Урок по окружающему миру на тему Водоёмы нашего края и их охрана


МБОУ ООШ № 138
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ТЕМА: «ВОДОЁМЫ НАШЕГО КРАЯ И ИХ ОХРАНА»
4 класс
УМК «Школа России»
УЧИТЕЛЬ: щЕРБАКОВА Л.М
учитель начальных классов
г.Самара
Тема урока: Водоёмы нашего края и их охрана.

Урок-исследование
Цели:
Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоёмов нашего края, раскрытия значения водоёмов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоёмах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитие интереса к предмету «Окружающий мир»; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и познанию.
Развитие исследовательских умений младших школьников
выявить источники загрязнения природы;
определить способы защиты реки;
анализировать исследовательскую работу одноклассников;
делать выводы на основе эксперимента.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, микроскоп, схема реки,
распечатка текстов для самостоятельной работы, заготовки для кластеров, карта России, карта Самарской области, глобус, карточки с названиями групп, «Толковый словарь»
( Ожегова)
Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир» (автор А.Плешаков), поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 4 класс. К УМК "Школа России" (автор Т.Н. Максимова)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода…
Чтоб тему урока узнать
Загадку вам надо отгадать.
Загадка
(отгадывают загадку)
Я и тучка и туман,Я река и океан.Я летаю и бегу,И стеклянной быть могу.
(Вода)
Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о воде и водоёмах нашего края.
III. Изучение нового материала
Как вы понимаете слово «водоём»?
(Высказказывают предположения)
А где можно узнать точное значение слова?
( Проверяют предположения по Толковому словарю)
Учитель: 
(Отвечают на вопросы)
Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
– Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?
– Ребята, 2/3 земной поверхности на планете занимает вода. Одинакова ли вода по вкусу?
Дети: Нет, вода бывает пресная и соленая.
Учитель: Какая вода бывает в водоемах нашего края?
– Где вода соленая? (В морях и океанах)
– Какие водоемы вы знаете?
– Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению.Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
– Что относится к естественным?
Дети: Река, озеро, море, океан, ручей.
Учитель: Что относится к искусственным?
Дети: Канал, водохранилище, пруд.
– Перечислите искусственные водоемы.
(Заполняют таблицу)
водоёмы
естественные искусственные
река канал
озеро водохранилище
море пруд
океан ручей Все ли виды водоёмов есть у нас в Самарской области?
( нет моря и океана)
Каких водоёмов больше?
(Рек)
Вспомните части реки. Прочитайте точное толкование слов:
-исток-притоки- устье
Как вы думаете много у нас рек?
Учитель: Основные реки — Волга, Самара, Большой Кинель, Сок, Уса; поменьше реки — Кондурча, Большой Иргиз, Чапаевка, Черемшан, Чагра. Есть еще множество мелких речек.
Сообщения детей о реках.
(Читают сообщения о реках Самарской области)

IY.Исследовательская работа. Река Волга.
1.Постановка проблемы.
Какая главная река в Самаре?
Хотите сегодня больше узнать о Волге?
Чистая ли вода в моём стакане? (Чистая)
Почему? (очищенная через фильтр)
Если я наберу воду в Волге, могу ли я её пить? (Нет)
Почему?
На столе два стакана с водой: один – очищенная через фильтр вода, другой – вода из Волги.
– Давайте сегодня подумаем над тем, что каждый из нас может сделать, чтобы в нашей Волге была такая чистая вода, как в моем стакане.
2.Э к с п е р и м е н т.
(Ученица представляет эксперимент)
– Ученица нашего класса в ходе подготовки нашего исследования провела эксперимент. Сейчас она расскажет о нем, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы по эксперименту.
Рассказ сопровождается презентацией с фотографиями, подтверждающими проведение эксперимента.
Ученица Я взяла стакан с чистой водой и стакан, в который налила моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставила в них часть растения с листьями и стала наблюдать.
Я увидела, что растение в грязной воде погибло.
А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.
– Ребята, как влияют эти стоки на растения?
Посмотрите следующий слайд. Здесь мы видим наблюдения за инфузориями (это подтип одноклеточных животных, они играют важную роль в биологической очистке сточных вод)

Наблюдения в микроскоп за инфузориями показывают, что в грязной воде они постепенно погибают.

– Как вы думаете, влияет ли на человека грязная вода? Почему?
3. Стадия осмысления.
Какое значение для человека имеет вода?
Значение водоёмов в природе очень велико.
Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому.А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, - это единственный дом. Велико значение водоёмов и в жизни людей. Они украшают Землю, радуют своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают.По воде на судах путешествуют и перевозят грузы.Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве .Водоёмы должны быть чистыми!

В течение презентации идет уточнение с помощью схемы: вода – жизнь, есть в растениях, животных, человеке, она питает, исцеляет.
4.Работа в группах.
Работают в группах.
(Группы имеют названия, в каждой группе есть командир, который всех организует).
Составьте описание реки Волга по плану:
1.Название реки.
2.Где находится исток реки.
3.Какое течение: быстрое или медленное
3.Притоки.
4.Куда впадает река.
5.Растения и животные реки.
6.Использование реки человеком.
7.Как люди влияют на реку.
8.Что люди делают для охраны реки.
Ваша задача – запомнить так материал, чтобы вы смогли познакомить своих одноклассников с текстом, для этого нужно будет правильно составить кластер, он вам поможет передать быстро содержание текста.
Ребята читают текст и составляют кластер.
«Историки».
Великая русская река Волга с давних пор была известна грекам. Ра (что означает «щедрая») – так называл Волгу греческий ученый Птолемей в своей «Географии». Он жил далеко от Волги, на побережье Африки, в городе Александрии, но и туда доходили слухи о великой реке.
Название «Волга» произошло от «волоога» – влага, влажный. Татары называли ее Идиль, монголы – Итиль, т. е. река рек, финикийцы называли «светлая, блистающая». Волга кормилица, она поит и людей, и растения, и животных. По берегам Волги издавна селились люди.

«Географы».
От истока до устья
Волга – самая большая река в Европе, более 3 500 км. Берет начало на Валдайской возвышенности: исток Волги – ключ у деревни Волго-Верховье в Тверской области, впадает в Каспийское море. Волга принимает около 200 притоков, самые крупные Кама и Ока. Крупнейшие города на Волке: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Астрахань.
Обозначьте с помощью карты России города, которые находятся по берегам Волги. Где берет Волга начало? Куда впадает Волга?

«Знатоки».
Животный мир Волги насчитывает около 580 видов. В ней обитает до 75 видов рыб, из них 40 промысловых.
По образу жизни рыб можно разделить на проходных, полупроходных и жилых. Проходные живут в Каспийском море, но входят в Волгу для размножения, все они являются промысловыми: белуга, осетр, севрюга, вобла, волжская сельдь. Полупроходные живут в пресных водах в районе Каспия, а в Волге размножаются: стерлядь, лещ, судак, сом, сазан, чехонь, жерех. Жилые рыбы все время живут в Волге: плотва, густера, налим, окунь, щука Рыбы любят жить в чистой воде.
Напиши в кластер рыб по их видам.


«Экологи».
Кто загрязняет Волгу?
Основные источники загрязнения воды связаны с человеком: нефтепереработка. 1 литр нефти способен отравить миллион литров воды. Загрязняют воду транспорт, ядохимикаты, пластиковый мусор. По берегам Волги в городах расположено множество заводов и фабрик, которые загрязняют воду и воздух. В нашем городе есть такие предприятия: «Красный Октябрь», «Тракторный завод», «Каустик».
В Дзержинском районе «Волгосинтез» – производитель краски, предприятие «Шеврет» делает кожу из шкур. Эти предприятия загрязняют воду, воздух и почву вредными веществами так сильно, что для принятия мер по охране природы дело направлено в суд.
В бассейне Волги живут 60 млн. человек, и этот факт тоже говорит о сильном загрязнении Волги.

«Защитники природы».
Для того чтобы человек был здоров, чтобы в нашей реке было много рыбы, нужно сохранить воду чистой, надо перестать сбрасывать грязные стоки, мусор, отходы. На предприятиях необходимо ставить очистные сооружения, воду очищать и использовать несколько раз.
Река перегорожена плотинами, поэтому рыбы не могут свободно проходить по течению Волги. Нужно чистить дно реки, делать в плотине специальные проходы для рыб. Особенно опасны для рыб пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Дети, не бросайте мусор в Волгу, не оставляйте его на берегу.
IV. Стадия рефлексии.
1. И г р а «Да – нет».
– Сейчас с помощью игры я очень быстро узнаю, какая группа работала лучше всех и дала вам больше всего знаний.
Если вы согласны с моим высказыванием, присядьте, если не согласны, стойте смирно и показывайте головой «нет».
 Птолемей называл Волгу Ра, что означает «щедрая». (Да.)
 На древнерусском языке «Волга» означает река рек. (Да.)
 Монголы называли Волгу «Итиль», что означает река- рек. (Да.)
 Финикийцы называли Волгу яркой, красной рекой. (Нет, светлая, блестящая.)
 Волга самая большая река в Европе. (Да, больше 3500 км.)
 У Волги 100 притоков. (Нет, 200.)
 Самые большие притоки Волги: Кама и Ока. (Да.)
 Проходные рыбы постоянно живут в Волге. (Нет, только размножаются.)
 Жилые рыбы входят в Волгу для размножения. (Нет, они постоянно живут в Волге.)
2. Р а б о т а п о к а р т е. Отчет группы «Географы».
– Покажи на карте исток Волги и куда река впадает.
– Какие у нее притоки, через какие города она протекает?
3. Э к о л о г и п р е д у п р е ж д а ю т.
Читает ученик наизусть:
Наша чистая вода
Утекла бесследно,
Та, что в речке есть сейчас,
Стала очень вредной.
Только капелька чиста
Да надежда теплится,
Что счастливая вода
В Волге вновь поселится.
– Что и кто загрязняет Волгу? (Основные источники загрязнения воды связаны с человеком.)
– Что нужно делать?
Ученица расскажет о том, что должны делать взрослые (кластер на презентации). Фронтально дети должны пояснить, что могут сделать они для защиты природы.

З а д а ч а. За час из не закрытого плотно крана вытекло 3 литра воды. Сколько воды вытечет за 10 часов?
Ученица.
Берегите воду
Ах ты, капелька моя, чистая, прозрачная.
Я хочу, чтоб у тебя жизнь была удачная.
То не бред, не ерунда: есть счастливая вода,
Только люди - человеки засоряют наши реки.
Им, наверно, невдомек: губят главный в жизни сок,
Глупые, не понимают, ведь себя же убивают.
Чтоб не быть беде вовеки,
Чистыми должны быть реки.
– Давайте будем сохранять воду в Волге чистой, для себя и будущих поколений. - Воды на земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды
V. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
– -Какое значение в природе имеют водоёмы?
-Где пригодятся эти знания?
-Как ты оцениваешь свою работу?


Сказка А.А. Рыжова «Жила-была река»
ЖИЛА-БЫЛА РЕКА
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Обсуждение:
- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?
- Как речка помогала людям?
- Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели? Почему?
- Что случилось с горожанами, когда река ушла?
-Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что еще они могли бы сделать для своей реки?
Вывод: не надо загрязнять водоемы, от этого страдает все живое