Конспект открытого урока по физической культуре Развитие физических качеств методом круговой тренировки.


«Развитие физических качеств методом круговой тренировки»
Открытый урок по физкультуре.
18.01.2015г.
Учитель физической культуры МБОУ СОШ
№11 г. Владикавказ.

Исследования подтвердили эффективность круговой тренировки даже при использовании её в 50% уроков. Там, где внедрена круговая тренировка, у детей значительно повышается уровень развития силы, возрастает динамометрия правой и левой кисти, как у юношей, так и у девушек, увеличивается становая сила. Анализ измерений физической подготовленности позволяет также отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статистической силовой выносливости и быстроты движений.
Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке- эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это будет способствовать совершенствованию умений, входящих в учебный материал. Обязательное условие - предварительное изучение этих упражнений всеми учащимися.
При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, педагогу необходимо:
1.Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.
2.Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.
3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Каждое упражнение комплекса учащиеся выполняют в течение обусловленного времени ( работают 20-30 сек., отдыхают 30-40 сек. ), стараясь проделать его максимальное ( для себя ) количество раз.
4.Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и, в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, многие учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на каждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецелесообразно применять круговую тренировку и во вводной части урока, так как задачи ее – функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким образом создать оптимальные условия системам организма для более сложной и интересной работы, предстоящей в основной части урока.
5.Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.
6.Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой , а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью . Если эту последовательность нарушить , то может оказаться , что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы не будет чередования нагрузки т.е., как гласит известная пословица , в одном месте будет густо , а в другом пусто . А это неприемлемо для круговой тренировки.
Процесс внедрения круговой тренировки начинается , как правило , с определения педагога конкретной программы действий , осуществления контроля за ее внедрением , исправления ошибочных действий или уточнение отдельных упражнений. Ученики , в свою очередь ,получив задание , осмысливают его , выполняют пробные подходы и попытки. Качество их работы педагог комментирует и уточняет.
Метод круговой тренировки на уроках физической культуры в нашей школе применяются давно . Сначала это были отдельные комплексы упражнений для развития только физических качеств ( быстрота , выносливость , ловкость, гибкость , сила ) и совершенствования их комплексных проявлений (скорость силы , силовая выносливость и т.п.). В нашей школе при проведении уроков физической культуры методом круговой тренировки после проведения тщательной разминки , выполнения общеразвивающих упражнений учащиеся делятся на несколько групп по 2 человека (это дает возможность выполнять упражнения в парах и с помощью одного из партнеров). Спортивный зал или спортивная площадка делятся на так называемые «станции» по числу запланированных упражнений. На каждой «станции» находится карточка с номером «станции» и кратким описанием выполняемого упражнения. По команде учителя группы начинают одновременно выполнять упражнения каждая на своей станции. По окончании запланированного времени следует переход на следующую «станцию». Учащиеся переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, пока не проходят целый круг. После этого каждый ученик получает оценку за работу во время выполнения упражнений круговой тренировки (обычно «4» и «5»). Время выполнения упражнения варьируется в зависимости от возраста и подготовленности учащихся (от 20 сек. в 5-ом классе до 30 сек. в 11-м). При составлении комплексов круговой тренировки мы стараемся на разных «станциях» вовлекать в работу различные мышечные группы.
На одну и ту же группу мышц можно воздействовать двумя-тремя различными упражнениями. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции, и в то время как одна группа мышц получает нагрузку, другая-активно отдыхает.
Видя, что уроки с использованием круговой тренировки интересны для учащихся, мы стали добавлять в упражнения элементы спортивных игр (волейбол и баскетбол). А в дальнейшем стали использовать метод круговой тренировки на открытой площадке при изучении раздела легкой атлетики. Уроки стали разнообразнее и интереснее.
Подытоживая характеристику круговой тренировки, можно сделать следующие выводы:
Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.
Круговая тренировка в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 20 мин., иногда и больше) в основной части.
Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений; подобранных в соответствии с определенной схемой (символом круговой тренировки) и выполняемых в последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга и т.п.).
Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.
В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строгого регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентации процесса упражнения в круговой тренировки обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.
Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные имеют возможность добиться, по крайней мере, относительно тех же успехов (при соответствующем прилежании), что и самые сильные.
Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В само организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станции» , зависимость выполнения задания от действия других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учёт, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе.
Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся, круговая тренировка имеет широкую сферу применения-от школьного физического воспитания до «большого» спорта.
В заключение я хочу привести примерные комплексы упражнений круговой тренировки, применяемые в нашей школе:
Комплекс упражнений, используемый при прохождении учебного материала по волейболу:
1-ая станция. Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180 градусов и повторением упражнения.
2-ая станция. Верхняя передача волейбольного мяча в стену на высоту 2,5-3,0 м.
3-ая станция. В низком приседе прыжки с продвижением вперёд.
4-ая станция. Стоя в 1-ом метре от стены, переход в упор на пальцах о стену с последующим отталкиванием и возвращением в и. п.
5-ая станция. Стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч, прогибание в грудном отделе позвоночника с отведением рук вверх-назад за счёт поочерёдного выпада вперёд.
6-ая станция. Подбрасывание волейбольного мяча одной рукой над головой, затем верхняя подача в стену другой рукой с последующей ловлей мяча и повторением упражнения.
7-ая станция. Стоя, руки за голову, сед, перекат назад на спину с последующим возвращением в и.п.
8-ая станция. Нижняя передача волейбольного мяча в стену.
9-ая станция. Из о, с., не отрывая ног от пола и не сгибая коленей, упор стоя, перевод в упор лёжа с последующим возвращением в и.п.
10-ая станция. Верхняя передача волейбольного мяча над головой стоя на месте и во время передвижения по площадке.