщение.
-Кому нравится ходить на станцию юннатов?
-Почему?
-Как вы лично помогаете охранять растения?
V. Презентация «Охраняемые растения Волгоградской области».
Обобщение.
-Какие охраняемые растения Волгоградской области вы запомнили?
-Почему их надо охранять?

VI. Итог занятия.

-Как ты можешь охранять растения?
-Как вы думаете, почему сокращается их численность?

Обобщение учителем.
В Волгоградской области растет количество охраняемых растений. В первую очередь численность видов растений сокращается из-за их декоративности (тюльпан, ирисы, хохлатки, пион); виды ценные как лекарственное сырье( валериана, горицвет, астрагал), виды исчезающие из-за изменения основных мест обитания (ковыль, плауны, папоротники)
VII. Синквейн.




Литература:
1. Н. А. Брылев . Красная Книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. Волгоград,1992.
2. В.А. Сагалаев. Растения «Красной книги» Волгоградской области., М «Глобус» ,2008.
3. Ю.А. Кононов, Крассная книга Михайловского района. Рукописная книга. Михайловка, 1999г (СДЮТ).
4.Краеведение мультимедийные приложения к методическому пособию.
5. ж. «Свирель», 2010 № 6, ст12-14, 2010№ 4, ст14-16, 2011 №8 с22-24.
6. Фильм «Наши добрые дела»

15