Описание педагогического опыта по методической теме: Нетрадиционная техника рисования в первой младшей группе



Описание педагогического опыта
Автор: Сухарева Татьяна Петровна
ГККП «Ясли – сад «Моншақ», воспитатель, стаж работы - 20лет
Тема опыт: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».
Реализация этого опыта проводилась с детьми от 2 до 3 лет.
Опыт длился 2 года.
Идея опыта: способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Цель: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы
3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Актуальность опыта.
В ГОСО РК Дошкольное воспитание и обучение в области «Творчество» и «Познание» определены задачи по формированию личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, через формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса ребенка, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста. Начиная с двух летнего возраста, уделяется внимание различию основных цветов, форме, величине, проявляется любознательность и особый интерес, ребёнок экспериментирует с различными предметами, проявляется интерес к различным источникам информации, начинает создавать близкие образы с помощью карандаша, фломастера, гуаши, пластилина, при этом проявляет радость, эмоциональный отклик. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Работая с детьми в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами.
Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной  задачей   воспитания   и обучения     в изобразительной     деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей.
3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6.Принцип интегрированного подхода реализуется  в сотрудничестве с воспитателями, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
В своём творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве с детьми я попробовала использованием нетрадиционных способов рисования.
Я познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету, а также таким способом изображения  как «рисование каплями». В конце учебного года я обучила детей рисованию способом тычка. В процессе закрашивания тычками какие-либо неточности не влияли  на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получались более приближенными к реальным. Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и переживать.
Использую в своей работе методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Ее я строю по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных способностей ребенка:
- ребенок не усвоил даваемого мной материала в силу каких – то обстоятельств;
- закрепление или повторение пройденного материала;
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства. На занятиях нетрадиционной техникой рисования я стараюсь научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить, проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. Все представленные в опыте нетрадиционные художественные техники изучены и апробированы мною в работе с детьми, а их эффективность в создании выразительных образов проверена на практике.
Новизна опыта.
Как и многие воспитатели, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий
2003», 2008.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись.- Санкт-Петербург-«Детство», 2004;
5. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.
6.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000
7.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990   48с.
8.Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988
9. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.
10.Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2002
Результативность.
Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. При осуществлении диагностики, которую провожу с целью определения знаний и умений, определились задачи по устранению недостатков в работе и дальнейшего развития творческих способностей детей.
Данная система проводилась в течение 2014 – 2016 годов.
В 2014 -2015 на занятиях редко применялись нетрадиционные техники рисования, при этом дети показали следующие результаты:
- из 20 детей высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 20 %
- средний уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 40 %
- низкий уровень развития показали 3 воспитанников, что составило 40 %
В 2015 -2016  систематически применялись нетрадиционные техники рисования и воспитанники показали следующие результаты:
из 20 детей высокий уровень развития показали 7 воспитанников, что составило 35%
средний уровень развития показали 11 воспитанников, что составило 55 %
низкий уровень развития показали 2 воспитанника, что составило 10 %
Проведенная работа показала, что в течение 2 лет наблюдается рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования с уменьшением детей с низким уровнем освоения.

На основе полученных данных отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания.
Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию.
Положительным результатом в своей работе считаю , выбранная мною тема опыта направленная на развитие художественно – творческих способностей детей способствует повышению уровеню художественных способностей. Практика показывает, что с помощью необычной техники рисования у детей рисование вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.